СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование общих и профессиональных компетенций через организацию исследовательских работ по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

мСовременное качество химического образования определяется формированием ключевых компетенций, где одной из основных является учебно-познавательная компетенция. Учебно-познавательная компетенция предлагает умение самостоятельно применять знания в новых, нестандартных условиях. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование общих и профессиональных компетенций через организацию исследовательских работ по химии»

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО ХИМИИ

Л.В.Барбашина – преподаватель химии

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж»

E-mail: [email protected]


Современное качество химического образования определяется формированием ключевых компетенций, где одной из основных является учебно-познавательная компетенция. Учебно-познавательная компетенция предлагает умение самостоятельно применять знания в новых, нестандартных условиях. Постановка такой задачи ориентирует преподавателей на применение новых эффективных технологий. Одной из таковых технологий считается организация исследовательской деятельности обучающихся, которая формирует качества необходимые любому современному человеку, определяющие его компетентность. Существуют различные подходы к определению видов исследовательской деятельности, к которым относят поисковую, экспериментальную, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую и другие, осуществляемые как на уроках, так и во внеурочное время. Исследовательская деятельность предполагает использование различных технологий организационного, обучающего и информационного характера. Ее универсальность можно проследить на работах проведенных студентами нашего колледжа.

Критериями выбора тем исследовательских работ студентов, является профессиональная или практико-ориентированная направленность. Чаще всего в своих исследованиях, наиболее востребованным является метод проекта, так как он предполагает решение проблемы предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Исследовательская работа «Белки, жиры, углеводы в энергетическом балансе студентов» является одной из актуальных проблем современного мира. Здоровое питание является основой здоровья и хорошего самочувствия. Студенты, как правило, своему питанию не уделяют должного внимания. Чаще всего питание сводится к перекусу на ходу фасфудом. Растущий организм постоянно недополучает необходимые для нормального функционирования питательные вещества. В целях получения информации о потенциальной опасности, которое кроется за таким отношениям к своему здоровью и разработки профилактических мер, предусматривающих предотвращение неблагоприятного воздействия на организм, была проведена работа по данной теме.

Начальный этап работы предполагает поиск и обработку нужной информации о белках, жирах и углеводах, их роль и значение в обменных процессах организма. Полученные ранее знания на уроках химии и биологии, помогают определить, на какие простые вещества распадаются белки, жиры и углеводы и какие новые вещества они синтезируют.

Далее был проведен опрос среди студентов: «Рацион питания первокурсников колледжа». По итогам опроса были построены диаграммы продуктов питания, употребляемые студентами на завтрак, обед и ужин, рассчитаны количество белков, жиров и углеводов, а следовательно и энергии получаемые ежедневно организмом. С учетом затраченной энергии на занятия в колледже, веса, роста, возраста по таблице сравнения каждый студент может определить недостаток или избыток питательных веществ в организме. На основании этого приходим к выводу: Если грамотно рассчитать энергетический баланс организма и на его основе составлять суточный пищевой рацион, то можно перевести организм на правильное питание. И если его поддерживать, организм будет полностью здоров.

Исследовательская работа «Проблемы качества и очистки питьевой воды в современном обществе» проводилась малой группой студентов в поселке Россошки Каменского района. Проведя мониторинг заболеваемости населения, по данным местного медучреждения, число жителей обратившихся с жалобами на проблемы с печенью, ЖКТ и кожных покровов, увеличилось с 2013 по 2015 года в разы. Оценив ситуацию, связанную с проблемами качества воды в поселке, нами было выявлено несколько факторов; в числе которых – износ водопроводных коммуникаций, загрязнение бытовыми отходами грунтовых почв, несоблюдение элементарных правил очистки воды. Практическая значимость работы состоит в том, что полученную информацию в результате исследования, можно использовать для просвещения населения поселка о влиянии некачественной воды на здоровье. А также были предложены способы изготовления в домашних условиях фильтров для очистки воды при помощи активированного угля и ваты.

В условиях постоянного увеличения количества новых химических веществ, поступающих в обращение, их изучение и воздействие на организм человека и окружающую среду, нельзя оставить без внимания работу «Исследования состава средств бытовой химии». Мы не можем обойтись без МС, но их использование зачастую вредит нашему миру. Наведение чистоты в современном доме невозможно без использования различных средств бытовой химии. Сильнодействующие, концентрированные, едкие, они требуют очень осторожного обращения и строжайшего выполнения инструкций. К сожалению, борясь за чистоту, некоторые действуют по принципу: «Лей все сразу, что-нибудь да подействует». Экспериментально проверив, что произойдет, если нарушить правило: «Запрещается использовать порошок «Комет» вместе с жидкостями, содержащими аммиак». Аммиак содержат, например, стеклоочищающие и обезжиривающие средства. «Комет» имеет в своем составе вещество, известное под торговым названием «хлоринол». Это вещество представляет собой соединение, в котором содержится хлор. В результате проделанных опытов с указанными веществами, приходим к пониманию, почему необходимо соблюдать инструкции и не допускать смешивания названных средств бытовой химии. Во-первых, происходит образование веществ, вредных для здоровья человека, во-вторых, изменение химического состава препарата при таком смешивании снижается его чистящий эффект.

Организация исследовательской деятельности студентов нацелена на развитие у них самостоятельности, логического мышления, партнерства, создание мотивации к учебе в целом. Исследовательский компонент сводится к развитию умений находить причинно-следственные связи, прогнозировать результаты эксперимента, и, конечно же, осваивать технику практических работ.

Таким образом, исследовательская деятельность – это обновленная и усовершенствованная, расширенная форма поисково-краеведческой деятельности обучающихся, направленная на формирование адекватного представления об изучаемом объекте, осуществляемая в соответствии с требованиями научного исследования и сопровождается овладением необходимыми знаниями и умениями, а значит, и формирование компетенций.