Просмотр содержимого документа
«Формирование основ экологической культуры у школьников и воспитанников»
Проект учителя биологии
МОУ Юркинской оош
Лозы Т.И.
Актуальность темы
Осознание школьниками экологических проблем, утверждение в сознании и деятельности детей принципов рационального природопользования, овладение навыками решения социально-экономических задач без ущерба для окружающей среды и здоровья людей, это потребность и умение следовать режиму экономии как общенародному делу
Цель
Формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе
Задачи
1. Проанализировать современное состояние проблемы формирования экологической культуры в педагогической теории.
2. Выявить пути формирования экологической культуры личности.
3. Разработать и экспериментально апробировать систему воспитательной работы по формированию экологической культуры личности учащихся.
Этапы формирования экологической культуры личности
На первом этапе (1 четверть учебного года) у школьников формируются мотивы необходимости и желания, стремления и интереса к познанию объектов и явлений живой природы и человека как природного существа.
На втором этапе (2 четверть) формулируются экологические проблемы как следствие реальных противоречий между человеческим обществом и живой природой.
Этапы формирования экологической культуры личности
На третьем этапе (3 четверть) достигается осознание учащимися исторических причин возникновения современных экологических проблем, рассматриваются пути их решения в условиях государств с различным общественным строем на основе международного сотрудничества.
На четвёртом этапе (4четверть) раскрываются научные основы оптимизации взаимодействия человека и общества с экологическими системами на базе идей охраны природы, управляемой эволюции и преобразования биосферы в ноосферу.
Этапы формирования экологической культуры личности
Пятый этап — практический (следующий учебный год) - является важнейшим в формировании ответственного отношения учащихся к природе. На этом этапе обеспечиваются реальный вклад учащегося в дело сохранения среды обитания человека, овладение нормами и правилами поведения в природной среде.
Основные виды практической работы
1. Изучение и оценка состояния природного края:
описание и оценка состояния экосистемы, почвы, воздушной среды;
2. Инвентаризация охраняемых природных объектов, составление необходимой документации.
3. Охрана природы: участие в проектировании ландшафта, создание учебных экологических троп; защита природы от разрушения.
4. Пропаганда экологических знаний; разработка и изготовление плакатов, проведение лекций, экскурсий.
В процессе практической деятельности учитель использует такие методические приемы, как поручение, задание, создание специальных ситуаций, с помощью которых учащиеся овладевают разными видами общественно полезной деятельностью экологического характера.
Планируемые результаты
Способность обучающихся соблюдать правила экологической культуры, ответственно, бережно относиться к природе.