СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование познавательных УУД через систему заданий, вопросов, учебных ситуаций на уроках в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы учителя начальных классов по теме " Формирование познавательных УУД через систему заданий, вопросов, учебных ситуаций на уроках в начальной школе"

Просмотр содержимого документа
««Формирование познавательных УУД через систему заданий, вопросов, учебных ситуаций на уроках в начальной школе»»

«Формирование познавательных УУД через систему заданий, вопросов, учебных ситуаций на уроках в начальной школе»


Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика. На это направлен стандарт II поколения. Учитель начальной школы, реализующий этот стандарт должен не только научить читать, писать, считать, но и развивать способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, формировать у него умение учиться или универсальные учебные действия.

В 2014 году я принимала первый класс. Передо мной встала задача – понять сущность ФГОС, их отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Изучив документы и дополнительную литературу, разработала рабочие программы по предметам. Я определила, что один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД.


Главная цель работы над темой:

Создание условий для формирования познавательных универсальных учебных действий в ходе усвоения разных предметных дисциплин учащимися начальной школы.


Задачи:

  • Изучить сущность познавательных УУД.

  • Разработать систему заданий, вопросов, учебных ситуаций способствующих формированию познавательных УУД. Создавать условия для формирования познавательных УУД на каждом этапе урока.

Предполагаемые результаты:

-Сформированность у школьников познавательных УУД, позволяющих учащимися самостоятельно организовать собственную деятельность по решению задачи проблем, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию.

- Повышение уровня профессионализма учителя.

- Повышение качества преподавания предметов.


Этапы работы:

I этап – 2013год – совершенствование своих знаний: изучение литературы по теме, повышение квалификации.

II этап – 2013 -2016 г.- активное внедрение в практику новых технологий, форм, методов и приёмов, способствующих формированию УУД

III этап –2016- 2017год –отслеживание результатов, систематизация материалов и подведение итогов работы.

На 1 этапе изучила сущность и особенности новых ФГОС, материалы и документы по теме, особое внимание уделила программе формирования УУД, педагогическую и методическую литературу, принимала участие в проблемных семинарах, школьных МО, изучала материалы в сети творческих учителей, прошла курсы повышения квалификации в АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» по программе «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание и технологии реализации», 72 ч. Вот к какому заключению я пришла:

Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Под универсальными учебными действиями понимается:

  • умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, с одной стороны,

  • и, с другой стороны, совокупность способов действий ученика (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Наиболее сложным и потому интересным для меня стало развитие у моих учеников познавательных УУД.


Под познавательными УУД понимаются общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем. Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.


Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • знаково-символические моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • умение структурировать знания;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  • подведение под понятия, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


Действия учителя позволяющие сформировать познавательные универсальные учебные действия.

В своей работе я стараюсь придерживаться следующих правил:

  • Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

  • Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.

  • Перед началом решения составляется совместный план действий.

  • Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

  • Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, способам эффективного запоминания, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. В ходе учебной деятельности развивается память и мышления детей.


Приёмы и задания, используемые для формирования познавательных УУД

Проблемное обучение. Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.

В качестве примера возьму учебник русского языка «К тайнам нашего языка», авт. М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Авторы так построили учебное пособие, что вызывает большой интерес к изучению предмета. Изучение каждой новой темы начинается с постановки проблемы: Как работают слова? Как правильно говорить? Может ли в слове быть два корня? И др. Ученики сами « добывают» знания, отвечая на проблемные вопросы. А затем сравнивают свои выводы с сообщениями в учебнике. После сообщения темы урока дети уже сами стараются поставить вопросы, на которые им предстоит ответить на уроке.

В учебниках мало теоретического материала, нет никаких навязанных правил, свойств. Изучение новой темы начинается с постановки вопроса (проблемы). Мне стало понятно, что здесь необходимо использование технологии проблемного обучения.

Основная идея технологии проблемного обучения заключается в том, что новые знания не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

На уроках русского языка по УМК «Гармония» возможен широкий спектр проблемных ситуаций, однако наиболее часто использую проблемную ситуацию со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». Так, например, учеников прошу написать слова или предложения на новое правило, определить новую часть речи. При отсутствии знаний по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников.

Приведу примеры создания проблемных ситуаций и постановки проблемы на уроках русского языка:

Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова»

Создание проблемной ситуации

На доске записаны слова: носик, циркачи, птенцы, носорог.

У. - В словах, записанных на доске, выделите корень.

( В слове «носорог» ученики выделяют один корень, а некоторые два.)

Постановка проблемы.

У. - Сколько мнений в классе? (Два)

- Какой же вопрос возникает?

Д. – Кто прав? Сколько корней в слове «носорог». Для поиска ответа на поставленный вопрос и выполняются задания 67, 68.

2 класс, тема «Собираем родственников»

Создание проблемной ситуации

У. - Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто бывают, похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдается и в языке. О некоторых словах говорят, что они родственные. Вопрос в задании 281 предполагает свободные раздумья школьников, а примеры в рамке дают «пищу» для таких размышле­ний, вопросом Антона создаётся проблемная ситуация,

- Почему слово сахарница так называется?

Д. - В ней хранят сахар.

У. – Сахар-сахарница.

- Почему слово варенье так называется?

Д. - Его варят из ягод.

У. – Варенье – варят.

Постановка проблемы.

У. - А кто скажет, слова сахар и конфета родственные? Ведь конфета сладкая?

варенье и компот? Они же их ягод?

Эта Проблема в следующем задании разрешается

Во всех тренировочных заданиях (283, 285, 286) исполь­зованы так называемые «конфликтные слова» («ловушки»). Их на­значение в том, чтобы с первых шагов предупреждать типичные ошибки, вызванные недостаточным усвоением призна­ков родственных слов.

Пример:

Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка проблемы

Подводящий к теме диалог.

-Посмотрите на два столбика слов на доске

На доске:

мяч дочь

шалаш печь

камыш мышь

-Что заметили общего?

-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.

-В чем различие?

В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.

Тема

-Значит, какая сегодня будет тема урока?

(Фиксирует тему).

Мягкий знак после шипящих на конце существительных .



Так формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.


Проектное обучение представляет собой развитие идей проблемного обучения.

В своей работе я использую проектную деятельность, которая служит продолжением уроков по изучаемым предметам в начальной школе.

Эту работу я начала ещё в 2010 году. 100% учащихся вовлечены в проектную, учебно-исследовательскую деятельность.

Обучать проектированию я начала с 1-го класса. Вначале это были лишь элементы проектной деятельности, но для первоклассников это проект. Самым интересным и масштабным стал проект «Мои любимые буквы».
Дети находили стихи, пословицы, поговорки, сами пробовали сочинять стихи, рисовали рисунки, а результат-создание классной азбуки. К празднику Букваря мы продолжили работу с любимыми буквами: дети вместе с родителями делали букву из разных материалов.


Проект «Моя семья». Данный проект проходил в рамках уроков окружающего мира.

Цель проекта:

- повысить интерес учащихся к истории своей семьи.

На первом уроке:

* Составление рассказа о своей семье.

* Дети рисуют своих близких.

Домашнее задание: подобрать фотографии о своих родных и оформить в альбоме. Подготовка устной презентации. Также можно было проявить творчество:

* Вставить рисунок семьи или снимок коллажа из фотографий.

* Подписать всех членов семьи.

* Записать звуковой рассказ о семье.

2 урок: презентация продукта.

В результате дети познакомили друг друга со своей семьей, научились общаться, созданы странички портфолио семьи ребенка. Работа над проектом способствовала формированию таких познавательных УУД как умение искать нужную информацию, структурировать ее, выбирать главное, относящее к теме проекта.

Опыт работы с мини-проектами позволил приступить к реализации более долгосрочных проектов. Яркими и интересными получились индивидуальные проекты «Расскажи о себе», которые вылились в один продукт – электронный альбом о ребятах 1 «б» класса.

Идею данного проекта подсказал случай с одним из учеников. Артём Пьянков принёс в класс свои достижения в области спорта. Это были медали, грамоты, фотографии. Оказалось, что Артём занимается «Каратэ». Всем очень понравилось, и тут же родилась мысль создать проект, где бы другие ребята нашего класса смогли поделиться своими увлечениями и достижениями.

Проект «Расскажи о себе» позволил ребятам раскрыться самим и лучше узнать других. В процессе работы над проектом учащиеся готовили и презентации своих проектов, что позволило им учиться работать с информацией: проводили ее анализ, выбирали главное, основное. При создании презентаций и видеофильмов ребята активно использовали ИКТ-компетенции.

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной литературой.

Во втором классе дети написали проекты и исследовательские работы на темы: «Моя родословная», «Кулинарная книга», «Откуда произошла моя фамилия», «Герои в моей семье», «Великая Отечественная война в истории моей семьи» - принимали участие в городском заочном конкурсе журналистского мастерства, посвящённого Великой Отечественной войне (1941-1945г.) ( Гулин Г. победитель Ветошкина В победитель Кудринский С. победитель Баннова С. победитель)

Работая по учебно-методическому комплексу «Гармония», в каждом учебном предмете, начиная с первого по четвёртый класс, появляется возможность увлекательной и творческой работы над проектом. Вместе с детьми занимаюсь проектной и исследовательской деятельностью шесть лет.

Выполняя исследовательские работы на уроках по учебным предметам, учащиеся активно включаются в исследования во внеурочное время.

Для исследовательской работы по данной теме предлагаю учащимся памятку.


Памятка юному исследователю.

Моё исследование.

1. Тема исследовательской работы. Как будет называться моё исследование?

2. Введение. Актуальность проблемы. В чём необходимость моей работы?

3. Цель. Что я хочу исследовать?

4. Задачи. Для чего я хочу провести исследование?

– изучить …

– выявить …

– установить …

– выяснить …

– рассмотреть …

– определить …

5. Дата и место проведения моего исследования. (Дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населённого пункта).

6. Методы работы. Каким образом я проводил исследование?

7. Описание работы. Мои результаты исследования. Таблицы, диаграммы, графики Работа сопровождается фотографиями, рисунками.

8. Выводы. На основе полученных данных можно сделать следующие выводы…

9. Кого я хочу поблагодарить?

10. Использованная литература.

11.Приложения.

Согласно данной структуре оформляется исследовательская работа.


Мои учащиеся являются победителями школьных, городских конкурсов исследовательских работ.

Фальков Р. (2 класс 2012 г.) «Дом для скворца: изготовление скворечника» - победитель школьной конференции.

Евтюгин А.(2014) Диплом 2 степени Победитель VII научно – исследовательской конференции «МИР НАУКИ +» («Есть ли витамины в соке из магазина»)

Школьная ученическая научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»( 2016 г.) – Румянцева Т. – 2 место («История почтовой марки»)

Участие в данных конкурсах способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, способствует формированию предметных умений и универсальных учебных действий. Исследовательская деятельность имеет своей целью привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких – либо совместных делах. Я даю им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно – исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Вместе с детьми родители делают фотографии, выполняют исследования. Работы получаются интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. Поэтому, видя результат своей работы, испытывают удовольствие и желание проводить новые исследования.

В этих целях провожу всеобучи, родительские собрания, где уделяю особое внимание этапам работы над проектом. 

Педагогические игры

Значение игры на уроках трудно переоценить. Игры способствуют развитию универсальных логических действий. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное. Это развивает внимание, наблюдательность, память, пространственных представлений, воображение.

Например, дидактическая игра "Убери лишний вагон". (Работа в группах)
Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.
«На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне. 
Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу. Каждой группе достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение. 

Поезд № 1. забег, заплыв, закон, запуск

Поезд № 2. чайник, кофейник, молочник, веник.

Поезд № 3. посмотреть, победить, подумать, погрустить.

Каждому ряду было предложено убрать лишний вагончик из своего поезда. Таким образом, учащиеся разделились на три команды. Задачей учащихся было найти слово, которое является лишним среди всех остальных. Для этого им необходимо было вспомнить состав слова, разобрать каждое слово по составу, затем, сравнив состав всех слов, найти лишнее слово, отличающееся от остальных слов по составу. У школьников формируется умение доказывать свою точку зрения, подтверждать ее выводами, полученными в процессе обсуждения в команде. В процессе игры знания усваиваются значительно лучше, а их закрепление идет намного продуктивнее.

Использование схем, символов, таблиц, алгоритмов.

Формированию познавательных УУД способствует формирование у учащихся умения работать с текстом.

На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач.

На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы. У каждого ученика есть памятка.

Использование данных схем приносят результаты. Дети учатся анализировать, выделять главное, необходимое для решения задачи, правильного написания орфограмм.


При проверке, например, диктантов в тетради на полях я ставлю номер ошибки, допущенной на этой строке. Ученик самостоятельно находит слово с ошибкой, читает название орфограммы и выполняет с объяснением работу над ошибкой. 


Результаты работы над данной темой:
1. Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока. 
2. Обучающиеся самостоятельно определяют цели и задачи урока, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия. 
3.Развивается умение работать в парах и группах: 
- учащиеся учатся учитывать позицию собеседника; 
- стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы. 
4. Дети умеют использовать знаково-символические средства.

5. Большинство учащихся умеет выражать свою внутреннюю позицию, отношение к поступкам и действиям.

6. Создана методическая копилка материалов с теоретическим и практическим материалом, которая будет пополняться в ходе дальнейшей работы.

7. Для формирования познавательных УУД на уроках максимально используются возможности УМК «Гармония.»


Исследование уровней сформированности познавательных УУД.

В ходе работы над темой, я отслеживаю результаты сформированности познавательных УУД.

Листы достижений.

Чтобы выявить уровень сформированности познавательных УУД у обучающихся по итогам I и 2 четверти в 3 классе по русскому языку, математике, окружающему миру и литературному чтению учащиеся заполняют листы достижений. Он позволяет отследить уровень развития общеучебных и логических универсальных действий и определить дальнейшие шаги по развитию тех или иных УУД.

Отслеживая результаты мониторинга, я вижу положительную динамику в развитии познавательных УУД.




















Таким образом, в процессе формирования познавательных  УУД, пожалуй, самое важное — научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.