ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. Требования, предъявляемые учащимся с ограниченными возможностями здоровья, включают в себя формирование у них универсальных учебных действий на уровне, соответствующем возрастным нормам или приближенном к ним. В данной статье представлены результаты исследования познавательных универсальных учебных действий младших школьников с задержкой психического развития, которое проводилось в начале и конце 2015-2016 учебного года на базе МБОУ начальная школа №30 г. Сургута. В исследовании приняли участие 31 учащийся четвертых классов с организацией обучения по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития. Статья будет полезна педагогам, работающим с данной категорией учащихся.
Ключевые слова: младший школьный возраст, задержка психического развития, познавательные универсальные учебные действия.
Современная ситуация, складывающаяся в российской системе образования такова, что дети с ограниченными возможностями здоровья (в группу которых входят и дети с задержкой психического развития – далее ЗПР) являются не просто полноправными членами образовательного процесса, но и предъявляемые к ним требования теперь включают в себя формирование универсальных учебных действий (далее УУД) как обязательного компонента усвоения адаптированной общеобразовательной программы (далее АОП).
Дети с ЗПР – это особая группа детей с ограниченными возможностями здоровья. У них отмечается замедленный темп развития всех познавательных психических процессов: ощущения, воображения, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. У всех детей наблюдаются недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания и распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии их мыслительной деятельности, дети не владеют в полной мере мыслительными операциями, т.е. умственными действиями, используемыми в процессе мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация и классификация) [7, с.117]
При правильной организации обучения и воспитания, когда учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося, проявления интеллектуальной недостаточности у детей с ЗПР могут компенсироваться вплоть до полного исчезновения. Наиболее заметные положительные сдвиги выявляются в основном к окончанию начальной школы, когда наступает компенсация пограничной интеллектуальной недостаточности и личностных нарушений, а также школьной неуспеваемости [3, с.32]
Согласно введенному Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее ФГОС НОО) для детей с ЗПР по окончании начальной ступени образования у школьников должны быть сформированы личностные и метапредметные универсальные учебные действия в соответствии с их индивидуальными возможностями и образовательными потребностями [1].
АОП для детей с ЗПР предусматривает не только организацию учебного процесса, но также и коррекционно-развивающую работу специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог), а также внеурочную деятельность в количестве не менее 5 часов в неделю [1], которая так же направлена не только на развитие каждого учащегося, но и на формирование у него УУД, которые создают условия развития личности и ее самореализации, что во взрослой жизни обеспечивает готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.
Уроки психологического развития, являясь метауроками, позволяют младшим школьникам с ЗПР осваивать новые умения, формируют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД [2, с. 12]. Это достигается при помощи безоценочной системы, когда каждый учащийся, выполняя задания с помощью и под руководством педагога, погружается в ситуацию успеха. Это особенно значимо для тех учащихся, которые обучаются по АОП для детей с ЗПР не с первого класса и уже прошли через ситуацию неуспешности в период обучения по основной общеобразовательной программе.
Курс внеурочной деятельности «Уроки психологического развития» проводятся в МБОУ начальная школа №30 дважды в неделю на каждой параллели. Рабочая программа курса рассчитана на 64 занятия в 1 классе и 68 занятий во 2-4 классах. Уровень развития познавательных УУД исследовался нами на начало и конец 2015-2016 учебного года, в исследовании принимали 31 учащихся из двух 4 классов.
Познавательные УУД включают в себя общеучебные и логические действия, умение формулировать, ставить и решать проблемы. Таким образом, младший школьник должен уметь отобрать из общего потока информации только то, что необходимо в данный момент времени для решения поставленной задачи, осмысленно пополнять свой багаж знаний об окружающем мире.
Учащийся 4 класса должен самостоятельно предполагать информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, уметь представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ, составлять сложный план текста, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
В 2015-2016 учебном году в МБОУ НШ№30 на параллели 4-х классов было два класса с организацией обучения по АОП для детей с ЗПР. Общая численность обучающихся составляла 31 человек. Диагностика уровня сформированности познавательных УУД проводилась по следующим методикам: методика изучения словесно-логического мышления Э.Ф. Замбацявичене (адаптирована Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров, 1989), групповой интеллектуальный тест (ГИТ).
Обработка и интерпретация данных ГИТ. Тест включает в себя 7 различных субтестов, направленных на выявление уровня развития вербального и невербального мышления и внимания. Оценка полученных результатов: выше нормы более 90 баллов; возрастная норма 70-90 баллов; близкий к норме 50-69 баллов; низкий уровень 30-49 баллов; очень низкий уровень ниже 29 баллов [5].
1 субтест. Понимание инструкций. В ходе исследования было выявлено, что большинство учащихся с трудом воспринимают инструкцию и выполняют ее не до конца. С трудностями восприятия инструкции могут быть связаны и последующие ошибки в других субтестах.
2 субтест. Арифметические задачи. Наибольшие трудности у детей вызывали умножение двузначного числа на однозначное, задачи на скорость-время-расстояние, задачи в несколько действий. Также выявлено, что дети плохо знают таблицу умножения. Учащиеся верно рассуждают, но делают ошибки в вычислениях.
3 субтест. Дополнение предложений. Учащиеся испытывают затруднения в дополнении предложений пропущенными словами, нарушают данную им инструкцию, вписывают слова, не подходящие по смыслу (например, корова – это полезное молоко).
4 субтест. Нахождение сходства и различия. Результат субтеста высчитывается по формуле количество верных ответов минус количество ошибочных. Большинство учащихся имеют недостаточный словарный запас и в связи с этим испытывают значительные затруднения в определении синонимов и антонимов.
5 субтест. Числовые ряды. Учащиеся испытывают значительные трудности в решении логических задач, находят только простейшие закономерности в построении числового ряда.
6 субтест. Аналогии. Нахождение связи между словами вызывает затруднения у большинства учащихся, что может быть связано с недостаточным словарным запасом детей.
7 субтест. Шифровка. Субтест практически не вызывал трудностей у учащихся, большинство учащихся выполнили тест безошибочно. Темп выполнения субтеста достаточно высокий.
Результаты обследования учащихся 4-х классов представлены в таблице.
Испытуемый | Начало учебного года | Конец учебного года |
ГИТ | Уровень развития словесно-логического мышления | Уровень развития УУД | ГИТ | Уровень развития словесно-логического мышления | Уровень развития УУД |
1 | 27 | 1 | низкий | 27 | 1 | низкий |
2 | 49 | 24,5 | средний | 54 | 29 | высокий |
3 | 13 | 14,5 | низкий | 42 | 21 | низкий |
4 | 35 | 11,5 | низкий | 48 | 16,5 | низкий |
5 | 33 | 16 | низкий | 43 | 21,5 | низкий |
6 | 48 | 17 | низкий | 39 | 23 | низкий |
7 | 23 | 8,5 | низкий | 25 | 9 | низкий |
8 | 28 | 17,5 | низкий | 44 | 27,5 | средний |
9 | 25 | 3,5 | низкий | 42 | 14 | низкий |
10 | 44 | 12 | низкий | 39 | 12 | низкий |
11 | 42 | 32 | высокий | 68 | 32,5 | высокий |
12 | 19 | 12,5 | низкий | 26 | 22 | низкий |
13 | 36 | 11,5 | низкий | 37 | 17 | низкий |
14 | 39 | 19 | низкий | 45 | 18 | низкий |
15 | 21 | 15 | низкий | 36 | 25 | средний |
16 | 27 | 17 | низкий | 26 | 17 | низкий |
17 | 27 | 10 | низкий | 27 | 12,5 | низкий |
18 | 42 | 15,5 | низкий | 42 | 16 | низкий |
19 | 48 | 16,5 | низкий | 48 | 20 | средний |
20 | 23 | 17,5 | низкий | 25 | 15 | низкий |
21 | 21 | 9 | низкий | 21 | 9,5 | низкий |
22 | 25 | 13 | низкий | 25 | 19 | низкий |
23 | 44 | 16 | низкий | 44 | 17 | низкий |
24 | 42 | 26,5 | средний | 42 | 22 | высокий |
25 | 39 | 26 | средний | 39 | 24 | высокий |
26 | 26 | 18 | низкий | 26 | 16 | низкий |
27 | 26 | 11,5 | низкий | 26 | 15 | низкий |
28 | 37 | 20 | низкий | 37 | 21 | средний |
29 | 15 | 3,5 | низкий | 15 | 5,5 | низкий |
30 | 26 | 9,5 | низкий | 26 | 17 | низкий |
31 | 26 | 17 | низкий | 26 | 23 | низкий |
Высокий уровень развития познавательных УУД среди учащихся 4-х классов на начало года выявлен у одного учащегося, на конец учебного года высокие показатели в результате исследований отмечены у четырех учащихся. Средний уровень, характеризующийся тем, что учащийся выполняет задания самостоятельно, но допускает ошибки, выполняет задания репродуктивного характера, действует по образцу, в первом полугодии выявлен у 3 учащихся, во втором полугодии средний уровень сформированности познавательных УУД определен у 4 учащихся. Низкий уровень сформированности познавательных УУД наблюдался у 27 и 23 учащихся в первом и втором полугодии соответственно.
Выводы. Формирование УУД у младших школьников с ОВЗ имеет ряд особенностей, связанных с актуальными проблемами развития обучающихся. Задержка психического развития проявляется как в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, внимания, воображения и мышления. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных с такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование. При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых мотивов.
В связи с этими особенностями развития познавательные УУД учащихся классов с организацией обучения по АОП НОО для обучающихся с ЗПР имеют мало выраженную положительную динамику. В целом в классах для детей с ОВЗ наблюдается положительная динамика развития познавательных процессов, но выявлены дети, у которых динамика отсутствует или незначительна, в связи с чем работа по формированию универсальных учебных действий необходимо продолжать. С целью продолжения дальнейшей работы по формированию познавательных УУД необходимо в урочной и внеурочной деятельности включать задания на классификацию, группировку; установление причинно-следственных связей, использовать в возможности для создания различных моделей: модель слова, предложения, задачи, текста и т.д.
Литература
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)
Локалова, Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. Часть 1. Книга для учителя / Н.П. Локалова – М.: «Ось-89», 2008. – 165 с.
Психология детей с задержкой психического развития / сост. О.В. Защиринская – СПб.: Речь, 2003. – 432 с.
Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии / С.Я. Рубинштейн – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 448 с.
Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков / М.К. Акимова [и др]. – Обнинск, 1993. – 24 с.
Чупров, Л.Ф. Психодиагностический набор для исследования интеллектуальной недостаточности у детей младшего школьного возраста (краткое практическое пособие для психологов по использованию диагностической батареи) / Л.Ф. Чупров – М., OIM.RU, 2003 – 62 с.
Яковлев, Б. П. Когнитивная психология [Текст] : учебное пособие / Б.П. Яковлев – Сургут : Издательский центр СурГУ, 2016. – 136 с.