СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательных УУД младших школьников с ЗПР

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Требования, предъявляемые учащимся с ограниченными возможностями здоровья, включают в себя формирование у них универсальных учебных действий на уровне, соответствующем возрастным нормам или приближенном к ним. В данной статье представлены результаты исследования познавательных универсальных учебных действий младших школьников с задержкой психического развития, которое проводилось в начале и конце 2015-2016 учебного года на базе МБОУ начальная школа №30 г. Сургута. В исследовании приняли участие 31 учащийся четвертых классов с организацией обучения по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития. Статья будет полезна педагогам, работающим с данной категорией учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных УУД младших школьников с ЗПР»

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ



Аннотация. Требования, предъявляемые учащимся с ограниченными возможностями здоровья, включают в себя формирование у них универсальных учебных действий на уровне, соответствующем возрастным нормам или приближенном к ним. В данной статье представлены результаты исследования познавательных универсальных учебных действий младших школьников с задержкой психического развития, которое проводилось в начале и конце 2015-2016 учебного года на базе МБОУ начальная школа №30 г. Сургута. В исследовании приняли участие 31 учащийся четвертых классов с организацией обучения по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития. Статья будет полезна педагогам, работающим с данной категорией учащихся.


Ключевые слова: младший школьный возраст, задержка психического развития, познавательные универсальные учебные действия.



Современная ситуация, складывающаяся в российской системе образования такова, что дети с ограниченными возможностями здоровья (в группу которых входят и дети с задержкой психического развития – далее ЗПР) являются не просто полноправными членами образовательного процесса, но и предъявляемые к ним требования теперь включают в себя формирование универсальных учебных действий (далее УУД) как обязательного компонента усвоения адаптированной общеобразовательной программы (далее АОП).

Дети с ЗПР – это особая группа детей с ограниченными возможностями здоровья. У них отмечается замедленный темп развития всех познавательных психических процессов: ощущения, воображения, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. У всех детей наблюдаются недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания и распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии их мыслительной деятельности, дети не владеют в полной мере мыслительными операциями, т.е. умственными действиями, используемыми в процессе мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация и классификация) [7, с.117]

При правильной организации обучения и воспитания, когда учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося, проявления интеллектуальной недостаточности у детей с ЗПР могут компенсироваться вплоть до полного исчезновения. Наиболее заметные положительные сдвиги выявляются в основном к окончанию начальной школы, когда наступает компенсация пограничной интеллектуальной недостаточности и личностных нарушений, а также школьной неуспеваемости [3, с.32]

Согласно введенному Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее ФГОС НОО) для детей с ЗПР по окончании начальной ступени образования у школьников должны быть сформированы личностные и метапредметные универсальные учебные действия в соответствии с их индивидуальными возможностями и образовательными потребностями [1].

АОП для детей с ЗПР предусматривает не только организацию учебного процесса, но также и коррекционно-развивающую работу специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог), а также внеурочную деятельность в количестве не менее 5 часов в неделю [1], которая так же направлена не только на развитие каждого учащегося, но и на формирование у него УУД, которые создают условия развития личности и ее самореализации, что во взрослой жизни обеспечивает готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.

Уроки психологического развития, являясь метауроками, позволяют младшим школьникам с ЗПР осваивать новые умения, формируют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД [2, с. 12]. Это достигается при помощи безоценочной системы, когда каждый учащийся, выполняя задания с помощью и под руководством педагога, погружается в ситуацию успеха. Это особенно значимо для тех учащихся, которые обучаются по АОП для детей с ЗПР не с первого класса и уже прошли через ситуацию неуспешности в период обучения по основной общеобразовательной программе.

Курс внеурочной деятельности «Уроки психологического развития» проводятся в МБОУ начальная школа №30 дважды в неделю на каждой параллели. Рабочая программа курса рассчитана на 64 занятия в 1 классе и 68 занятий во 2-4 классах. Уровень развития познавательных УУД исследовался нами на начало и конец 2015-2016 учебного года, в исследовании принимали 31 учащихся из двух 4 классов.

Познавательные УУД включают в себя общеучебные и логические действия, умение формулировать, ставить и решать проблемы. Таким образом, младший школьник должен уметь отобрать из общего потока информации только то, что необходимо в данный момент времени для решения поставленной задачи, осмысленно пополнять свой багаж знаний об окружающем мире.

Учащийся 4 класса должен самостоятельно предполагать информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, уметь представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ, составлять сложный план текста, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

В 2015-2016 учебном году в МБОУ НШ№30 на параллели 4-х классов было два класса с организацией обучения по АОП для детей с ЗПР. Общая численность обучающихся составляла 31 человек. Диагностика уровня сформированности познавательных УУД проводилась по следующим методикам: методика изучения словесно-логического мышления Э.Ф. Замбацявичене (адаптирована Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров, 1989), групповой интеллектуальный тест (ГИТ).

Обработка и интерпретация данных ГИТ. Тест включает в себя 7 различных субтестов, направленных на выявление уровня развития вербального и невербального мышления и внимания. Оценка полученных результатов: выше нормы более 90 баллов; возрастная норма 70-90 баллов; близкий к норме 50-69 баллов; низкий уровень 30-49 баллов; очень низкий уровень ниже 29 баллов [5].

1 субтест. Понимание инструкций. В ходе исследования было выявлено, что большинство учащихся с трудом воспринимают инструкцию и выполняют ее не до конца. С трудностями восприятия инструкции могут быть связаны и последующие ошибки в других субтестах.

2 субтест. Арифметические задачи. Наибольшие трудности у детей вызывали умножение двузначного числа на однозначное, задачи на скорость-время-расстояние, задачи в несколько действий. Также выявлено, что дети плохо знают таблицу умножения. Учащиеся верно рассуждают, но делают ошибки в вычислениях.

3 субтест. Дополнение предложений. Учащиеся испытывают затруднения в дополнении предложений пропущенными словами, нарушают данную им инструкцию, вписывают слова, не подходящие по смыслу (например, корова – это полезное молоко).

4 субтест. Нахождение сходства и различия. Результат субтеста высчитывается по формуле количество верных ответов минус количество ошибочных. Большинство учащихся имеют недостаточный словарный запас и в связи с этим испытывают значительные затруднения в определении синонимов и антонимов.

5 субтест. Числовые ряды. Учащиеся испытывают значительные трудности в решении логических задач, находят только простейшие закономерности в построении числового ряда.

6 субтест. Аналогии. Нахождение связи между словами вызывает затруднения у большинства учащихся, что может быть связано с недостаточным словарным запасом детей.

7 субтест. Шифровка. Субтест практически не вызывал трудностей у учащихся, большинство учащихся выполнили тест безошибочно. Темп выполнения субтеста достаточно высокий.

Результаты обследования учащихся 4-х классов представлены в таблице.

Испытуемый

Начало учебного года

Конец учебного года

ГИТ

Уровень развития словесно-логического мышления

Уровень развития УУД

ГИТ

Уровень развития словесно-логического мышления

Уровень развития УУД

1

27

1

низкий

27

1

низкий

2

49

24,5

средний

54

29

высокий

3

13

14,5

низкий

42

21

низкий

4

35

11,5

низкий

48

16,5

низкий

5

33

16

низкий

43

21,5

низкий

6

48

17

низкий

39

23

низкий

7

23

8,5

низкий

25

9

низкий

8

28

17,5

низкий

44

27,5

средний

9

25

3,5

низкий

42

14

низкий

10

44

12

низкий

39

12

низкий

11

42

32

высокий

68

32,5

высокий

12

19

12,5

низкий

26

22

низкий

13

36

11,5

низкий

37

17

низкий

14

39

19

низкий

45

18

низкий

15

21

15

низкий

36

25

средний

16

27

17

низкий

26

17

низкий

17

27

10

низкий

27

12,5

низкий

18

42

15,5

низкий

42

16

низкий

19

48

16,5

низкий

48

20

средний

20

23

17,5

низкий

25

15

низкий

21

21

9

низкий

21

9,5

низкий

22

25

13

низкий

25

19

низкий

23

44

16

низкий

44

17

низкий

24

42

26,5

средний

42

22

высокий

25

39

26

средний

39

24

высокий

26

26

18

низкий

26

16

низкий

27

26

11,5

низкий

26

15

низкий

28

37

20

низкий

37

21

средний

29

15

3,5

низкий

15

5,5

низкий

30

26

9,5

низкий

26

17

низкий

31

26

17

низкий

26

23

низкий


Высокий уровень развития познавательных УУД среди учащихся 4-х классов на начало года выявлен у одного учащегося, на конец учебного года высокие показатели в результате исследований отмечены у четырех учащихся. Средний уровень, характеризующийся тем, что учащийся выполняет задания самостоятельно, но допускает ошибки, выполняет задания репродуктивного характера, действует по образцу, в первом полугодии выявлен у 3 учащихся, во втором полугодии средний уровень сформированности познавательных УУД определен у 4 учащихся. Низкий уровень сформированности познавательных УУД наблюдался у 27 и 23 учащихся в первом и втором полугодии соответственно.

Выводы. Формирование УУД у младших школьников с ОВЗ имеет ряд особенностей, связанных с актуальными проблемами развития обучающихся. Задержка психического развития проявляется как в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, внимания, воображения и мышления. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных с такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование. При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых мотивов.

В связи с этими особенностями развития познавательные УУД учащихся классов с организацией обучения по АОП НОО для обучающихся с ЗПР имеют мало выраженную положительную динамику. В целом в классах для детей с ОВЗ наблюдается положительная динамика развития познавательных процессов, но выявлены дети, у которых динамика отсутствует или незначительна, в связи с чем работа по формированию универсальных учебных действий необходимо продолжать. С целью продолжения дальнейшей работы по формированию познавательных УУД необходимо в урочной и внеурочной деятельности включать задания на классификацию, группировку; установление причинно-следственных связей, использовать в возможности для создания различных моделей: модель слова, предложения, задачи, текста и т.д.


Литература


  1. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)

  2. Локалова, Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. Часть 1. Книга для учителя / Н.П. Локалова – М.: «Ось-89», 2008. – 165 с.

  3. Психология детей с задержкой психического развития / сост. О.В. Защиринская – СПб.: Речь, 2003. – 432 с.

  4. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии / С.Я. Рубинштейн – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 448 с.

  5. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков / М.К. Акимова [и др]. – Обнинск, 1993. – 24 с.

  6. Чупров, Л.Ф. Психодиагностический набор для исследования интеллектуальной недостаточности у детей младшего школьного возраста (краткое практическое пособие для психологов по использованию диагностической батареи) / Л.Ф. Чупров – М., OIM.RU, 2003 – 62 с.

  7. Яковлев, Б. П. Когнитивная психология [Текст] : учебное пособие / Б.П. Яковлев – Сургут : Издательский центр СурГУ, 2016. – 136 с.