СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательных УУД на уроках литературы при реализации ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация была представлена на педагогическом совете, посвящённом различным видам УУД.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных УУД на уроках литературы при реализации ФГОС»

 Формирование познавательных УУД на уроках литературы при реализации ФГОС  Формирование познавательных УУД на уроках литературы при реализации ФГОС  Формирование познавательных УУД на уроках литературы при реализации ФГОС  Презентацию подготовила  учитель русского языка и литературы  Кузнецова И. А.   Презентацию подготовила  учитель русского языка и литературы  Кузнецова И. А.   Презентацию подготовила  учитель русского языка и литературы  Кузнецова И. А.

Формирование познавательных УУД на уроках литературы при реализации ФГОС

  • Формирование познавательных УУД на уроках литературы при реализации ФГОС
  • Формирование познавательных УУД на уроках литературы при реализации ФГОС

Презентацию подготовила

учитель русского языка и литературы

Кузнецова И. А.

  • Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Кузнецова И. А.
  • Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Кузнецова И. А.
 Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.  Шалва Амонашвили

Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.

Шалва Амонашвили

Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблем

Познавательные УУД

общеучебные

логические

постановка и решение проблем

Общеучебные универсальные действия Выделение познавательной цели Поиск информации Структурирование знаний Речевое развитие Выбор способов решения задач Смысловое чтение Контроль и оценка процесса Решение проблем знаково-символические действия  моделирование преобразование модели 4

Общеучебные универсальные действия

Выделение познавательной цели

Поиск информации

Структурирование знаний

Речевое развитие

Выбор способов решения задач

Смысловое чтение

Контроль и оценка процесса

Решение проблем

знаково-символические действия

моделирование

преобразование модели

4

Логические УУД  Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез – составление целого из частей. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации. Подведение под понятие, выведение следствий. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Доказательство. Выдвижение гипотез и их обоснование.

Логические УУД

  • Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  • Синтез – составление целого из частей.
  • Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации.
  • Подведение под понятие, выведение следствий.
  • Установление причинно-следственных связей.
  • Построение логической цепи рассуждений.
  • Доказательство.
  • Выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблем формулирование проблемы самостоятельное создание способов решения проблем

Постановка и решение проблем

формулирование проблемы

самостоятельное создание способов решения проблем

Технологии для формирования познавательных УУД Технологии Методы Проблемное обучение Формируемые УУД Создание проблемной ситуации Педагогика сотрудничества Совместная деятельность, эвристическая беседа, Индивидуально – дифференцирован-ный подход. общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы. Компетентно – ориентированное обучение логические универсальные действия. Разноуровневые задания     общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы Исследовательская работа, проектная деятельность Информационно – коммуникативные технологии Знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы. логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия.

Технологии для формирования познавательных УУД

Технологии

Методы

Проблемное обучение

Формируемые УУД

Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

Совместная деятельность,

эвристическая беседа,

Индивидуально – дифференцирован-ный подход.

общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы.

Компетентно – ориентированное обучение

логические универсальные действия.

Разноуровневые задания    

общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы

Исследовательская работа, проектная деятельность

Информационно – коммуникативные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска

общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы.

логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия.

 Приемы проблемного обучения  создание проблемной ситуации: подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;  изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; сравнения, обобщения, сопоставления фактов, для объяснения которых нужны новые сведения; задания, для выполнения которых недостаёт знаний;  формулирование темы урока в виде вопроса.

Приемы проблемного обучения

  • создание проблемной ситуации: подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;
  • изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; сравнения, обобщения, сопоставления фактов, для объяснения которых нужны новые сведения; задания, для выполнения которых недостаёт знаний;
  • формулирование темы урока в виде вопроса.
Сочинения на такие темы, как «Всё, что я знаю о …» ,  способству ю т достижению высокого уровня сформированности познавательных УУД .  Коллективное сочинение.  «Устное народное творчество ». Класс делится на группы, каждая получает задание. Темы сочинений для групп: Моя любимая сказка. Чему учат пословицы и поговорки? Как рождается загадка…. Нужны ли колыбельные песни сегодня? О чём говорят дразнилки?  Результатом данной коллективной работы может стать книга,  иллюстрации, компьютерная презентация.  В целях творческого самовыражения и самореализации учащихся используются разнообразные творческие домашние задания, носящие вариативный характер:  написание сказки, стихотворения, загадки,  составление кроссворда,  вопросы для одноклассников и др.

Сочинения на такие темы, как «Всё, что я знаю о …» , способству ю т достижению высокого уровня сформированности познавательных УУД .

Коллективное сочинение. «Устное народное творчество ». Класс делится на группы, каждая получает задание. Темы сочинений для групп:

  • Моя любимая сказка.
  • Чему учат пословицы и поговорки?
  • Как рождается загадка….
  • Нужны ли колыбельные песни сегодня?
  • О чём говорят дразнилки?

Результатом данной коллективной работы может стать книга,

иллюстрации, компьютерная презентация. В целях творческого самовыражения и самореализации учащихся используются разнообразные творческие домашние задания, носящие вариативный характер:

написание сказки, стихотворения, загадки,

составление кроссворда,

вопросы для одноклассников и др.

Создание проекта памятника Х. К. Андерсену  Проект необходимо защитить перед комиссией, поэтому детям предлагаются следующие вопросы:  - необходимость создания памятника;  - местонахождение памятника;  - идея памятника, его художественные особенности;  - оформление проекта.

Создание проекта памятника Х. К. Андерсену

Проект необходимо защитить перед комиссией, поэтому детям предлагаются следующие вопросы:

- необходимость создания памятника;

- местонахождение памятника;

- идея памятника, его художественные особенности;

- оформление проекта.

Составление кластера (познавательные УУД) 11 на уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Муму»                Портрет  Отношение к Татьяне Герасим  Описание каморки  Отношение с дворовыми  Отношение к Муму Отношение к барыне  11

Составление кластера

(познавательные УУД)

11

на уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Муму»

   

 

 

 

 

 

Портрет

Отношение к Татьяне

Герасим

Описание каморки

Отношение с дворовыми

Отношение к Муму

Отношение к барыне

11

Синквейн Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн: Герасим добрый, трудолюбивый заботится, любит, работает страдает из-за жестокости людей человек

Синквейн

Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:

  • Герасим
  • добрый, трудолюбивый
  • заботится, любит, работает
  • страдает из-за жестокости людей
  • человек
Дневник двойной записи:   познавательные УУД

Дневник двойной записи: познавательные УУД

Верные -неверные утверждения  (познавательные УУД) Тема «М. Ю. Лермонтов» (5 класс) 1. Поэт родился в Москве в 1814 году. 2. Будущего поэта воспитывала тётка, сестра матери, богатая помещица. 3. Детство и юность Лермонтов провёл в имении Тарханы. 4. Поэт – потомок известного шотландского рода. 5. Лермонтов ни разу не был на Кавказе, но очень хотел побывать.

Верные -неверные утверждения (познавательные УУД)

Тема «М. Ю. Лермонтов» (5 класс)

1. Поэт родился в Москве в 1814 году.

2. Будущего поэта воспитывала тётка, сестра матери, богатая помещица.

3. Детство и юность Лермонтов провёл в имении Тарханы.

4. Поэт – потомок известного шотландского рода.

5. Лермонтов ни разу не был на Кавказе, но очень хотел побывать.

Впиши нужную информацию  Михаил Юрьевич Лермонтов   Поэт родился в ... Детство прошло в имении бабушки ... Лермонтов получил хорошее домашнее образование, а в ... был зачислен в ... В 1830 году он поступает в ... В 1832 году ... В этом же году он сдаёт экзамены и поступает в ..., где проучился два года.  В ... году его отправляют в первую ссылку за ...  ... - вторая кавказская ссылка за ...  Поэт погиб ...

Впиши нужную информацию

Михаил Юрьевич Лермонтов Поэт родился в ... Детство прошло в имении бабушки ... Лермонтов получил хорошее домашнее образование, а в ... был зачислен в ... В 1830 году он поступает в ... В 1832 году ... В этом же году он сдаёт экзамены и поступает в ..., где проучился два года. В ... году его отправляют в первую ссылку за ... ... - вторая кавказская ссылка за ... Поэт погиб ...

Прокомментируй презентацию  Учитель на первом уроке показывает презентацию и рассказывает о жизни и творчестве И.С.Тургенева. Для следующего урока презентация должна быть изменена: остаются иллюстрации и фотографии на слайдах, но удаляется весь текст. Изменённая презентация демонстрируется учащимся. Затем они озвучивают её, комментируя иллюстративный материал.

Прокомментируй презентацию

Учитель на первом уроке показывает презентацию и рассказывает о жизни и творчестве И.С.Тургенева. Для следующего урока презентация должна быть изменена: остаются иллюстрации и фотографии на слайдах, но удаляется весь текст. Изменённая презентация демонстрируется учащимся. Затем они озвучивают её, комментируя иллюстративный материал.

Что ответил писатель?   Однажды Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово: «Свинья». На следующий день он в своей газете поместил ответ.  Что ответил американский писатель анониму?

Что ответил писатель?

Однажды Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово: «Свинья». На следующий день он в своей газете поместил ответ. Что ответил американский писатель анониму?

«Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма».

«Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма».

Виртуальная встреча    Учащиеся называют литературных героев 19 и 21 века, представляют, как они встретились, какие проблемы обсудили, что смогли рассказать о себе собеседнику.   Например: разговор Гарри Поттера и Маленького принца.

Виртуальная встреча

Учащиеся называют литературных героев 19 и 21 века, представляют, как они встретились, какие проблемы обсудили, что смогли рассказать о себе собеседнику.  Например: разговор Гарри Поттера и Маленького принца.

Результаты работы Уроки проходят интереснее. Раскрывается внутренний потенциал учащихся. Создаётся возможность для индивидуализации обучения. Задания дают возможность открытия для учащихся нового и личностно – значимого.

Результаты работы

  • Уроки проходят интереснее.
  • Раскрывается внутренний потенциал учащихся.
  • Создаётся возможность для индивидуализации обучения.
  • Задания дают возможность открытия для учащихся нового и личностно – значимого.
 Спасибо за внимание!    Удачи  в работе !

Спасибо за внимание! Удачи в работе !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!