Формирование познавательных УУД на уроках литературы при реализации ФГОС
- Формирование познавательных УУД на уроках литературы при реализации ФГОС
- Формирование познавательных УУД на уроках литературы при реализации ФГОС
Презентацию подготовила
учитель русского языка и литературы
Кузнецова И. А.
- Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Кузнецова И. А.
- Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Кузнецова И. А.
Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.
Шалва Амонашвили
Познавательные УУД
общеучебные
логические
постановка и решение проблем
Общеучебные универсальные действия
Выделение познавательной цели
Поиск информации
Структурирование знаний
Речевое развитие
Выбор способов решения задач
Смысловое чтение
Контроль и оценка процесса
Решение проблем
знаково-символические действия
моделирование
преобразование модели
4
Логические УУД
- Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
- Синтез – составление целого из частей.
- Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации.
- Подведение под понятие, выведение следствий.
- Установление причинно-следственных связей.
- Построение логической цепи рассуждений.
- Доказательство.
- Выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблем
формулирование проблемы
самостоятельное создание способов решения проблем
Технологии для формирования познавательных УУД
Технологии
Методы
Проблемное обучение
Формируемые УУД
Создание проблемной ситуации
Педагогика сотрудничества
Совместная деятельность,
эвристическая беседа,
Индивидуально – дифференцирован-ный подход.
общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы.
Компетентно – ориентированное обучение
логические универсальные действия.
Разноуровневые задания
общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы
Исследовательская работа, проектная деятельность
Информационно – коммуникативные технологии
Знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска
общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы.
логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия.
Приемы проблемного обучения
- создание проблемной ситуации: подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; сравнения, обобщения, сопоставления фактов, для объяснения которых нужны новые сведения; задания, для выполнения которых недостаёт знаний;
- формулирование темы урока в виде вопроса.
Сочинения на такие темы, как «Всё, что я знаю о …» , способству ю т достижению высокого уровня сформированности познавательных УУД .
Коллективное сочинение. «Устное народное творчество ». Класс делится на группы, каждая получает задание. Темы сочинений для групп:
- Моя любимая сказка.
- Чему учат пословицы и поговорки?
- Как рождается загадка….
- Нужны ли колыбельные песни сегодня?
- О чём говорят дразнилки?
Результатом данной коллективной работы может стать книга,
иллюстрации, компьютерная презентация. В целях творческого самовыражения и самореализации учащихся используются разнообразные творческие домашние задания, носящие вариативный характер:
написание сказки, стихотворения, загадки,
составление кроссворда,
вопросы для одноклассников и др.
Создание проекта памятника Х. К. Андерсену
Проект необходимо защитить перед комиссией, поэтому детям предлагаются следующие вопросы:
- необходимость создания памятника;
- местонахождение памятника;
- идея памятника, его художественные особенности;
- оформление проекта.
Составление кластера
(познавательные УУД)
11
на уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Муму»
Портрет
Отношение к Татьяне
Герасим
Описание каморки
Отношение с дворовыми
Отношение к Муму
Отношение к барыне
11
Синквейн
Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:
- Герасим
- добрый, трудолюбивый
- заботится, любит, работает
- страдает из-за жестокости людей
- человек
Дневник двойной записи: познавательные УУД
Верные -неверные утверждения (познавательные УУД)
Тема «М. Ю. Лермонтов» (5 класс)
1. Поэт родился в Москве в 1814 году.
2. Будущего поэта воспитывала тётка, сестра матери, богатая помещица.
3. Детство и юность Лермонтов провёл в имении Тарханы.
4. Поэт – потомок известного шотландского рода.
5. Лермонтов ни разу не был на Кавказе, но очень хотел побывать.
Впиши нужную информацию
Михаил Юрьевич Лермонтов Поэт родился в ... Детство прошло в имении бабушки ... Лермонтов получил хорошее домашнее образование, а в ... был зачислен в ... В 1830 году он поступает в ... В 1832 году ... В этом же году он сдаёт экзамены и поступает в ..., где проучился два года. В ... году его отправляют в первую ссылку за ... ... - вторая кавказская ссылка за ... Поэт погиб ...
Прокомментируй презентацию
Учитель на первом уроке показывает презентацию и рассказывает о жизни и творчестве И.С.Тургенева. Для следующего урока презентация должна быть изменена: остаются иллюстрации и фотографии на слайдах, но удаляется весь текст. Изменённая презентация демонстрируется учащимся. Затем они озвучивают её, комментируя иллюстративный материал.
Что ответил писатель?
Однажды Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово: «Свинья». На следующий день он в своей газете поместил ответ. Что ответил американский писатель анониму?
«Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма».
Виртуальная встреча
Учащиеся называют литературных героев 19 и 21 века, представляют, как они встретились, какие проблемы обсудили, что смогли рассказать о себе собеседнику. Например: разговор Гарри Поттера и Маленького принца.
Результаты работы
- Уроки проходят интереснее.
- Раскрывается внутренний потенциал учащихся.
- Создаётся возможность для индивидуализации обучения.
- Задания дают возможность открытия для учащихся нового и личностно – значимого.
Спасибо за внимание! Удачи в работе !