СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межпредметный учебный проект «Путешествие в сказку, усадьба Абрамцево»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается межпредметный учебный проект «Путешествие в сказку, усадьба Абрамцево»

Просмотр содержимого документа
«Межпредметный учебный проект «Путешествие в сказку, усадьба Абрамцево»»





Формирование познавательных УУД с использованием образовательной технологии межпредметного учебного проекта (на примере проекта «Путешествие в сказку, усадьба Абрамцево»)





Аннотация: В статье представлен методический опыт формирования познавательных универсальных учебных действий на примере межпредметного проекта «Путешествие в сказку, усадьба Абрамцево»

Ключевые слова: универсальные учебные действия, проектная деятельность, межпредметный учебный проект

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования.[4]

Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. [2]

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.



Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

А.Г. Асмолов в блоке познавательных универсальных действий выделяет: общеучебные действия, включая знаково - символические; логические учебные действия, и действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование;

  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ;

  • синтез;

  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является обучающихся в проектную деятельность. Каждый этап проекта предполагает овладение обучающимися определенными умениями.

Методика проектной деятельности - организация учебно-воспитательного процесса, при которой изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой обучающиеся сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проектов. [3]



По предметно-содержательной области

Монопредметный проект - проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам.

В настоящее время важное значение приобретает межпредметный учебный проект в формирование универсальных учебных действий обучащихся.

В межпредметном проекте реализуется личностно – ориентированное обучение.







Пример реализации межпредметного проекта

«Путешествие в сказку, усадьба Абрамцево».



Межпредметые связи: литература, история, краеведение, искусство, информатика, актерское мастерство.

Цель: формирование познавательных универсальных учебных действий

познакомить обучающихся с историей музей усадьба Абрамцево.

Возраст: 11 -12 лет, 6 класс.

Задачи:

- реализация ФГОС по формированию УУД

- развивать навыки аналитического мышления (обобщать знания, делать выводы), внимание, память; формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний

- организовать межпредметное сотрудничество и взаимодействие в рамках проекта


-воспитывать интерес к истории Отечества, уважение к культуре своего народа и других народов; воспитывать стремление сохранять памятники культуры

По доминирующей деятельности проект может быть:

Творческий проект – разработка экскурсии, виртуальной экскурсии, разработка маршрута – путешествия с заданиями для начальной школы.

Исследовательский проект - история усадьбы Абрамцево, гости в усадьбе

Информационный проект – владельцы усадьбы Абрамцево, С. Т. Аксаков, Мамонтовский художественный кружок.

Ролевой проект - спектакль – в гостях у С. Мамонтова



Этапа работы над проектом



1.Определение тематического содержания проекта, совместная постановка цели, и задач работы

Цель: Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать цели

2.Поиск и отбор материала по теме, определение формы представления материала.

Цель: Формирование умения самостоятельно извлекать информацию из разных источников


3.Представление проекта

Цель: Формирование умения строить речевое высказывание в устной и

письменной форме; умение адекватно передать содержание текста



4. Поведение итогов, совместная рефлексия

Цель: Формирование умения оценки процесса и результатов своей деятельности

Работа обучающихся в группах:

1 группа: рассказ об усадьбе Абрамцево (где находится, история, владельцы) - презентация.

2 группа: усадьба во времена С. Мамонтова. Создание текстов в виде сообщения, доклада.

3 группа: Мамонтовский художественный кружок – мини спектакль,

учащиеся ставят спектакль о художниках, которые гостили у Мамонтовых



Итоговым продуктом проектной деятельности может быть:

экскурсия, виртуальная экскурсия на английском языке, сайт, презентация, альбом, книга, кроссворд, викторина, спектакль доклад, сообщение.

В реализации межпредметного проекта: « Путешествие в сказку, усадьба Абрамцево» участвовали обучающиеся 6 класса, МБОУ СОШ № 26, городского округа Мытищи, Московской области. Каждый ученик выбирал себе задание самостоятельно, учитывая свои интересы. Все со своими заданиями справились. Обучающиеся сами формулировали цели проекта, научились пользоваться справочной информацией, представили текст в виде докладов, презентаций.

Цели и задачи проекта были достигнуты.

Межпредметный проект развивает творческий потенциал обучающихся, развитие логики, мышление, коммуникативные способности.

В работе над проектом обучающиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.



Список использованной литературы:



1.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли [Текст]/ А.Г. Асмолов.- М.: «Просвещение», 2017, - 159 с.

2.Педагогическийглоссарий [Электронный ресурс]:URL: http://didacts.ru/termin/metodika-proektnoi-dejatelnosti.html (Дата обращения: 20.05.2017).

3.Педагогический глоссарий [Электронный ресурс]:URL: http://didacts.ru/termin/universalnye-uchebnye-deistvija.html(Дата обращения: 20.05.2017).


4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]:URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (Дата обращения: 20.05.2017).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!