СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательных УУД у младших школьников при изучении геометрического материала

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

диплом и сертификат № 912 за участие в IV Международном фестивале методических идей "Принципы и подходы к обучению и воспитанию в условиях модернизации образования" 

работа напечатана  в сборнике "Принципы и подходы к обучению и воспитанию в условиях модернизации образования"

Просмотр содержимого документа
«формирование познавательных УУД у младших школьников при изучении геометрического материала»






Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников при изучении геометрического материала

Изучение геометрического материала позволит повысить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий через

интегрированные уроки математики и технологии изанятия внеурочной деятельности, направленные на изучение элементов геометрии в 3 классе.

Интегрированный урок будет способствовать формированию познавательных УУД:

- умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.) и в разных источниках (учебник, справочная литература, словарь, Интернет и др.);

-логические операции(сравнение, анализ, синтез классификация и др.);

-моделирование–при решении задач, предметное, схематичное, символическое, таблицы, чертежи и др., моделирование геометрических понятий из бумаги.

1.Фрагмент интегрированного урока (математика и технология)

Тема: Круг, окружность. Изготовление цветка.

Цель:

предметные:

-закрепить знания и умения обобщить материал о круге и окружности;

-познакомить с использованием деления окружности в декоративно прикладном искусстве;

-расширение геометрических представлений учащихся;

-развитие памяти, логики, наглядно-образного мышления учащихся;

-воспитание культуры общения на уроке.

Метапредметные:развитие ценностно- смысловой сферы личности.

познавательные:- умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.) и в разных источниках (учебник, справочная литература, словарь, Интернет и др.);

-логические операции(сравнение, анализ, синтез классификация и др.);

-моделирование–при решении задач, предметное, схематичное, символическое, таблицы, чертежи и др., моделирование геометрических понятий из бумаги.

II. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. С незапамятных времен человек использовал в своей жизни простейшие геометрические построения. Какие как вы думаете?

Дети. Квадрат, прямоугольник, круг.

Учитель. Правильно. Приведите примеры.

Дети. Дома: квадрат и прямоугольник. Вещи: стол, стул, учебник, тетрадь, пенал и т.д.

Учитель. Одним из таких построений является деление окружности на равные части. Примеров можно привести много. Превращение колеса из сплошного диска в обод со спицами поставило человека перед необходимостью распределить спицы в колесе равномерно.

рисунок (велосипед)

С делением окружности неразрывно связано построение правильных многоугольников. В декоративно- прикладном искусстве дизайнеры, ювелиры и представители многих других профессий с успехом применяли и применяют деление окружности, создавая прекрасные произведения. Это ордена, медали, монеты и ювелирные украшения.

рисунок (орден « Победа»)

Самым распространенным примером деления окружности на равные части является создание логотипов, эмблем, товарных знаков различных фирм. иногда достаточно увидеть эмблему на капоте или крыле автомобиля и безошибочно назвать марку.

рисунок ( эмблемы)

III. Закрепление изученного материала.

Учитель. Чтобы вспомнить основные понятия, выполним следующую работу. На каждом столе лежат по две карточки. На первой записано начало определения, на другой – его продолжения. Найди для каждого определения верное продолжение.

Карточка №1.

Окружность – замкнутая линия…

Круг – это часть плоскости…

Радиус – это отрезок, соединяющий…

Диаметр – это отрезок, соединяющий…

Карточка №2.

… все точки которые находятся на одинаковом расстоянии от центра.

… ограниченная окружностью.

… соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности.

…две точки окружности и проходящей через центр.

Сверяется правильность восстановления определений.

IY. Практическая работа «Изготовление цветка из цветной бумаги с использованием деления круга на 8 равных частей»

- Разметь и вырежи 8 таких деталей. Надрежь их по утолщённым линиям.

- Перекрути каждый конец детали дважды. Плотно прижми место скручивания.

- Помести на проволоку все 8 деталей. Плотно сожми их и подогни проволоку

Рис3

2. Внеурочное занятие соответствует программе внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» (автор О.А.Захарова) и способствует формированию познавательных УУД:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах;

- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

-осуществлять синтез как составление целого из частей.

Фрагмент внеурочного занятия для 3-го класса

Тема: Многоугольники. «Рыцарский замок»
Цель:

предметные:

-закрепить и обобщить знания о многоугольниках;

-распознавать, называть, изображать геометрические фигуры;

- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Метапредметные:Создать условия для формирования познавательных универсальных действий.

познавательные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах;

- смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

-осуществлять синтез как составление целого из частей.

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на нашем занятиимы вспомним, какие фигуры называются многоугольниками; познакомимся с видом рыцарского замка; применим знание многоугольников к составлению рыцарского замка.
Итак, многоугольник – это геометрическая фигура, ограниченная со всех сторон замкнутой ломаной линией, состоящая из трех или более отрезков.



Когда появились рыцарские замки? Появление замков, как укрепленных жилищ феодалов, относится в западно-европейских странах ко временам правления Каролингов — королевской династии, самым знаменитым представителем которой был легендарный Карл Великий. Проще всего было строить замки в горных местностях — они были и труднодоступны для неприятеля, и строительный материал всегда был под рукой. Самые ранние из замков представляли собой кольцо стен, сложенных из больших каменных глыб и окружающую горную вершину, на которой стоял сам дом. Выстроенный из тех же каменных глыб дом тоже представлял собой самостоятельную крепость. Особенно мощной была стена, обращенная в сторону самого вероятного места нападения. Как выглядит рыцарский замок? IY Практическая работа.