Формирование умения учиться как способности к самоорганизации посредством базовых педагогических технологий
Учитель начальных классов МАОУ СОШ г. Нестерова
Сборнова Светлана Михайловна
В начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач
( ФГОС второго поколения )
В чем заключается задача школы?
- Формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ.
Самоорганизация – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства
Задачи самоорганизации
Первая: развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;
вторая: научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности
Признаки познавательной самостоятельности
потребностью в знаниях,
умением самостоятельно мыслить,
способностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход к новой задаче,
желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания,
критическим подходом к изучаемому материалу, к суждениям других людей,
способностью высказать свою точку зрения, независимую от других.
Выделяют следующие умения самоорганизации учебной деятельности школьника:
- умение определять цель учебного задания;
- умение планировать учебное задание;
- умение целесообразно выполнять учебное задание;
- умение контролировать ход и результаты учебного задания;
-умение оценивать ход и результаты учебного задания.
влияющую
на разные аспекты
и стороны
развития личности,
Необходимо
создать
педагогическую
среду,
Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира
Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту
процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.
Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь»)
Современные педагогические технологии –
это набор операций по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями
Классификация педагогических технологий в начальной школе
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Гуманно-личностная технология
Ш. А. Амонашвили
Педагогика сотрудничества
Технологии на основе
активизации и интенсификации
деятельности учащихся
Проектно-исследовательская технология
Игровые технологии
Проблемное обучение
Технологии на основе
эффективности управления и
организации учебного процесса
- Технология перспективного обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении ( С.Н. Лысенкова )
- Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
- Групповые технологии
- Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Технология развивающего обучения (Давыдов В.В., Занков Л.В., Леонтьев А.А. )
- Принцип деятельности . Ф ормирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.
- Основным механизмом реализации целей и задач развивающего обучения является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность . В этом и заключается принцип деятельности. Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом .
Г.Я.Гальперин, Л.Г.Петерсон (деятельностный метод)
- Постановка учебной задачи
- Открытие детьми нового знания
- Первичное закрепление (комментирование)
- Самостоятельная работа с проверкой в классе
- Решение тренировочных упражнений
- Контроль (принцип минимакса)
- Решение задач на повторение
Деятельностный метод
отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели
Компоненты учебной деятельности
- Учебная задача
- Учебные действия
- Действия самоконтроля и самооценки
-Учебная задача должна быть личностно значима для учащихся и ориентировать их на поиск нового способа действия;
-учебная задача должна содержать новизну, которая может быть разрешена в результате творческого применения известных способов действия.
Учебные действия - это предметные и мыслительные действия учеников, направленные на разрешение учебной задачи и "открытие" нового знания
Действия самоконтроля и самооценки , когда ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха , которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его по пути познания
Наиболее оптимальными формами обучения, позволяющими реализовывать деятельностный подход, являются: коллективный диалог, групповой метод, эвристический (поисковый) метод, проблемный.
Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно с помощью различных наглядных средств, практических заданий, в ходе выполнения которых школьники обязательно допускают ошибки. Это позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их до решения проблемы.
На уроках реализуется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. А. А. Леонтьев отмечает «Обучать деятельности – это значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у него умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки».
Применение проблемно-исследовательского метода позволяет поставить ребёнка в активную позицию исследователя. Этот метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой совместный поиск неизвестного учащимися. При этом обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, понимание других людей, самого себя. Дети приобретают мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни.
На занятиях учитель знакомит детей с основными правилами общения, правилами поведения на уроке, учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы. Необходимо формировать представление детей о том, что важно обмениваться мыслями, понимать друг друга, договариваться, а также учить детей общаться, продуктивно сотрудничать друг с другом.
В ходе реализации группового метода обучения формируются навыки общения, нравственные качества личности, умение подчинять свои желания общей цели.
Системно-деятельностный подход
Технологическая карта урока
Этап
Деятельность учителя
1. Самоопределение к деятельности Организационный момент
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Деятельность учащихся
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя
Подготовка класса к работе.
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
Универсальные действия
3. Постановка учебной задачи.
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки
Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию
4. Построение проекта выхода из затруднения
5. Первичное закрепление
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)
Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательые – моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Организует деятельность по применению новых знаний.
7. Рефлексия деятельности (итог урока)
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения зада, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнивая с эталоном.
Организует рефлексию
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные:
Включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями.
«Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я пойму».
Спасибо за внимание!