СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование самоорганизации учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как сформировать самоорганизацию учащихся в начальной школе. Классификация педтехнологий.

Просмотр содержимого документа
«Формирование самоорганизации учащихся»

Формирование умения учиться как способности к самоорганизации посредством базовых педагогических технологий Учитель начальных классов МАОУ СОШ г. Нестерова Сборнова Светлана Михайловна

Формирование умения учиться как способности к самоорганизации посредством базовых педагогических технологий

Учитель начальных классов МАОУ СОШ г. Нестерова

Сборнова Светлана Михайловна

В начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач   ( ФГОС второго поколения )

В начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач

( ФГОС второго поколения )

В чем заключается задача школы? Формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ.

В чем заключается задача школы?

  • Формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ.
Самоорганизация – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства

Самоорганизация – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства

Задачи самоорганизации Первая: развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;  вторая: научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности

Задачи самоорганизации

Первая: развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;

вторая: научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности

Признаки познавательной самостоятельности потребностью в знаниях, умением самостоятельно мыслить, способностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход к новой задаче, желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания, критическим подходом к изучаемому материалу, к суждениям других людей, способностью высказать свою точку зрения, независимую от других.

Признаки познавательной самостоятельности

потребностью в знаниях,

умением самостоятельно мыслить,

способностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход к новой задаче,

желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания,

критическим подходом к изучаемому материалу, к суждениям других людей,

способностью высказать свою точку зрения, независимую от других.

Выделяют следующие умения самоорганизации учебной деятельности школьника:  - умение определять цель учебного задания; - умение планировать учебное задание; - умение целесообразно выполнять учебное задание; - умение контролировать ход и результаты учебного задания; -умение оценивать ход и результаты учебного задания.

Выделяют следующие умения самоорганизации учебной деятельности школьника:

- умение определять цель учебного задания;

- умение планировать учебное задание;

- умение целесообразно выполнять учебное задание;

- умение контролировать ход и результаты учебного задания;

-умение оценивать ход и результаты учебного задания.

влияющую  на разные аспекты  и стороны  развития личности, Необходимо создать педагогическую среду, Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др. Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь»)

влияющую

на разные аспекты

и стороны

развития личности,

Необходимо

создать

педагогическую

среду,

Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира

Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту

процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.

Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь»)

Современные педагогические технологии – это набор операций по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями

Современные педагогические технологии

это набор операций по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями

Классификация педагогических технологий в начальной школе

Классификация педагогических технологий в начальной школе

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили Педагогика сотрудничества

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

Гуманно-личностная технология

Ш. А. Амонашвили

Педагогика сотрудничества

Технологии на основе активизации и интенсификации  деятельности учащихся Проектно-исследовательская технология Игровые технологии Проблемное обучение

Технологии на основе

активизации и интенсификации

деятельности учащихся

Проектно-исследовательская технология

Игровые технологии

Проблемное обучение

Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Технология перспективного обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении ( С.Н. Лысенкова ) Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов) Групповые технологии Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

Технологии на основе

эффективности управления и

организации учебного процесса

  • Технология перспективного обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении ( С.Н. Лысенкова )
  • Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
  • Групповые технологии
  • Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Технология развивающего обучения (Давыдов В.В., Занков Л.В., Леонтьев А.А. ) Принцип деятельности .   Ф ормирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на

Технология развивающего обучения (Давыдов В.В., Занков Л.В., Леонтьев А.А. )

  • Принцип деятельности .   Ф ормирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.
  •    Основным механизмом реализации целей и задач развивающего обучения является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность . В этом и заключается принцип деятельности. Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом .
Г.Я.Гальперин, Л.Г.Петерсон (деятельностный метод) Постановка учебной задачи Открытие детьми нового знания Первичное закрепление (комментирование) Самостоятельная работа с проверкой в классе Решение тренировочных упражнений Контроль (принцип минимакса) Решение задач на повторение

Г.Я.Гальперин, Л.Г.Петерсон (деятельностный метод)

  • Постановка учебной задачи
  • Открытие детьми нового знания
  • Первичное закрепление (комментирование)
  • Самостоятельная работа с проверкой в классе
  • Решение тренировочных упражнений
  • Контроль (принцип минимакса)
  • Решение задач на повторение
Деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели

Деятельностный метод

отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели

Компоненты учебной деятельности Учебная задача  Учебные действия  Действия самоконтроля и самооценки

Компоненты учебной деятельности

  • Учебная задача
  • Учебные действия
  • Действия самоконтроля и самооценки
-Учебная задача должна быть личностно значима для учащихся и ориентировать их на поиск нового способа действия; -учебная задача должна содержать новизну, которая может быть разрешена в результате творческого применения известных способов действия.

-Учебная задача должна быть личностно значима для учащихся и ориентировать их на поиск нового способа действия;

-учебная задача должна содержать новизну, которая может быть разрешена в результате творческого применения известных способов действия.

Учебные действия  - это предметные и мыслительные действия учеников, направленные на разрешение учебной задачи и

Учебные действия - это предметные и мыслительные действия учеников, направленные на разрешение учебной задачи и "открытие" нового знания

Действия самоконтроля и самооценки , когда ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха , которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его по пути познания

Действия самоконтроля и самооценки , когда ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха , которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его по пути познания

Наиболее оптимальными формами обучения, позволяющими реализовывать деятельностный подход, являются: коллективный диалог, групповой метод, эвристический (поисковый) метод, проблемный.

Наиболее оптимальными формами обучения, позволяющими реализовывать деятельностный подход, являются: коллективный диалог, групповой метод, эвристический (поисковый) метод, проблемный.

Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно с помощью различных наглядных средств, практических заданий, в ходе выполнения которых школьники обязательно допускают ошибки. Это позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их до решения проблемы.

Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно с помощью различных наглядных средств, практических заданий, в ходе выполнения которых школьники обязательно допускают ошибки. Это позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их до решения проблемы.

На уроках реализуется исследовательский  подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. А. А. Леонтьев отмечает «Обучать деятельности – это значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у него умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки».

На уроках реализуется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. А. А. Леонтьев отмечает «Обучать деятельности – это значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у него умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки».

 Применение проблемно-исследовательского метода позволяет поставить ребёнка в активную позицию исследователя. Этот метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой совместный поиск неизвестного учащимися. При этом обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, понимание других людей, самого себя. Дети приобретают мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни.

Применение проблемно-исследовательского метода позволяет поставить ребёнка в активную позицию исследователя. Этот метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой совместный поиск неизвестного учащимися. При этом обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, понимание других людей, самого себя. Дети приобретают мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни.

 На занятиях учитель знакомит детей с основными правилами общения, правилами поведения на уроке, учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы. Необходимо формировать представление детей о том, что важно обмениваться мыслями, понимать друг друга, договариваться, а также учить детей общаться, продуктивно сотрудничать друг с другом.

На занятиях учитель знакомит детей с основными правилами общения, правилами поведения на уроке, учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы. Необходимо формировать представление детей о том, что важно обмениваться мыслями, понимать друг друга, договариваться, а также учить детей общаться, продуктивно сотрудничать друг с другом.

В ходе реализации группового метода обучения формируются навыки общения, нравственные качества личности, умение подчинять свои желания общей цели.

В ходе реализации группового метода обучения формируются навыки общения, нравственные качества личности, умение подчинять свои желания общей цели.

Системно-деятельностный подход

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

1. Самоопределение к деятельности Организационный момент

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Деятельность учащихся

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя

Подготовка класса к работе.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Универсальные действия

3. Постановка учебной задачи.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию

4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Первичное закрепление

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательые – моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Организует деятельность по применению новых знаний.

7. Рефлексия деятельности (итог урока)

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения зада, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнивая с эталоном.

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные:

Включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. «Скажи мне – я забуду,  Покажи мне – я запомню,  Вовлеки меня – я пойму».

Включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями.

«Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я пойму».

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!