Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 8 г. Лабинска
Доклад на тему:
«Формирование
спортивно – оздоровительных навыков
у учащихся с ОВЗ на занятиях кружка
«Легкая атлетика».
Подготовила: Коротченко О. О.
инструктор по физкультуре
ГБОУ школы № 8 г. Лабинска
2016 год
Современная жизнь сопровождается серьезными изменениями в социальной сфере. Одним из главных ее ориентиров является состояние здоровья человека, а также спортивные достижения людей - основные показатели уровня жизнеспособности и цивилизованности страны.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привитие навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны.
Физическое воспитание занимает особое положение в системе коррекционно-воспитательной работы в школе, поскольку физическое состояние, двигательные возможности и приобретенные навыки детей с нарушением интеллекта во многом определяют его общую дееспособность в обучении и в труде, а также возможности организма в преодолении нарушений развития.
Все мы знаем, как важно с самого раннего возраста формировать и совершенствовать у детей одновременно с физическими и психические (нравственные) качества; сознание, мышление, волю, внимание, трудолюбие, уважение к окружающему миру.
Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни. Для более физически развитых детей из этой группы, занятия определенными видами спорта, соответствующих их физическим и психическим возможностям и участие в специальных соревнованиях.
Коррекция и развитие движений у детей с нарушением интеллекта является не только целью занятий физкультурой, но и необходимым условием успешного физического воспитания в целом.
Одним из способов формирования спортивно-оздоровительных навыков являются легко - атлетические дисциплины широко применяемые как на уроках физкультуры так и отдельно, на кружке легкой атлетики.
Постоянные занятия разнообразными видами легкой атлетики закаляют волю школьников, воспитывают умения преодолевать трудности, вырабатывают целеустремленность. Воспитанию характера, дисциплины способствуют спортивные соревнования, требующие от участников моральной и физической выдержки, соблюдения правил, спортивной этики.
Одним из основных условий овладения сложными двигательными действиями является правильно разработанная система подводящих и подготовительных упражнений. Подготовительные и подводящие упражнения, которые по своей направленности развивают физические качества: силу, гибкость, выносливость, скорость, необходимы для выполнения сложного движения.
На начальных этапах первичного усвоения знаний, а затем последующего их расширения и закрепления используем принципы коррекционного обучения:
Доступность.
Последовательность.
Наглядность.
Осознанность.
Систематичность.
Связь теории с практикой.
Для формирования двигательных навыков важное значение имеет применение с самого начала правильных технических основ движения.
1.Основы техники ходьбы и бега.
2. Техника бега на короткие дистанции.
3. Техника выполнения высокого, низкого старта.
4. Техника финиширования и бега по дистанции.
5. Техника толкания ядра.
6. Техника метания.
7. Техника бега на длинные дистанции.
8. Техника прыжка в длину с разбега.
9. Техника разбега и отталкивания.
10. Техника полета и приземления.
11. Техника эстафетного бега.
12. Техника тройного прыжка.
Регулируя динамику физических нагрузок, с учетом индивидуальных психофизических возможностей учеников, нужно развивать основные физических качества учащихся, соблюдая дидактическое правило «от простого к сложному».
Для правильного подбора физических упражнений необходим постоянный медицинский контроль и педагогическое наблюдение. Учитывать показания и противопоказания к занятиям физическими упражнениями и спортом.
Методы, применяемые на занятиях:
Метод слухового восприятия.
Метод зрительного восприятия.
Метод двигательного восприятия.
Наглядный метод (иллюстрация, демонстрация ).
Практические методы ( упражнения, методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля).
На первом этапе работы обучения проводится первоначальное разучивание упражнений, чтобы создать у детей правильное представление о движении в целом. Используется показ, объяснение и практическая апробация. У детей образуется связь между зрительным образом, обозначающем технику и мышечными ощущениями.
На втором этапе углубленного разучивания движений большее место занимают имитация, зрительные и слуховые ориентиры.
Задача третьего этапа, закрепление навыка и совершенствование техники, а так же выработка умения применять изученные движения в различных условиях. При этом упражнения проводятся в игровой и соревновательной формах.
Выполняя задания, учащиеся приучаются управлять своими движениями, совершать их с различной амплитудой, овладевают умениями и навыками точно совершать действия, используемые в повседневной жизни: ходьбу, бег, прыжки, метание.
Определяющим фактором успешной реабилитации является активная деятельность ребенка. Вся система, все навыки и умения, каждое упражнение и действие должны отрабатываться учителем вместе с ребенком.
Дифференцированный подход в учебном процессе означает внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий, для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Целью индивидуального подхода к обучению является выявление в каждом ученике его самой сильной стороны. Цель педагога дополнительного образования помочь этой «живинке» претвориться и развиться в деятельность так, чтобы в ребенке засверкала его человеческая индивидуальность, поддержать веру в свои силы, укрепляя его бодрость и волю, помочь достичь свой «потолок», до которого позволяет ему подняться полный расцвет его способностей.
Легкая атлетика является средством физического воспитания. По многочисленным легкоатлетическим дисциплинам проводятся спортивные соревнования «Специальной Олимпиады»для учащихся с ОВЗ.
Этапы соревнований:
1. Внутришкольные соревнования.
2. Зональные соревнования.
3. Краевые соревнования.
4. Открытые первенства по Краснодарскому краю.
5. Всероссийское первенство по легкой атлетике.
Последовательное развитие двигательных возможностей учащихся позволяет обогатить арсенал физических упражнений и, благодаря этому, решать все более сложные задачи.
Воспитанники нашей школы неоднократно становились победителями зональных и краевых соревнований по легкой атлетике. За высокие результаты наши спортсмены были выдвинуты Краевой судейской комиссией для участия во всероссийских соревнованиях по легкой атлетике.
В 2015 году в Йошкар-Оле на Первенстве России по легкой атлетике в дисциплине «прыжки в длину» Демченко Владимир занял 1-ое место.
Белявцев Алексей в дисциплине бег 100 метров 4-ое место, Владимир и Алексей стали первыми в эстафете 4 по 100 метров,.
Оба спортсмена включены в сборную Краснодарского края.
На всероссийской спартакиаде в городе Чебоксары в августе 2015года Демченко Владимир стал чемпионом по прыжкам в длину.
В 2016 году в г. Саранске на всероссийском первенстве Демченко Владимир занял 1-ое место по прыжкам в длину и 2-ое место бег 60 метров. Владимиру присвоено по дисциплине бег 60 м спортивный раз ряд КМС.
Многим нашим спортсменам присвоены спортивные разряды.
Для достижения целей и поставленных задач важно хорошее современное техническое оснащение. На базе нашей школы имеется все необходимое. Спортивная площадка с баскетбольными щитами, площадка для мини футбола, прыжковая яма, уличные тренажеры. Современный, оборудованный всем необходимым спортивный зал, для просмотров спортивных роликов и наглядной демонстрации техники в спортивном зале имеется компьютер. Тренажерный зал оснащенный инвентарем для силовых комплексов. Для подготовки к соревнованиям работаем в тесной взаимосвязи со специалистами легкоатлетического спорткомплекса «Лидер».
Приобретенные спортивные навыки в легкой атлетике дают возможность учащимся успешно заниматься другими видами спорта: теннис, дартс, виды борьбы, туризм, шашки, футбол. Также систематическое занятие спортом отражается на активном участии детей в общественной жизни школы, в творческой деятельности, в учебном процессе, способствует легкой адаптации в социальной среде (более общительные, коммуникабельные).
Целью коррекционной работы учителя в школе является формирование доступных для данной категории учеников знаний, умений и навыков при помощи оказания своевременной поддержки в затруднительных для них вопросах. Любая программная тема должна планироваться не только с целью коррекции, но и быть воспитательной.
Кружковая работа с правильно поставленными задачами, с учетом возраста, пола, степени физического развития, планирования, чередованием гимнастических, игровых, легкоатлетических и других упражнений - решают образовательные, оздоровительные, воспитательные и коррекционные задачи.
Нами разработана о опробована программа дополнительного образования по «Легкой атлетике», согласно приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
В заключении отметим, что в деле физической, психической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями развития особенно важно использовать средства и методы физической культуры и спорта, так как они универсальнее и рентабельнее медицинских, как показывает статистика. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов детского организма. Кроме того, занимаясь физкультурой и доступными видами спорта, ребенок и, что немаловажно, его родители чувствуют себя полноценными, активными, самостоятельными людьми.
Литература:
Т.В.Николаева «Индивидуализация и дифференциация обучения как основа педагогического сопровождения учащихся», М. 2011г.
Е.С.Черник «Двигательные возможности учащихся вспомогательной школы», М. «Просвещение» 1992г.
.Дмитриев А. А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании М.; Академия; 2002.-176
Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / Под редакцией С. П. Евсеева.- М. : Советский спорт.-Том 1; 2005.
Гогунов Е. Н.; Марьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н. Гогунов; Б. И. Марьянов.-М.: Академия; 2004