СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование стратегий смыслового чтения на уроках/

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Глобальные процессы информатизации общества – увеличение текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки – поставили теоретиков и практиков в области языкового образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации о образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению  на всех уроках, т.к.  чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование стратегий смыслового чтения на уроках/»

Формирование стратегий смыслового чтения на уроках.

Актуальность исследования.


Глобальные процессы информатизации общества – увеличение текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки – поставили теоретиков и практиков в области языкового образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации о образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению на всех уроках, т.к. чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.


Анализ состояния данной проблемы на практике показал, что современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. В последние годы усиливается тенденция отказа детей от чтения книг и предпочтение других источников информации: телевидения, компьютера, видео.


Дети с неохотой проводит время за чтением книг, предпочитая досуг перед экраном телевизора или компьютера. Согласно исследованиямлишь 25-30% учащихся школ при достаточном уровне интеллектуального и сенсорного развития имеют нарушения чтения (М.Н. Русецкая). Трудности, возникающие в процессе чтения, связаны не только с нарушениями технической стороны чтения, т.е. процессов восприятия, но и с трудностями осмысления (смысловой стороны чтения). Уже у учащихся начальных недостаточно сформированы технические навыки чтения и письма, они не умеют извлекать смысл из прочитанного .


В ходе анализа законодательных документов, программ, учебных пособий по обучению чтению на русском и иностранных языках, научных трудов и диссертационных исследований, практики обучения иноязычному чтению были выявлены противоречия между:


- необходимостью обучать смысловому чтению школьников (ФГОС, Примерные программы), формировать умения чтения как универсальных учебных действий (Концепция универсальных учебных действий), с одной стороны, и отсутствием работ, раскрывающих сущность понятия «смысловое чтение», его особенности и специфику, с другой;


- рассмотрением видов чтения в основной и старшей школе в качестве целей обучения чтению, с одной стороны, и отсутствием конкретного вида чтения как цели обучения чтению на родном и иностранном языке в начальной школе, с другой;


- невозможностью использовать традиционный аналитико-синтетический метод обучения чтению на русском языке , при котором формируется сначала техническая, а затем содержательная сторона, с одной стороны, и необходимостью развивать у школьников смысловое восприятие и смысловую переработку текстовой информации в рамках единого подхода и метода обучения чтению, с другой;


- наличием исследований, раскрывающих проблему отбора текстов с учетом их характеристик для обучения разным видам чтения студентов, учащихся основой и старшей школы, с одной стороны, и отсутствием исследований, посвященных отбору и конструированию текстовой информации для обучения смысловому чтению младших школьников, с другой.

С чего же нужно начинать?


Этапы работы.

Первый этап. На данном этапенеобходимо изучить состояние проблемы исследования путем анализа методической, психолингвистической, философской, психолого-педагогической литературы. На этом этапе накапливается материал исследования. Были изучены особенности детской речевой деятельности, выделены закономерности, показатели и условия ее развития. На первом этапе был проведен срез уровня сформированности умений чтения у школьников.

Второй этап. На данном этапедолжна быть разработаны методики формирования стратегий смыслового чтения, организовано опытное обучение, проведение промежуточного среза для корректировки методики.

Третий этап . На данном этапе материал обобщался и систематизировался в виде написания текста . Был проведен контрольный срез уровня сформированности стратегий смыслового чтения у школьников после обучения.

Четвертый этап. Разработана методика формирования стратегий смыслового чтения текстовой информации, включающая психолингвистические основы и технологию формирования стратегий смыслового чтения; предложены дефиниции «смысловое чтение», «стратегия смыслового чтения», «текстовая информация» , определена их сущность, дана характеристика;

- обучение смысловому чтению, может быть реализована в рамках единой стратегии языкового образования – личностно-деятельной.

- выделены параметры текстовой информации ( лингвистические, структурно-композиционные, содержательно-смысловые), принципы ее отбора и конструирования (частотности и смысловой нагрузки, парной сочетаемости, блочно-модульного распределения материала, концентричности);

- разработана типология стратегий смыслового чтения и показатели ее сформированности (стратегии предварительной ориентировки на смысл, стратегии смыслового прогнозирования, стратегии установления смысловых связей, стратегии смыслообразования);

- создана технология формирования стратегий смыслового чтения, включающая содержание, принципы организации обучения, этапы, соответствующие им задачи и классификацию заданий и упражнений.


В чем же состоит практическая значимость работы?

1) Предложено примерное содержание обучения смысловому чтению ,тематический, сюжетно-ситуативный материал и текстовая информация.

2) Выделены принципы организации обучения (личностно-деятельностной направленности, комплексного развития всех видов и функций речевой деятельности, коммуникативной направленности, познавательно-развивающего характера обучения, учета смыслового восприятия ребенка, посильности и доступности и др;

3) Разработана классификация заданий и упражнений для формирования стратегий смыслового чтения (по типам стратегий, по содержанию, по виду деятельности, по целям и задачам, по форме организации и по методу взаимодействия).

Основные положения обучению стратегии смыслового чтения.

А) Смысловое чтение есть процесс восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Смысловое чтение следует рассматривать как цель обучения чтению , которая ориентирована на формирование стратегий смыслового чтения текстовой информации.

Б) Стратегия смыслового чтения - это различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей, стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности.

В) Формировать стратегии смыслового чтения необходимо на основе текстовой информации с учетом требований к ее отбору и конструированию (параметров: физических, лингвистических, структурно-композиционных, содержательно-смысловых и принципов: частотности и смысловой нагрузки, парной сочетаемости, градуированной блочно-модульного распределения материала и концентричности). Текстовая информация рассматривается как «структурно-смысловое единство знаков, образов и символов, предназначенное для передачи содержания с информативной и эмоционально-личностной доминантой».

Г) Технология формирования стратегий смыслового чтения базируется на психолингвистических основах и реализуется с учетом принципов организации обучения (личностно-деятельностной направленности обучения, комплексного развития всех видов и функций речевой деятельности, коммуникативной направленности, познавательно-развивающего характера обучения, учета смыслового восприятия ребенка, посильности и доступности .