Шакиржанова Алсу Фандасовна
Филиал ГАПОУ «ЛПК» г.Азнакаево
Создание условий для формирования у преподавателей потребности в организации работы по развитию собственной креативности
Чтобы воспитать личность, надо самому быть личностью,
чтобы зажечь другого, надо самому гореть.
Ж. Сименон
Изменения в социокультурной и экономической жизни общества, происходящие в последние годы, потребовали качественного преобразования деятельности педагогов в профессиональном поле, углубления оперативности и открытости учителя. В качестве основного фактора обновления системы образования сегодня выступает личность учителя. Высокое качество образовательных услуг может быть достигнуто только при наличии высококлассных педагогов, постоянно совершенствующих свое мастерство, мобильно реагирующих на изменения, происходящие в образовательном пространстве.
Учитель – центральное звено в реализации основных направлений модернизации образования в целом по стране и в отдельно взятой школе. «Без учителя, способного творить и понимать творимое, путей к новой школе быть не может» – эти слова российского педагога 20-х годов прошлого века С.Т. Шацкого как никогда актуальны сегодня. Последние годы в педагогике укоренилось утверждение "У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики". Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности. К качествам такого педагога относятся: нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности); педагогический такт; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; создание проблемных ситуаций; умение возбуждать вопросы детей; поощрение детского воображения; знание детьми творческих способностей и склонностей своего учителя.В современных условиях инновационные процессы стали важными направлениями деятельности образовательных учреждений. В XX веке особенностью образовательного процесса становится ориентация на личностно-ориентированное обучение, воспитание и развитие духовно-нравственной сферы человека, обеспечивающая образовательным учреждениям и педагогам право свободы выбора содержания и форм обучения, разработки авторских образовательных программ и внедрение инновационных технологий, усиливается интеграция образования, науки и практики. В этих условиях особую значимость приобретает наличие образовательных структур, которые могли бы обеспечить высокий профессиональный уровень педагогических кадров, осуществляющих организацию образовательного процесса современного уровня. Актуальное значение приобретает развитие профессионального мастерства педагога, его творческих способностей, позволяющих осуществлять методическую деятельность в изменяющихся педагогических условиях. Решение многих проблем современного образования зависит от профессиональных качеств педагога, его квалификации и методической подготовки, ведь именно педагог является ведущим субъектом образовательного процесса.
Направленность на развитие личности, раскрытие способностей человека, творческого потенциала, самовыражение, реализацию его духовных интересов определяет особую значимость самообразования при решении проблемы формирования творчески мыслящей личности. Для успешного решения задач образования необходимо полнее использовать возможности самих субъектов образования.
Переход к таким формам работы, в которых подчеркивается самостоятельность обучающегося, означает изменение организации образовательного процесса и новый подход к роли педагога, его ответственности и переосмыслению собственных задач, созданию благоприятных условий для раскрытия его творческого потенциала.
В этом плане основным компонентом системной организации выступает личность педагога как организатора образования. Изменяется его отношение к обучающемуся, к самому себе, к системе в целом. Изменяется характер управления, взаимодействия с обучающимся. Утрачиваются позиции авторитарной власти, права старшего и сильного. Взамен начинает утверждаться позиция демократических взаимодействий, сотрудничества, помощи, сотворчества.
Переориентация процесса обучения на новые цели по развитию личности обучающегося, требует от всей системы методического обеспечения новых подходов к целенаправленному развитию способностей педагога, а это возможно благодаря построению такой системы методической работы, которая обеспечит полноценное раскрытие творческогопотенциала каждого педагога.
Понятие «педагогическое творчество» рассматривается, как инновационная технология обеспечения деятельности преподавателя в образовательном учреждении и считается нововведением в управлении качеством образования, где творческогопотенциалапедагога становится его функциональной обязанностью.
Для определения сущностных характеристик научно-методической деятельности важно рассмотреть ее в параметрах творчества. Подбор педагогов, обладающих творческим потенциалом, объединение их в творческие педагогические коллективы и постановка перед ними задач, в решении которых они могли бы раскрыть свои способности - это главная цель того, чтобы в образовательном учреждении начал осуществляться целенаправленный процесс научно-методического обеспечения.
Педагогическую деятельность в отечественной науке традиционно принято считать творческой. Известно, что творческая деятельность определяется как форма деятельности человека или коллектива по созданию «качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация,которую невозможно разрешить традиционными способами. Предпосылками творческой деятельности является гибкость мышления, критичность, способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др.
Работа над повышением творческого потенциала педагога будет эффективна лишь в том случае, если станет для него личностно значимой, жизненно необходимой, то есть при наличии устойчивой положительной мотивации.
При организации методической деятельности, необходимо создавать ситуации, при которых педагог может вступить во взаимодействие с коллегами в разрешении своих профессиональных затруднений и одновременно быть источником педагогического опыта для своих коллег. Успешность педагога, подкрепленная возможностью его самореализации при оказании помощи своим коллегам через появление соответствующих структур методической деятельности, способствует возникновению у него положительных установок и повышает стремление к саморазвитию.
Формирование профессиональных потребностей связано с созданием особых отношений в педагогическом коллективе: отношений взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества. Чтобы развить творчество педагога, методический работник должен саммыслить творчески, быть творчески инициативным, компетентным, должен хорошо знать сущность методической деятельности, которой занимается, а также цели и задачи данного вида деятельности, основами взаимосотрудничества, должен владеть методами сбора информации, анализа и оценки информации о ходе и результатах управляемой им деятельности.
В последнее время такие слова как «творчество» и «креативность» прочно вошли в наш обиход. Современное общество требует от человека умения быстро принимать важные решения, самостоятельно выбирать пути и возможности своего развития. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высоких результатов!
Отечественный философ Николай Александрович Бердяев отмечал, что «к творчеству призван всякий человек, оно пронизывает практически все виды человеческой деятельности».По мнению философа С.С. Гольдентрихта, сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку.
По мнению Василия Александровича Сухомлинского «Только творческий педагог может развить творческое начало в ребёнке».
Так что же такое «творческий потенциал»?
По мнению Николая Александровича Бердяева «Творческий потенциал — это динамическое, интегративное свойство личности, являющееся предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации».
Проблема роли развития творческого потенциала личности — далеко не новый предмет научных исследований. Она привлекала внимание мыслителей всех эпох развития мировой цивилизации, решалась с позиций различных отраслей научного знания. Существует очень много мнений и позиций на такие понятия как «творчество», «креативность» и т.д. Эта сфера очень интересна для изучения.
В переводе с английского «креативность» (create) обозначает - творить, создавать. Творчество в широком смысле рассматривается как деятельность в ситуации неопределенности, направленная на получение результатов, обладающих объективной или субъективной новизной. В этом плане оно не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческой», как рисование, сочинение стихов или музыки, игра на сцене и т.д. Оно проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий.
Все в детстве креативны – это подтверждают многие тесты. Но со временем вырабатывается стереотипность мышления, которая сводит способности нестандартного поведения на «нет». Поэтому главная задача для развития креативного мышления – уход от привычного поведения.Нужно постараться понять, что рамок не существует. Рамки возникают тогда, когда вместо веселья и гулянья по бескрайним полям психики человеческая мысль день за днем уныло бредет узкой и давно заросшей родными привычками тропинкой ума. К примеру, если мы привыкли ходить домой одной и той же дорогой, можно попробовать пойти домой другим путем, и каждый день потом находить новые варианты. Полезно бывать в новых местах, изучать что-то принципиально отличное от того, что нам уже было известно. Для развития креативности отлично подходят перемены в рационе питания. Можно придумать новое меню или попробовать голодание (без фанатизма). Другой способ развития креативности – увлечение искусством. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев. От них поступают импульсы в головной мозг. Вот поэтому и было замечено, что музыканты очень сообразительны. Это в равной степени относится и к тем, кто умеет вышивать, вязать и пользоваться клавиатурой компьютера. Спортивные нагрузки, танцы, прогулки на свежем воздухе способствуют развитию творческого воображения. Кстати, наши фантазии полезно периодически тренировать. Рисуйте желаемые образы, играйте в ассоциации, визуализируйте свои мечты – это приносит не только удовольствие, но и пользу в виде исполнения желаний и развития креативного мышления.
Развитие креативного мышления может происходить «между делом».
Во время езды на автобусе или пешей прогулки читайте вывески магазинов задом наперед. Иногда бывает откровенно смешно, попробуйте! К примеру, вывеску «Все для дома» вы прочтете как «Амодялдесв».
Во время того, как вы ожидаете свою очередь, можно достать книгу и начать чтение предложений не сверху вниз, а снизу вверх. К примеру, у вас получится, что герой романа выполняет все действия в обратном порядке. Сначала он утром уходит из дому, потом завтракает у себя на кухне, чистит зубы и встает с кровати, а потом только слышит будильник.
Во время перерывчика придумайте 10 экзотических имен: отдельно мужские, отдельно женские. К примеру, Маларуктигара или Пенигестиор.
Как вариант, можно рисовать, особенно, если вы никогда этого не делали или всегда считали, что у вас это плохо получается. Нарисуйте что-то нереальное, к примеру, несуществующее животное и назовите его несуществующим именем.
Пока вы дома, возьмите карандаш в левую руку и пишите! И если уж совсем уверены, что никто вас не застукает за этим занятием, возьмите карандаш пальцами ног. Можно рисовать или писать текст.
В свободное время придумывайте словосочетания из несочетаемых слов. К примеру, сладкая соль или правдивая ложь.
Возьмите любое слово и попробуйте представить, что это аббревиатура. Попробуйте ее расшифровать. К примеру, МОЛОКО: Можно Очень Любить Отдаваясь Кому-то Одному.
Приведем практические примеры одной из форм работы методического объединения по развитию творческого потенциала педагогов через использование практических занятий, на которых активно проявляются креативные качества: гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение.