Формирование у учащихся готовности
к профессиональному самоопределению
Важнейшая задача школы — формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна.
От правильности выбора профиля обучения в старших классах, а затем профессии зависит, как и с чего начнёт свой профессиональный путь молодой человек. Сделает ли его выбранная профессия счастливым или несчастным на всю жизнь.
Задачи подготовки подрастающего поколения к новой реальности призвано решать профильное обучение. Его предназначение состоит в обеспечении профессионального самоопределения учащихся. Профессиональное самоопределение сложный процесс. Его экономическая и социальная значимость возрастают в условиях кардинального обновления перечня профессий, повышения роли интеллектуального труда, появления новых профессий и усложнения требований к личности как следствие изменения рынка труда. Уже перед учениками 9-х классов стоит проблема выбора способа продолжения образования после основной школы, ориентация в профиле его направления и будущей профессии после окончания полной средней школы. Профильная подготовка в старших классах позволяет максимально сориентировать личность на будущую профессию с учетом ее направленности, склонностей, интересов, способностей, с одной стороны, а также особенностей социо-экономической региональной ситуации, с другой.
Готовность к профессиональному самоопределению – внутреннее качество личности, обеспечивающее избирательное отношение к профессиональной деятельности на основе отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение – длительный процесс, он охватывает весь период профессиональной деятельности человека, начиная с возникновения профессиональных намерений.
Готовность к профессиональному самоопределению включает в себя на уровне когнитивного компонента:
· знания о мире профессий и их особенностях;
· информированность о выбранной профессиональной сфере деятельности;
· представления о потребностях рынка труда в регионе.
Мотивационного компонента:
· потребность в достижении значимых результатов;
· наличие самооценки, адекватной личным способностям и возможностям получить желаемое образование;
· стремление к самообразованию в интересующей профессиональной сфере;
· наличие ценностных ориентаций, направленных на самосовершенствование и саморазвитие.
Эмоциональный (аффективный) компонент:
· привлекательность профессии;
· переживание успеха в целом и по отдельным предметам, видам учебной деятельности;
· умение противостоять утомлению и стрессам.
Волевой компонент:
· усилия, необходимые для достижения желаемых результатов;
· самоконтроль, самоорганизация, самодисциплина;
· ответственность за результаты своего труда;
· личная ответственность за сделанный выбор.
Нельзя переоценить роль классного руководителя в формировании у учащихся готовности к проф.самоопределению. Безусловно, работа классного руководителя окажется боле эффективной при поддержке психологической службы гимназии. В результате этих совместных действий должна быть разработана и реализована система мер по активизации интереса к осознанному выбору дальнейшего образовательного маршрута для каждого участника.
Задачи классного руководителя и школьного психолога:
1. Дать представление
о понятии «построение карьеры»;
о современном рынке труда и его тенденциях;
о «старых и «новых» профессиях;
об основных действующих лицах рынка труда: работодателе и соискателе;
о том, что собой представляют кадровое агентство, агентство по трудоустройству, биржа труда.
2. Помочь раскрыть психологические особенности своей личности;
3. Сформировать
умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией;
положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;
стремление к самопознанию, самосовершенствованию, саморазвитию.
4. Научить
использовать СМИ, Интернет, другие каналы для поиска работы;
правильно составлять резюме, заполнять анкеты, отвечать на вопросы тестов, предлагаемых работодателем;
технологии подготовки и прохождению собеседования в кадровом агентстве, в отделе персонала работодателя.
5. Ознакомить
с правилами приема на работу;
с основными требованиями к трудовому договору;
с понятиями испытательный срок и адаптация;
с планированием карьеры внутри одной компании, либо построением карьеры путем перехода из компании в компанию.
Реализации поставленных задач будут способствовать разного рода диагностические работы и заранее спланированные классные часы, проведение которых может осуществляться в разных формах в зависимости от возраста учащихся.