СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у учащихся готовности к профессиональному самоопределению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Важнейшая задача школы — формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Готовность к профессиональному самоопределению – внутреннее качество личности, обеспечивающее избирательное отношение к профессиональной деятельности на основе отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование у учащихся готовности к профессиональному самоопределению»

Формирование у учащихся готовности

к профессиональному самоопределению

Важнейшая задача школы — формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут,  и где будут работать. Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна.

От правильности выбора профиля обучения в старших классах, а затем профессии зависит, как и с чего начнёт свой профессиональный путь молодой человек. Сделает ли его выбранная профессия счастливым или несчастным на всю жизнь.

Задачи подготовки подрастающего поколения к новой реальности призвано решать профильное обучение. Его предназначение состоит в обеспечении профессионального самоопределения учащихся. Профессиональное самоопределение сложный процесс. Его экономическая и социальная значимость возрастают в условиях кардинального обновления перечня профессий, повышения роли интеллектуального труда, появления новых профессий и усложнения требований к личности как следствие изменения рынка труда. Уже перед учениками 9-х классов стоит проблема выбора способа продолжения образования после основной школы, ориентация в профиле его направления и будущей профессии после окончания полной средней школы. Профильная подготовка в старших классах позволяет максимально сориентировать личность на будущую профессию с учетом ее направленности, склонностей, интересов, способностей, с одной стороны, а также особенностей социо-экономической региональной ситуации, с другой.

Готовность к профессиональному самоопределению – внутреннее качество личности, обеспечивающее избирательное отношение к профессиональной деятельности на основе отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение – длительный процесс, он охватывает весь период профессиональной деятельности человека, начиная с возникновения профессиональных намерений.

Готовность к профессиональному самоопределению включает в себя на уровне когнитивного компонента:

· знания о мире профессий и их особенностях;

· информированность о выбранной профессиональной сфере деятельности;

· представления о потребностях рынка труда в регионе.

Мотивационного компонента:

· потребность в достижении значимых результатов;

· наличие самооценки, адекватной личным способностям и возможностям получить желаемое образование;

· стремление к самообразованию в интересующей профессиональной сфере;

· наличие ценностных ориентаций, направленных на самосовершенствование и саморазвитие.

Эмоциональный (аффективный) компонент:

· привлекательность профессии;

· переживание успеха в целом и по отдельным предметам, видам учебной деятельности;

· умение противостоять утомлению и стрессам.

Волевой компонент:

· усилия, необходимые для достижения желаемых результатов;

· самоконтроль, самоорганизация, самодисциплина;

· ответственность за результаты своего труда;

· личная ответственность за сделанный выбор.

Нельзя переоценить роль классного руководителя в формировании у учащихся готовности к проф.самоопределению. Безусловно, работа классного руководителя окажется боле эффективной при поддержке психологической службы гимназии. В результате этих совместных действий должна быть разработана и реализована система мер по активизации интереса к осознанному выбору дальнейшего образовательного маршрута для каждого участника.

Задачи классного руководителя и школьного психолога:

1. Дать представление

  1. о понятии «построение карьеры»;

  2. о современном рынке труда и его тенденциях;

  3. о «старых и «новых» профессиях;

  4. об основных действующих лицах рынка труда: работодателе и соискателе;

  5. о том, что собой представляют кадровое агентство, агентство по трудоустройству, биржа труда.

2. Помочь раскрыть психологические особенности своей личности;

3. Сформировать

  1. умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией;

  2. положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;

  1. стремление к самопознанию, самосовершенствованию, саморазвитию.

4. Научить

  1. использовать СМИ, Интернет, другие каналы для поиска работы;

  2. правильно составлять резюме, заполнять анкеты, отвечать на вопросы тестов, предлагаемых работодателем;

  3. технологии подготовки и прохождению собеседования в кадровом агентстве, в отделе персонала работодателя.

5. Ознакомить 

  1. с правилами приема на работу;

  2. с основными требованиями к трудовому договору;

  3. с понятиями испытательный срок и адаптация;

  4. с планированием карьеры внутри одной компании, либо построением карьеры путем перехода из компании в компанию.

Реализации поставленных задач будут способствовать разного рода диагностические работы и заранее спланированные классные часы, проведение которых может осуществляться в разных формах в зависимости от возраста учащихся.