Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Краснозерского района Новосибирской области
Орехологовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на МО учителей-предметников ________________________ Протокол №___ от «___»_______ 20___г. Руководитель МО (Ф.И.О.) | Согласовано С заместителем директора по УВР «___»_______ 20___г. Зам. директора по УВР (Ф.И.О.) | Утверждено директором МКОУ Орехологовской СОШ (Ф.И.О.) Приказ №___ от «___»_______ 20___г |
Рабочая учебная программа
по курсу «МОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА ТРУДА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ»
(наименование учебного предмета/курса)
Второй /9 класс
(уровень образования/класс)
2021-2022 уч.год
(срок реализации программы)
Программа составлена на основе содержания регионального компонента основного общего образования Новосибирской области по технологии в рамках образовательных стандартов первого поколения_
Программу составила: Волкова Олеся Геннадьевна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
с. Орехов Лог- 2021 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Моё профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом Примерной основной образовательной программы ООО
Содержание программы направлено на достижение следующей цели:
актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и мире профессионального труда.
Реализация данной цели предполагается посредством решения следующих задач:
активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению;
вооружение старшеклассников методами самопознания и самовоспитания;
формирование представлений о мире профессий их требованиях, предъявляемых человеку;
формирование навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучение курса «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области»
выпускник научится понимать:
биологические характеристики человека;
социально-типические и индивидуально-психологические качества личности;
сущность понятий «профессиональные интересы», «склонности», «способности», их значимость в профессиональной деятельности;
природные свойства нервной системы;
эмоциональное состояние личности;
ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами нервной системы;
роль эмоций в профессиональной деятельности человека;
понятие о психических процессах и их роль в профессиональной деятельности;
понятие о профессиональной деятельности и ее субъекте;
понятие о специальности и квалификации работника;
требования к качествам личности при выборе профессии;
характеристику профессий и специальностей с точки зрения гарантии трудоустройства в Новосибирской области;
понятие о личном профессиональном и жизненном плане, способы его составления и обоснования; основные понятия, принципы и направления анализа рынка труда;
факторы, влияющие на уровень оплаты труда;
конъюнктуру рынка труда и профессий Новосибирской области;
средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования в Новосибирской области;
виды и формы получения профессионального образования;
виды учреждений профессионального образования в Новосибирской области;
способы работы с каталогом образовательных услуг по Новосибирской
области;
классификацию, структуру проекта;
этапы выполнения проекта;
требования к выполнению исследовательской и практической части проекта, к оформелнию документации, защите проекта;
критерии оценки защиты проекта.
Выпускник получит возможность научиться
сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;
составлять и обосновывать профессиональный личный план с учетом профессий и специальностей с точки зрения их востребованности в Новосибирской области;
находить информацию из различных источников о региональном рынке труда, о вакансиях на рынке труда Новосибирской области и образовательных услугах, об учреждениях профессионального образования Новосибирской области (города, поселка) и о путях получения профессионального образования и трудоустройства по месту жительства;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для профессионального самоопределения в условиях рыночной экономики согласно требованиям рынка труда Новосибирской области (города, поселка).
разрабатывать учебный проект «Профессиональное самоопределение» с учетом потребностей рынка Новосибирской области и собственных склонностей и потребностей. Содержание предмета «Моё профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области»
Раздел 1 Профессиональная деятельность и самоопределение личности в Новосибирской области
Внутренний мир человека и система представлений о себе
Профессиональные интересы и склонности. Способности, условия их проявления и развития
Природные свойства нервной системы. Эмоциональные состояния личности
Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности
Раздел 2 Рынок труда и профессий Сибирского региона и Новосибирской области
Рынок труда и профессий Новосибирской области
Рынок образовательных услуг
Раздел 3 Основы проектирования. Экзистенциональное проектирование
Понятие проектирования. Виды, типология, структура проектов
Экзистенциальное проектирование. Проект «Профессиональное самоопределение»
Оформление проекта и документации
Самоконтроль готовности к выбору профиля обучения
Учебно - тематический план предмета «Моё профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области»
(34 учебных часа в год)
№ п/п | Раздел | Тема раздела | Кол-во часов |
1. | Профессиональная деятельность и самоопределение личности в Сибирском регионе и Новосибирской области | | 16 |
1-4 | | Внутренний мир человека и система представлений о себе | 4 |
5-8 | | Профессиональные интересы и склонности. Способности, условия их проявления и развития. | 4 |
9-12 | | Природные свойства нервной системы. Эмоциональные состояния личности. | 4 |
13-16 | | Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности. | 4 |
2. | Рынок труда и профессий Сибирского региона и Новосибирской области | | 8 |
17-20 | | Рынок труда и профессий Новосибирской области | 4 |
21-24 | | Рынок образовательных услуг | 4 |
3. | Основы проектирования. Экзистенциональное проектирование. | | 10 |
25-26 | | Понятие проектирования. Виды, типология, структура проектов | 2 |
27-31 | | Экзистенциальное проектирование. Проект «Профессиональное самоопределение». Оформление проекта и документации. | 5 |
32-34 | | Самоконтроль готовности к выбору профиля обучения | 3 |
| Всего часов: | | 34 |
Календарно-тематическое планирование по курсу «МОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА ТРУДА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ», 9 класс
№ п/п | Кол-во часов | Название раздела. Тема урока | Изучаемые понятия | Средства изучения | По плану | По факту |
| 16 | Раздел 1.Профессиональная деятельность и самоопределение личности в Сибирском регионе и Новосибирской области | | | | |
| 4 | 1.Внутренний мир человека и система представлений о себе | | | | |
1 | 1 | 1.Сходства и различия между людьми | | | 07.09 | |
2 | 1 | 2.Биологические характеристики человека | Нервная система, здоровье | Презентация | 14.09 | |
3 | 1 | 3.Социально-типические качества личности | Чувства, воля, интеллект | | 21.09 | |
4 | 1 | 4.Представление о себе и проблема выбора профессии | Самооценка | Презентация | 28.09 | |
| 4 | 2.Профессиональные интересы и склонности. Способности, условия их проявления и развития. | | | | |
5 | 1 | 5. Задатки и способности человека | Задатки, способности | Практ. Р. | 05.10 | |
6 | 1 | 6.Интересы и склонности, связь с задатками и способностями, отличия от них | Склонности, интересы | Диагност. материал | 12.10 | |
7 | 1 | 7. Характеристика содержания и основных этапов развития способностей, их значимость в профессиональной деятельности. | | Диагност. материал | 19.10 | |
8 | 1 | 8. Самооценка индивидуальных способностей | | Диагност. материал | 26.10 | |
| 4 | 3.Природные свойства нервной системы. Эмоциональные состояния личности | | | | |
9 | 1 | 9.Темперамент: понятие, его типы и свойства | Темперамент, типы темперамента, свойства темперамента | Презентация, диагност. материал | 09.11 | |
10 | 1 | 10. Строение и функции нервной системы | Нервная система человека, строение нервной системы, функции нервной системы | Презентация Практ. Р. | 16.11 | |
11 | 1 | 11. Основные свойства нервной системы | | Диагност. материал | 23.11 | |
12 | 1 | 12. Эмоциональные состояния личности | Эмоции человека, чувства, эмоциональная сфера | Презентация | 30.11 | |
| 4 | 4.Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности | | | | |
13 | 1 | 13. Психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие) | Память, внимание, мышление, восприятие | Презентация | 07.12 | |
14 | 1 | 14. Этапы развития психических процессов | Психические процессы | Презентация | 14.12 | |
15 | 1 | 15. Роль восприятия, внимания, памяти, мышления в профессиональной деятельности человека | Профессиональная деятельность, психические процессы | Презентация | 21.12 | |
16 | 1 | 16. Диагностика интеллектуальных способностей | Интеллект Практ.р. | Диагност. материал | 28.12 | |
| 8 | Раздел 2. Рынок труда и Профессий Сибирского региона и Новосибирской области | | | | |
| 4 | 1.Рынок труда и Профессий Новосибирской области | | | | |
17 | 1 | 17.Понятие «рынок труда», структура рынка труда | Рынок труда, структура рынка труда | | 11.01 | |
18 | 1 | 18.Рынок труда Новосибирской области | Рынок труда НСО | Презентация | 18.01 | |
19 | 1 | 19.Безработица. Причины безработицы в Новосибирской области | Безработица | | 25.01 | |
20 | 1 | 20.Востребованные профессии в Новосибирской области | Востребованные профессии | Ресурсы Интернета | 01.02 | |
| 4 | 2.Рынок образовательных услуг | | | | |
21 | 1 | 21. Виды и формы получения профессионального образования | Профессиональное образование, его формы | Презентация | 08.02 | |
22 | 1 | 22.Виды учреждений профессионального образования в Новосибирской области | Учреждения профессионального образования в НСО | | 15.02 | |
23 | 1 | 23.Пути получения профессионального образования в Новосибирской области | Профессиональное образование в НСО | | 22.02 | |
24 | 1 | 24. Личный профессиональный план | Профессиональный План | Практ. Р. | 01.03 | |
| 10 | Раздел 3. Основы проектирования. Экзистенциональное проектирование | | | | |
| 2 | 1.Понятие проектирования. Виды, типология, структура проектов | | | | |
25 | 1 | 25.Проект, проектная деятельность: понятие, классификация, этапы выполнения | Проект, проектная деятельность | Презентация | 15.03 | |
26 | 1 | 26.Роль проектной деятельности в профессиональном самоопределении | Профессиональное самоопределение | | 22.03 | |
| 5 | 2. Экзистенциальное проектирование. Проект «Профессиональное самоопределение». Оформление проекта | | | | |
27 | 1 | 27. Экзистенциальное проектирование | Экзистенциальное проектирование | Презентация | 05.04 | |
28 | 1 | 28. Этапы выполнения проекта | Проект, этапы проекта | Презентация | 12.04 | |
29 | 1 | 29.Требования к оформлению и защите проекта | Оформление проекта, защита проекта | Презентация | 19.04 | |
30 | 1 | 30. Требования к выполнению исследовательской части проекта. Требования к выполнению практической части проекта | Требования к составлению проекта | Презентация | 26.04 | |
31 | 1 | 31.Критерии оценки защиты проекта | Защита проекта, критерии оценки | | 03.05 | |
| 3 | 3. Самоконтроль готовности к выбору профиля обучения | | | | |
32 | 1 | 32. Саморефлексия | Саморефлексия | | 10.05 | |
33 | 1 | 33.Методы, приемы, способы решения жизненных проблем | аутогенная тренировка | Практ.р. | 17.05 | |
34 | 1 | 34. Методы, приемы, способы решения жизненных проблем | Релаксация, медитация | Практ.р. | 24.05 | |
| 34 | Итого | | | | |
Литература:
Технология профессионального успеха: для учащихся 10-11 кл. Под редакцией С. Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 2001.- 144 с.
Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.Н. Чистяковой.
«Выбор профессии: оценка готовности школьников». Под редакцией С. Н. Чистяковой. Издательство «Вако» Москва 2009год.
«Твой выбор» профориентационный тренинг для старшеклассников. Под редакцией Н. В. Афанасьевой. Издательство «Речь» Санкт-Петербург 2008год.
«Твоя будущая профессия». Сборник тестов по профессиональной ориентации. Автор Н. В. Тутубалина. Издательство: Ростов - на - Дону «Феникс» 2006год.
«Выбор профессии: тесты способностей». Автор Джим Барретт. «Издательство Астрель» Москва 2006год.
«Выбор профессии» тренинг для подростков. Автор Ю. В. Тюшев. Издательство «Питер Пресс» Санкт-Петербург 2009год.
«Профориентация для старшеклассников» тренинг. Автор М. Ф. Шевченко. Издательство «Речь» Санкт-Петербург 2007год.