СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная программа по курсу "Моё профессиональное самоопределение"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Моё профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом Примерной основной образовательной программы ООО

Содержание программы направлено на достижение следующей цели:

 актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и мире профессионального труда.

Реализация данной цели предполагается посредством решения следующих задач:

  • активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению;
  • вооружение старшеклассников методами самопознания и самовоспитания;
  • формирование представлений о мире профессий их требованиях, предъявляемых человеку;
  • формирование навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

Просмотр содержимого документа
«Учебная программа по курсу "Моё профессиональное самоопределение"»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Краснозерского района Новосибирской области

Орехологовская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено

на МО учителей-предметников

________________________

Протокол №___

от «___»_______ 20___г.

Руководитель МО


(Ф.И.О.)

Согласовано

С заместителем директора по УВР


«___»_______ 20___г.

Зам. директора по УВР


(Ф.И.О.)

Утверждено

директором МКОУ Орехологовской СОШ


(Ф.И.О.)

Приказ №___

от «___»_______ 20___г







Рабочая учебная программа

по курсу «МОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА ТРУДА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ»

(наименование учебного предмета/курса)


Второй /9 класс

(уровень образования/класс)


2021-2022 уч.год

(срок реализации программы)


Программа составлена на основе содержания регионального компонента основного общего образования Новосибирской области по технологии в рамках образовательных стандартов первого поколения_


Программу составила: Волкова Олеся Геннадьевна

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)


с. Орехов Лог- 2021 г



Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Моё профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом Примерной основной образовательной программы ООО

Содержание программы направлено на достижение следующей цели:

актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и мире профессионального труда.

Реализация данной цели предполагается посредством решения следующих задач:

  • активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению;

  • вооружение старшеклассников методами самопознания и самовоспитания;

  • формирование представлений о мире профессий их требованиях, предъявляемых человеку;

  • формирование навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

Планируемые результаты освоения программы

В результате изучение курса «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области»

выпускник научится понимать:

  • биологические характеристики человека;

  • социально-типические и индивидуально-психологические качества личности;

  • сущность понятий «профессиональные интересы», «склонности», «способности», их значимость в профессиональной деятельности;

  • природные свойства нервной системы;

  • эмоциональное состояние личности;

  • ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами нервной системы;

  • роль эмоций в профессиональной деятельности человека;

  • понятие о психических процессах и их роль в профессиональной деятельности;

  • понятие о профессиональной деятельности и ее субъекте;

  • понятие о специальности и квалификации работника;

  • требования к качествам личности при выборе профессии;

  • характеристику профессий и специальностей с точки зрения гарантии трудоустройства в Новосибирской области;

  • понятие о личном профессиональном и жизненном плане, способы его составления и обоснования; основные понятия, принципы и направления анализа рынка труда;

  • факторы, влияющие на уровень оплаты труда;

  • конъюнктуру рынка труда и профессий Новосибирской области;

  • средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования в Новосибирской области;

  • виды и формы получения профессионального образования;

  • виды учреждений профессионального образования в Новосибирской области;

  • способы работы с каталогом образовательных услуг по Новосибирской

  • области;

  • классификацию, структуру проекта;

  • этапы выполнения проекта;

  • требования к выполнению исследовательской и практической части проекта, к оформелнию документации, защите проекта;

  • критерии оценки защиты проекта.

Выпускник получит возможность научиться

  • сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;

  • составлять и обосновывать профессиональный личный план с учетом профессий и специальностей с точки зрения их востребованности в Новосибирской области;

  • находить информацию из различных источников о региональном рынке труда, о вакансиях на рынке труда Новосибирской области и образовательных услугах, об учреждениях профессионального образования Новосибирской области (города, поселка) и о путях получения профессионального образования и трудоустройства по месту жительства;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для профессионального самоопределения в условиях рыночной экономики согласно требованиям рынка труда Новосибирской области (города, поселка).

  • разрабатывать учебный проект «Профессиональное самоопределение» с учетом потребностей рынка Новосибирской области и собственных склонностей и потребностей. Содержание предмета «Моё профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области»

Раздел 1 Профессиональная деятельность и самоопределение личности в Новосибирской области

  • Внутренний мир человека и система представлений о себе

  • Профессиональные интересы и склонности. Способности, условия их проявления и развития

  • Природные свойства нервной системы. Эмоциональные состояния личности

  • Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности

Раздел 2 Рынок труда и профессий Сибирского региона и Новосибирской области

  • Рынок труда и профессий Новосибирской области

  • Рынок образовательных услуг

Раздел 3 Основы проектирования. Экзистенциональное проектирование

  • Понятие проектирования. Виды, типология, структура проектов

  • Экзистенциальное проектирование. Проект «Профессиональное самоопределение»

  • Оформление проекта и документации

  • Самоконтроль готовности к выбору профиля обучения

Учебно - тематический план предмета «Моё профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области»

(34 учебных часа в год)






п/п

Раздел

Тема раздела

Кол-во

часов

1.

Профессиональная деятельность и самоопределение личности в Сибирском регионе и Новосибирской области


16

1-4


Внутренний мир человека и система представлений о себе

4

5-8


Профессиональные интересы и склонности. Способности, условия их проявления и развития.

4

9­-12


Природные свойства нервной системы. Эмоциональные состояния личности.

4

13­-16


Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности.

4

2.

Рынок труда и профессий

Сибирского региона и Новосибирской области


8

17­-20


Рынок труда и профессий Новосибирской области

4

21­-24


Рынок образовательных услуг

4

3.

Основы проектирования. Экзистенциональное проектирование.


10

25­-26


Понятие проектирования. Виды, типология, структура проектов

2

27­-31


Экзистенциальное проектирование. Проект «Профессиональное самоопределение». Оформление проекта и документации.

5

32­-34


Самоконтроль готовности к выбору профиля обучения

3


Всего часов:


34



Календарно-тематическое планирование по курсу «МОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА ТРУДА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ», 9 класс


п/п

Кол-во часов

Название раздела. Тема урока

Изучаемые понятия

Средства изучения

По плану

По факту


16

Раздел 1.Профессиональная деятельность и самоопределение личности в Сибирском регионе и Новосибирской области






4

1.Внутренний мир человека и система представлений о себе





1

1

1.Сходства и различия между людьми



07.09


2

1

2.Биологические характеристики человека

Нервная система, здоровье

Презентация

14.09


3

1

3.Социально-типические качества личности

Чувства, воля, интеллект


21.09


4

1

4.Представление о себе и проблема выбора профессии

Самооценка

Презентация

28.09



4

2.Профессиональные интересы и склонности. Способности, условия их проявления и развития.





5

1

5. Задатки и способности человека

Задатки,

способности

Практ. Р.

05.10


6

1

6.Интересы и склонности, связь с задатками и способностями, отличия от них

Склонности,

интересы

Диагност.

материал

12.10


7

1

7. Характеристика содержания и основных этапов развития способностей, их значимость в профессиональной деятельности.


Диагност.

материал

19.10


8

1

8. Самооценка индивидуальных способностей


Диагност.

материал

26.10



4

3.Природные свойства нервной системы. Эмоциональные состояния личности





9

1

9.Темперамент: понятие, его типы и свойства

Темперамент, типы темперамента, свойства темперамента

Презентация,

диагност.

материал

09.11


10

1

10. Строение и функции нервной системы

Нервная система человека, строение нервной системы, функции нервной системы

Презентация

Практ. Р.

16.11


11

1

11. Основные свойства нервной системы


Диагност.

материал

23.11


12

1

12. Эмоциональные состояния личности

Эмоции человека, чувства, эмоциональная сфера

Презентация

30.11



4

4.Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности





13

1

13. Психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)

Память, внимание,

мышление, восприятие

Презентация

07.12


14

1

14. Этапы развития психических процессов

Психические

процессы

Презентация

14.12


15

1

15. Роль восприятия, внимания, памяти, мышления в профессиональной деятельности человека

Профессиональная

деятельность, психические

процессы

Презентация

21.12


16

1

16. Диагностика интеллектуальных способностей

Интеллект

Практ.р.

Диагност.

материал

28.12



8

Раздел 2. Рынок труда и Профессий Сибирского региона и Новосибирской области






4

1.Рынок труда и Профессий Новосибирской области





17

1

17.Понятие «рынок труда», структура рынка труда


Рынок труда,

структура рынка труда


11.01


18

1

18.Рынок труда Новосибирской области

Рынок труда НСО

Презентация

18.01


19

1

19.Безработица. Причины безработицы в Новосибирской области

Безработица


25.01


20

1

20.Востребованные профессии в Новосибирской области

Востребованные

профессии

Ресурсы

Интернета

01.02



4

2.Рынок образовательных услуг





21

1

21. Виды и формы получения профессионального образования

Профессиональное

образование, его

формы

Презентация

08.02


22

1

22.Виды учреждений профессионального образования в Новосибирской области

Учреждения профессионального образования в НСО


15.02


23

1

23.Пути получения профессионального образования в Новосибирской области

Профессиональное образование в НСО


22.02


24

1

24. Личный профессиональный план

Профессиональный

План

Практ. Р.

01.03



10

Раздел 3. Основы проектирования. Экзистенциональное проектирование






2

1.Понятие проектирования. Виды, типология, структура проектов





25

1

25.Проект, проектная деятельность: понятие, классификация, этапы выполнения

Проект, проектная деятельность

Презентация

15.03


26

1

26.Роль проектной деятельности в профессиональном самоопределении

Профессиональное

самоопределение


22.03



5

2. Экзистенциальное проектирование. Проект «Профессиональное самоопределение». Оформление проекта





27

1

27. Экзистенциальное проектирование

Экзистенциальное

проектирование

Презентация

05.04


28

1

28. Этапы выполнения проекта

Проект, этапы проекта

Презентация

12.04


29

1

29.Требования к оформлению и защите проекта

Оформление проекта, защита проекта

Презентация

19.04


30

1

30. Требования к выполнению исследовательской части проекта. Требования к выполнению практической части проекта

Требования к составлению

проекта

Презентация

26.04


31

1

31.Критерии оценки защиты проекта

Защита проекта, критерии оценки


03.05



3

3. Самоконтроль готовности к выбору профиля обучения





32

1

32. Саморефлексия

Саморефлексия


10.05


33

1

33.Методы, приемы, способы решения жизненных проблем

аутогенная

тренировка

Практ.р.

17.05


34

1

34. Методы, приемы, способы решения жизненных проблем

Релаксация,

медитация

Практ.р.

24.05



34

Итого







Литература:

  1. Технология профессионального успеха: для учащихся 10-11 кл. Под редакцией С. Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 2001.- 144 с.

  2. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.Н. Чистяковой.

  3. «Выбор профессии: оценка готовности школьников». Под редакцией С. Н. Чистяковой. Издательство «Вако» Москва 2009год.

  4. «Твой выбор» профориентационный тренинг для старшеклассников. Под редакцией Н. В. Афанасьевой. Издательство «Речь» Санкт-Петербург 2008год.

  5. «Твоя будущая профессия». Сборник тестов по профессиональной ориентации. Автор Н. В. Тутубалина. Издательство: Ростов - на - Дону «Феникс» 2006год.

  6. «Выбор профессии: тесты способностей». Автор Джим Барретт. «Издательство Астрель» Москва 2006год.

  7. «Выбор профессии» тренинг для подростков. Автор Ю. В. Тюшев. Издательство «Питер Пресс» Санкт-Петербург 2009год.

  8. «Профориентация для старшеклассников» тренинг. Автор М. Ф. Шевченко. Издательство «Речь» Санкт-Петербург 2007год.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!