СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Лужская школа – интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта.
Составитель:
Невирковец Татьяна Николаевна
Учитель начальных классов, учитель-логопед
Луга
2017
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………………………3
Глава I. Особенности мотивационной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. ………………………………………………………………………………...4
Глава II. Исследование учебной мотивации у младших школьников с нарушением интеллектуального развития ……………………………………………………………………...7
2.1. Описание организации исследования …………………………………………………….7
2.2. Констатирующий этап ……………………………………………………………..............8
2.3. Формирующий этап ………………………………………………………………............10
2.4. Контрольный этап …………………………………………………………………...........14
Заключение …………………………………………………………………………….....………16
Список литературы ……………………………………………………………………………...17
Приложения
Приложение 1. Виды мотивов…………………………………………………………………...18
Приложение 2. Методика оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой……………..............21
Приложение 3. Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга……….............................................................................................................................22
Приложение 4. Бланки ответов……………………………………………………………….…23
Введение
В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными), а личность обучающегося, как будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс, сохранение и развитие жизни на Земле. При этом воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы его потребностей и мотивов. Изучение мотивации учения у умственно отсталых детей имеет большое значение для развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью, формирования интереса к учебной деятельности, активизации познавательных функций в процессе обучения.
Актуальность исследования. Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся с интеллектуальным недоразвитием, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников, то важность названного критерия становится очевидной.
Проблема мотивации деятельности нормально развивающихся детей была предметом изучения многих ученых (Л. И. Божович, А. Н.Леонтьев, А. К. Маркова, Н. Г. Морозова, Д. Б. Эльконин и др.).
Объектом исследования является процесс учебной и трудовой деятельности школьников младших классов с нарушением интеллекта.
Предметом исследования выступает развитие мотивационных факторов учебной и трудовой деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Цель – выявить особенности формирования мотивации достижения учебных успехов у младших школьников с нарушением интеллекта. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно – методической литературы; наблюдение за учебной деятельностью детей; изучение продуктов деятельности учащихся; констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент.
Задачи: охарактеризовать особенности учебной мотивации у младших школьников с нарушением интеллекта; рассмотреть методики изучения учебной мотивации подростков с отклонениями в психическом развитии; определить приемы активации учебной мотивации подростков с интеллектуальной недостаточностью.
Глава I. Особенности мотивационной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Большое влияние на деятельность школьников оказывают побуждающие к ней мотивы. Мотивы - то, что побуждает человека к деятельности и придает ей осмысленность. Данные о своеобразном выполнении заданий учащимся свидетельствуют об особенностях мотивационной сферы этих детей.
Своеобразие личности умственно отсталых школьников находится в тесной взаимосвязи с особенностями их деятельности. Установлено, что умственно отсталые ученики, особенно младшего школьного возраста, не всегда могут подчинить отдельные действия поставленной перед ними задаче. Выполняя относительно сложное задание, они не в состоянии осмыслить его полностью. Школьники начинают действовать сразу же, без учета всех содержащихся в инструкции условий и требований. Нарушение целенаправленности деятельности проявляются в неправильной ориентировке в задании, в ошибочном планировании его выполнения, в неадекватном отношении к встречающимся трудностям и в отсутствии критичности к полученным результатам. Характер и способы действия школьников с интеллектуальной недостаточностью своеобразны. Приступая к выполнению задания, ученики, особенно младшего возраста не осознают его конечной цели и не имеют плана действия. Это приводит к тому, что в процессе деятельности способы действия учеников не изменяются даже в тех случаях, когда они оказываются явно ошибочными и не приводят к нужным результатам. Встречаясь с трудностями при выполнении задания, учащиеся часто «соскальзывают» с правильных действий и операций на ошибочные, уводящие их от достижения поставленной цели. Это случается тогда, когда они не в состоянии решить ту или иную задачу. В конечном счете, они отклоняются от первоначальной цели и начинают руководствоваться упрощенными или измененными условиями.
На действия учащихся массовой школы существенное влияние оказывают не только цели и мотивы деятельности, но и ожидание оценки со стороны учителя. В одних случаях ожидание оценки может поспособствовать более продуктивному выполнению деятельности, в других – мешает действовать. На деятельность школьников с интеллектуальной недостаточностью младших лет обучения ожидаемая оценка не оказывает большого влияния. У большого числа старшеклассников в ситуации ожидания оценки отмечается значительное увеличение количества ошибок.
Таким образом, в содержание термина «мотивация деятельности» должны быть включены многообразные явления и состояния, от элементарных потребностей до высоконравственных мотивов, которые вызывают активность субъекта. К их числу следует отнести его потребности, влечения и др. Природа мотивов деятельности человека предметна и социальна. Совокупность потребностей и мотивов, устойчиво характеризующих конкретного индивида, образует его мотивационно-потребностную сферу. Создание устойчивой мотивации, которая была бы адекватна поставленной задаче, является одним из основных условий, обеспечивающих успешность обучения и воспитания ученика, реализацию его умственных и физических возможностей.
В процессе специального обучения у умственно отсталых школьников от младших к старшим классам происходят развитие и совершенствование всех структурных компонентов деятельности.
В сложной структуре формирующейся личности ребенка мотивационно-потребностная сфера занимает важнейшее место. Ее изучение, несомненно, значимо для правильной организации учебно-воспитательного процесса, успешного поиска средств коррекции дефекта и подготовки выпускников школы к социально-трудовой адаптации в обществе.
Личность умственно отсталого ребенка, в том числе и его мотивационная сфера, как и у нормально развивающихся детей, формируется и совершенствуется в деятельности. Однако этот процесс у учащихся с недостатками умственного развития осуществляется на дефектной основе, в условиях органического поражения центральной нервной системы, возникшего в раний, доречевой период их жизни. Нарушение важных мозговых структур оказывает отрицательное влияние на развитие детей, в частности снижает их потребности в новых впечатлениях. Это, в свою очередь, затормаживает их социальное развитие.
Мотивационная сфера умственно отсталых учеников изучена недостаточно полно и разносторонне. Специальные исследования, направленные на изучение мотивов их деятельности, немногочисленны. Однако в ряде работ, посвященным другим проблемам ( клиническое описание этой категории детей, их отношение к школе, психология трудовой деятельности и др.), представлены материалы, имеющие непосредственное отношение к характеристике своеобразия их мотивов деятельности.
Отечественные исследователи (Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, Н.Г.Морозова, Б.И. Пинский, Р.С. Муравьева и др.) отмечают незрелость мотивационной сферы учащихся, их малоразвитую любознательность, слабую выраженность и кратковременность побуждений к деятельности, ограниченность ее мотивов, недостаточную сформированность социальных потребностей. В работах названных авторов подчеркивается, что для умственно отсталых школьников характерна короткая (близкая) мотивация деятельности, направленная на выполнение отдельных операций и действий, а не задачи в целом. У них наблюдается такая же слабая и элементарная мотивация отношений. Наряду с этим в их исследованиях отражена положительная динамика мотивации деятельности.
Деятельность учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы в значительной мере определяется окружающей ситуацией. Они часто бывают импульсивны, слабо регулируют свое поведение. Мотивы, побуждающие к выполнению той или иной деятельности: учебной, игровой, трудовой – часто оказываются слабовыраженными и кратковременными. Наблюдения показывают, что, охотно приступив к выполнению какого-либо задания или к игре, умственно отсталые дети быстро теряют к этой деятельности интерес.
Итак, слабость мотивов деятельности и их неустойчивость – одно из типичных проявлений незрелости мотивационной сферы умственно отсталых учеников.
Учитель, преподаватель, заинтересованный в повышении эффективности своей деятельности, естественно, обращает внимание на мотивацию учения и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне, но при этом он лишен методического инструментария, позволяющего определить наличный уровень мотивации учащихся и ее динамику при использовании различных форм, методов обучения, подбора содержания предмета. (См. Приложение 1)
Глава II. Исследование формирования творческого воображения младших школьников с задержкой психического развития на уроках изобразительного искусства
2.1. Описание организации исследования
Исследование проводилось во время уроков и внеурочной деятельности во 2(3) «Б» классе, на протяжении 1,5 лет, ГКОУ ЛО «Лужская школа-интернат» г. Луги. Количество детей в классе 12. Исследование проводилось по следующим этапам:
1. Констатирующий – первичная диагностика, определяющая уровень мотивации у детей с умственной отсталостью.
2. Формирующий – использование различных методов на уроках и во внеурочной деятельности, применение различных форм организации учебной деятельности, с целью формирования высокого уровня учебной мотивации.
3. Контрольный – повторная диагностика, определяющая эффективность влияния различных форм и методов на мотивированность учащихся.
Рассмотрим методы изучения мотивации, которые использовались при анализе мотивации учащихся. В психолого-педагогической литературе описано много ценных методов изучения познавательных интересов, однако среди них нет тех, которые специально предназначались для детей с нарушениями интеллекта. Психологами-практиками для изучения мотивации учебной деятельности у подростков с интеллектуальной недостаточностью используются следующие методы:
· наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его, за учебной, общественно полезной, организационной и другими видами деятельности, характером общения школьников; результаты этих наблюдений фиксируются в дневниках учителя, в педагогических характеристиках;
· использование ряда специально подобранных ситуаций (их можно назвать экспериментальными педагогическими ситуациями), которые можно включить в естественный ход учебного процесса в виде «контрольной работы», в форме заданий классного руководителя на классном часе;
· индивидуальная беседа с учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика;
-проведение промежуточных экспериментов по специально подобранным, адаптированным методикам, фиксация результатов.
2.2. Констатирующий этап
На констатирующем этапе для 12 учеников 2 класса было предложено тестирование по методике Н.Лускановой и методике М.Р. Гинсбурга (Приложение 2, 3).
Методика Н. Лускановой помогла определить уровень школьной мотивации. Полученные данные приведены в диаграмме.
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п. Его не достиг ни один учащийся.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Данный уровень показал 1 учащийся.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации. Результат у 6 школьников.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой. Данный уровень у 4 детей.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка. Этот результат показал 1 ребенок.
Кроме того, была проведена методика М.Р. Гинзбурга для определения ведущего мотива деятельности.
В результате исследования позиционного и социального мотива у учащихся не выявлено. Внешний и учебный мотив показали два ребенка. Мотив получения отметки у 4-х учащихся. Преобладающим оказался игровой мотив – 6 школьников.
Мотивы трудовой деятельности у умственно отсталых первоклассников крайне примитивны. Каждый ребенок, как правило, стремится сделать работу лучше, чем у других, большую по объему, чем у одноклассников, и быстрее. К старшим классам мотивация у учеников с интеллектуальной недостаточностью усложняется. Они начинают руководствоваться побуждениями, в основе которых лежит понимание полезности выполняемой работы и даже ее общественной значимости. Если ведущим мотивом для ученика является стремление достичь в выполняемой работе лучших результатов, то преодолеваются многие недостатки его деятельности: тенденция к «соскальзыванию», выполнение деятельности без соотнесения с требованиями задания и пр.
Следует специально подчеркнуть, что ставить перед учениками общественно значимые задачи, побуждать их к деятельности мотивами общественного характера следует лишь после проведения специальной подготовительной работы. Наблюдения показывают, что постепенно в ходе выполнения общественно значимых трудовых заданий у школьников формируются действенные и более далекие мотивы деятельности, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие их познавательных процессов и форм поведения.
Формирующий этап
Для того чтобы работа по развитию мотивационных факторов деятельности умственно отсталых учащихся была более эффективной, необходимо было, в первую очередь, обеспечить для каждого ребенка условия, благоприятные для актуализации их потребностей, для установления эмоционального контакта с учителем, условия, в которых каждый школьник мог бы оказаться в ситуации успеха. Созданию подобных условий способствуют, такие методы педагогического взаимодействия, нашедшие широкое применение в практике обучения и показавшие свою высокую эффективность, как метод эмоционального взаимодействия, метод педагогической суггестии, педагогической релаксации, метод антиципации ценностей, метод эмоционального подкрепления. Данные методы стали основополагающими в нашей экспериментальной работе, так как их использование способствует лучшему появлению индивидуальных особенностей мотивационных факторов деятельности у учащихся, учитывая которые, педагогу будет легче понять потребности каждого ребенка, помочь им преодолеть препятствия, возникающие в процессе исполнения деятельности, способствуя тем самым построению мотива школьниками.
На каждом отдельном этапе урока для развития того или иного мотивационного фактора деятельности необходимо использовать определенные педагогические приемы.
1. Приемы, способствующие актуализации у детей потребности, связанной с результатом их учебно-трудовой деятельности.
• Создание интриги, загадочности ситуации - это формирование условий, вызывающих непроизвольный интерес, удивление, любопытство у школьников. Добиться данного эффекта можно различными способами: необычно оформить класс, предложить детям интересную тему для беседы, ввести игровые моменты, пригласить на урок гостей, смоделировать какую-либо ситуацию, другими словами, можно использовать все то, что привлекает непроизвольное внимание детей и вызывает у них непроизвольный интерес.
• Эмоциональное “заражение” учащихся - это передача положительного отношения к деятельности, радостного настроения, уверенности в успех от учителя к учащимся по механизму подражания. Поведение учителя, желающего создать у них положительный эмоциональный настрой, должно отвечать ряду требований. Во-первых, его речь должна быть достаточно яркой и эмоциональной, но не слишком громкой и многословной, чтобы не вызвать чрезмерного возбуждения у школьников. Во-вторых, учителю необходимо подчеркнуть все достоинства будущего результата, чтобы он стал по-настоящему привлекательным для учащихся и связанным с их потребностями. В-третьих, поведение учителя должно отличаться высокой энергетикой, артистизмом, побуждать учащихся к деятельности, заставлять добиваться результата. Возникающее при этом состояние эмоционального подъема, воодушевления, вдохновения вызывает у детей желание непременно приступить к работе.
• Возвращение к предыдущему опыту учащихся - это установление связи между ранее переживаемыми ребенком положительными эмоциями по поводу достигнутого результата и новым предметом деятельности. Данный прием особенно эффективен, когда задача кажется учащимся чрезмерно сложной, когда они не уверены в своих силах.
• Разъяснение общественной и личной значимости изготовляемого объекта - это раскрытие учащимся объективной значимости предстоящей деятельности и возможности осуществления цели, а также соотнесение этой объективной значимости с личными интересами детей.
2. Приемы, способствующие развитию у школьников умений преодолевать препятствия, возникающие в процессе ориентировки и исполнения деятельности.
• Упражнения на определение для себя реалистичности поставленной цели - направлены на формирование у учащихся умения различать степень затраченных усилий (старания) при выполнении деятельности и объективную сложность задания.
• Упражнения на устойчивость целей (в том числе, в условиях помех), на постановку близких и далеких целей, немедленное и отсроченное их выполнение - направлены на развитие у учащихся умения подчинять промежуточные цели конечной и удерживать ее на протяжении всей деятельности.
• Формирование у школьников умения предвидеть трудности еще до начала выполнения деятельности - способствует предупреждению учащимися возможных ошибок при изготовлении того или иного изделия.
Кроме выше названных, в некоторых случаях бывает целесообразным применение таких приемов, как перенос индивидуального инструктажа на момент, когда учащийся пытается начать работу и сталкивается с первыми трудностями. Этот прием эффективен тогда, когда учащийся стремится приступить к работе, не дожидаясь объяснений учителя, а все попытки педагога заставить его выслушать их и настоять на своевременном начале выполнения задания приводят либо к потере интереса, либо к негативным реакциям со стороны ребенка.
В тех случаях, когда непредвиденные трудности все же привели к снижению работоспособности ученика, эмоциональному спаду, возникновению аффективных реакций, можно использовать такой прием, как временное переключение учащегося на работу, которая ему более интересна и лучше получается.
3. Приемы, способствующие формированию у школьников положительного отношения к результату (продукту) своего труда.
• Организация выставки работ учащихся - способствует удовлетворению у школьников потребности в самоутверждении, престиже, соревновательной потребности.
• Подкрепление даже маленькой удачи учеников — способствует укреплению силы и действенности возникшего у детей мотива. Имеет значение для тех детей, у которых преобладает потребность в одобрении и похвале со стороны учителя, а также для школьников, которые на протяжении длительного времени находились в ситуации
неуспеха.
• Постановка положительной мотивационной перспективы – это подкрепление мотива учащихся путем раскрытия перед ними ценности и значимости будущих результатов их деятельности на последующих уроках.
В связи с тем, что проявления мотивационных факторов неодинаковы у учащихся одного и того же класса, необходимо, чтобы работа по их развитию проходила с учетом условной принадлежности школьников к тому или иному уровню продуктивности деятельности.
Так, при работе с детьми, деятельность которых находится на низком уровне продуктивности, основное внимание необходимо сосредоточить на создании на уроке условий, способствующих развитию у них потребности, связанной с результатом деятельности. Для учащихся со средним уровнем продуктивности деятельности важно научиться сохранять эмоциональную устойчивость и работоспособность при столкновении в процессе деятельности с препятствиями. При работе с этими учащимися необходимо акцентировать внимание на развитии у них умения преодолевать препятствия, возникающие на пути к достижению цели. Со школьниками, для которых характерен высокий уровень продуктивности деятельности, необходимо проводить работу по развитию и укреплению таких качеств мотива, как сила, устойчивость, диверситивность (разнообразие мотивов, побуждающих к деятельности), осознанность.
Контрольный этап
По окончании формирующего этапа эксперимента была проведена повторная диагностика испытуемых посредством тех же методик.
Проведя тестирование на определение уровня учебной мотивации умственно отсталых младших школьников и получив данные по критериям, получились следующие диагностические данные, представленные в диаграмме:
Исходя из результатов данного исследования, получаем данные (в процентном соотношении) уровня мотивации детей в классе. Таким образом, можем увидеть, что у 8% детей высокий уровень, 64% имеют хороший уровень, 20% положительный уровень, 8% низкий уровень.
Что касается преобладающих видов мотивов, результаты так же изменились, виды мотивов стали более значимые. Внешний мотив наблюдался у 8% учащихся, игровой мотив- 16%, мотив получения отметки – 24%, позиционный мотив – 8%, социальный мотив-16% и 28% - учебный мотив.
Таким образом, общий уровень учебной мотивации у детей повысился. Мотивы качественно изменились, стали более важные.
Мотивы изменились следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам, возникли мотивы к самообразованию.
Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости обучения к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения "для себя", что делает социальные мотивы более действенными, чаще реализуемыми в поведении.
Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Появляется стремление занять определенное место и в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей.
Мотивы коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем и тривиальном их проявлении.
Такова качественная картина мотивов учения в младшем школьном возрасте. Если же проследить количественную динамику, то приходится констатировать, что положительное отношение к обучению повышается с применением особых методов и форм проведения уроков.
Заключение
Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Изучение мотивов учебной деятельности у школьников с интеллектуальной недостаточностью представляет интерес для понимания психологических причин трудностей в учебном процессе.
На формирование мотивации достижений влияет множество внешних условий. Для педагога очень важно знать эти условия и понимать, какое влияние они могут оказывать на развитие мотивации ребенка. Слабость мотивов деятельности и их неустойчивость – наиболее характерные проявления незрелости мотивационной сферы умственно отсталых учеников.
По результатам изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования были учтены особенности формирования мотивационной сферы у умственно отсталых младших школьников.
Предлагаемые приемы развития мотивационных факторов учебно-трудовой деятельности могут служить для дополнения и обогащения существующего содержания методики обучения умственно отсталых учащихся.
Данные материалы могут быть использованы не только при обучении детей с нарушением интеллекта, но и при обучении нормально развивающихся учащихся и детей с другими нарушениями. Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели.
Итак, слабость мотивов деятельности и их неустойчивость — одно из типичных проявлений незрелости мотивационной сферы умственно отсталых учеников. Одним из важнейших путей, способствующих повышению мотивации учебной и других видов деятельности у школьников с интеллектуальной недостаточностью, может быть создание таких условий, которые позволяют школьникам получать удовлетворение от выполняемой ими деятельности.
Список литературы
1. Амбросова, В.И. Развитие мотивации достижения в младшем школьном возрасте. Автореферат. Хабаровск, 2006.
2. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать, – М., Просвещение. 1991.
3. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л.В. Благонадеженой. – М., Педагогика, 1972.
4. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М., Изд-ий центр «Академия», 1999. - 280 с.
5. Исследование мотивации достижения/ сост. Б. Г. Ребзуев.- СПБ 1993.
6. Ильин, И.П. Мотивация и мотивы: «Питер», 2000.
7. Кузьмина, Н.Н. Развитие мотивационных факторов учебно-трудовой деятельности младших умственно-отсталых школьников как средство повышения ее продуктивности. Автореферат. Екатеринбург, 2006.
8. Макеева, Е.А. Сравнительное изучение мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития и с умственной отсталостью // Специальная психология. – 2005. - №2. – с. 12-22.
9. Маркова, А.К., Матис, Т.А., Орлов, А.Б. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М., Просвещение, 1990. – 192 с.
10. Матюхина, М.Ю. Мотивация учения младших школьников. М., Педагогика, 1984.
11. Матюхина, М.В., Иванова, Т.Ф. Мотивация достижения и настойчивость младших школьников: Методические рекомендации. ВГПУ.- Волгоград, 1998.
12. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л. И. Солнцева и др; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М., Изд-ий центр «Академия», 2002. – 480 с.
13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб., Питер, 2001. - 495 с.
14. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., «Просвящение», 1986.
15. Семенова, Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников // Школьный психолог. – 2004. - №10. – с. 9-24.
16. Семенова, Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников // Школьный психолог. – 2004. - №18. – с. 9-24.
17. Семенова, Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников // Школьный психолог. – 2004. - №21. – с. 9-24.
18. Саблина, Т.А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте: Автореф. дис.: канд. психол. наук. – Ростов н/Д, 1993.
19. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. – 2-е изд. - СПб., Питер; М.: Смысл, 2003.
20. Черепанова, И.И. Педагогические условия повышения социально-адаптивных возможностей учащихся с недостатками интеллектуального развития. На примере преподавания экономической географии. Автореферат дис.: канд.пед.наук–Екатеринбург , 2002.
21. Шипилина, В.В. Развитие мотивации достижения у социально-педагогически запущенных младших школьников. Автореферат дис.: канд.психол.наук. Иркутск, 2003
Приложение 1
ВИДЫ МОТИВОВ
Мотивационная составляющая личности достаточно разнообразна. Для изучения такой комплексной характеристики, как мотивация, и построения методики ее диагностики представляется важным выделение определенных содержательных блоков, которые будут отражать наиболее существенные компоненты в мотивации обучения. Методика изучения мотивации обучения у школьников должна быть компактной и могла использоваться для экспресс-диагностики. Назовем пять таких блоков.
Рассматривая учебную мотивацию как показатель результативности деятельности образовательного учреждения, мы будем опираться на три подхода к описанию групп мотивов.
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т.д. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний;
- СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ. Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.
- ПОЗИЦИОННЫЙ МОТИВ может проявляться в разного рода попытках самоутверждения, в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
Второй вариант классификации характеризует отношение мотивов и непосредственно учебной деятельности. Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае - процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними.
Мотив учения может быть внутренним - при самостоятельной познавательной работе или внешним - при оказании помощи взрослым.
ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей.
ВНЕШНИЕ МОТИВЫ проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др. Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д.
Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, побуждением его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внешним для ученика. В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались прежде всего внутренние мотивы.
Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к недопущению неудачи.
Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям.
Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции. Ребята, ориентированные на недопущение неудач, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, причем они игнорируют объективную информацию о своих способностях и возможностях.
Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи - везением или легкостью задания. В этом случае начинает развиваться так называемая "выученная беспомощность". Поскольку ученик не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие способности, то, следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным. Такие школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий.
Изложенное указывает на необходимость развития у учащихся стремления к успеху. Оно должно преобладать над стремлением к недопущению неудачи.
Приложение 2
Ключ методики оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса | оценка за 1-й ответ | оценка за 2-й ответ | оценка за 3-й ответ |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Приложение 3
Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга
В соответствии с основными компонентами (показателями) мотивации учения данная диаг-ностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков: личностный смысл обучения; степень развития целеполагания; виды мотивации; внешние или внутренние мотивы; тенденция на достижение успеха или неудачи при обучении; реализация мотивов обучения в поведении. Каждый блок представлен в анкете тремя вопросами.
В методике для детей младшего школьного возраста (переходящих из начальных классов в средние) акцент ставится на выявление общего (итогового) уровня мотивации успеха в целом и преобладающих мотивов.
Цель: Выявить уровень развития учебной мотивации учащегося, как составляющей одного из показателей личностных УУД.
Ход проведения. В форме анкеты учащемуся предлагаются неоконченные предложения и варианты ответов к ним. Время на заполнение анкеты – 20 минут. Следует выбрать для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов.
Обработка данных. Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (Таблица обработки результатов).
Внешний мотив - 0 баллов.
Игровой мотив - 1 балл.
Получение отметки - 2 балла.
Позиционный мотив - 3 балла.
Социальный мотив - 4 балла.
Учебный мотив - 5 баллов.
Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе (таблица ниже).
Варианты ответов | Кол-во баллов 1 ответ | Кол-во баллов 2 ответ | Кол-во баллов 3 ответ | Кол-во баллов 4 ответ |
а) | 0 | 1 | 2 | 5 |
б) | 5 | 2 | 5 | 2 |
в) | 3 | 3 | 0 | 3 |
г) | 2 | 0 | 1 | 0 |
д) | 4 | 5 | 3 | 1 |
е) | 1 | 4 | 4 | 4 |
Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации.
Таблица.
Уровни мотивации | Кол-во баллов № 1 | Кол-во баллов № 2 | Кол-во баллов № 3 | Кол-во баллов № 4 | Сумма баллов итогового уровня мотивации |
1 | 5 | 5 | 5 | 5 | 17 - 20 |
2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 13 - 16 |
3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 9 - 12 |
4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 5 - 8 |
5 | 0 - 1 | 0 - 1 | 0 - 1 | 0 - 1 | 6 - 4 |
I - очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом,
преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху;
II - высокий уровень учебной мотивации;
III - нормальный (средний) уровень мотивации;
IV - сниженный уровень учебной мотивации;
V - низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.
Для оценки эффективности образовательного процесса на этапе тестирования младших школьников определяются следующие показатели:
- количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как очень высокий;
- количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как высокий;
-количество учащихся с нормальным уровнем учебной мотивации;
- количество учащихся со сниженным уровнем учебной мотивации;
- количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации.
Все названные показатели необходимо выразить в процентах от общего числа обследуемых детей. Полученные процентные показатели информируют педагогов о начальном уровне учебной мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах.
16
Физика. Инженеры будущего. 7 класс....
Информатика 4 класс ФГОС
Биология 6 класс
Русская литература 9 класс ФГОС
Английский язык 6 класс ФГОС
Английский язык 5 класс ФГОС
Алгебра 11 класc
Математика 1 класс
© 2017, Невирковец Татьяна Николаeвна 2298 15
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы