.
Формирование учебной мотивации у слабоуспевающих учащихся
Научно-методический совет МОУ «Гимнази z №1
Крупнова » Л.В.
Любому профессиональному педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной оценки, должно сопровождаться целой системой мер по её дальнейшему предотвращению.
НЕУСПЕВАЮЩИЙ УЧЕНИК - ЭТО РЕБЕНОК, КОТОРЫЙ НЕ МОЖЕТ ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ ТОТ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, СКОРОСТЬ МЫШЛЕНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ, КОТОРЫЙ ПОКАЗЫВАЮТ ОБУЧАЮЩИЕСЯ РЯДОМ С НИМ ДЕТИ.
Учебная деятельность
Потребности ребенка:
Система факторов обуславливающих поведение. Характеристика процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне
- Быть принятым, признанным
- Принадлежать к общности, коллективу
- Самостоятельно достигать успеха, признания
- Самореализация своего «Я»
- Видеть в учителе друга, союзника, помощника
- Создает комфортные условия для учебной деятельности.
- Строит субъектные отношения ученик-ученик, ученик –учитель, активизирует обратную связь.
Повышает уровень самооценки.
- Способствует самореализации своего «Я».
Учебная мотивация
Условия сохранения учебной мотивации :
- Достойный уровень самостоятельности
- Успешность выполненных действий
- Обеспечение положительной обратной связи ученик-учитель
- Формирование нравственных качеств.
Система работы со слабоуспевающими учащимися
Выявление слабоуспевающих учащихся
Изучение причин неуспеваемости
Направление работы с неуспевающими
Учет состояния
здоровья
Учет сформиро-
ванности общих
и специальных
условий
Учет возрастных
особенностей
Учет социаль-
ных условий
Учет индивиду-
альных особен-
ностей личности
Формирование и развитие учебных навыков учащихся
Индивидуаль-
ная работа
Дополнитель-
ные занятия
Вовлечение в
секции,
факультативы
Дифференци-
рованная работа
Коррекционная
работа
Работа с
родителями
Получение стандарта образования
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у школьников формируется через проведение:
- уроков защиты творческих заданий
- Через привлечение сказочных героев
Деформированные задания
Карточки для индивидуальной работы
Задания с выбором ответа
Карточки – тренажеры
Разноуровневые
задания
Творческие задания
- Поиск различных способов решения задач.
- Составление кроссвордов.
- Сочинение математических сказок, игр.
- Составление задач по данному условию.
ПОМОЧЬ ученику!
Как учить?
Правила, разработанные психологами:
- Давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку (исключить ситуацию неожиданного вопроса).
- Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
- Разбить разнообразный, сложный материал на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
- Не заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу.
- Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) формировать у учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться.
- Осторожно оценивать неудачи ученика.
- Во время подготовки учеником ответа дать время для проверки и исправления написанного.
- В минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Оказание помощи неуспевающему ученику
В процессе контроля за подготовленностью учащихся
- Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
- Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
- Предложение учащимся примерного плана ответа.
- Использование наводящих вопросов.
- Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
- Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
Оказание помощи неуспевающему ученику
При изложении нового материала
- Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.
- Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
- Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
- Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
Оказание помощи неуспевающему ученику
При организации самостоятельной работы
- Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
- Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
- Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
- Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
- Напоминание приема и способа выполнения задания.
- Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
Оказание помощи неуспевающему ученику
В ходе самостоятельной работы на уроке
- Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
- Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
- Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
- Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
- Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.
Оказание помощи неуспевающему ученику
При организации домашней работы
- Подбор заданий по осознанию и исправлению ошибок.
- Проведение подробного инструктажа о порядке выполнения задания, о возможных затруднениях.
- Даются задания на повторение материала, который потребуется для изучения новой темы.
- Определяется объём заданий и не допускается перегрузка учащихся.
Формы организации работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающими учащихся.
С амой распространенной формой работы с такими родителями является индивидуальная беседа.
Организация индивидуальной беседы
родителей и учителя в присутствии ученика.
Выполнение индивидуальных заданий во внеурочное время по учебным пособиям, карточкам, где учитываются дифференцированные задания для создания ситуации успеха.
Родительское собрание
- Подкрепляется методическими рекомендациями и практикумом.
- Рекомендация методической литературы по отдельным
предметам.
Приглашение родителей на уроки с целью:
Определить
интеллектуальный
уровень ребёнка на фоне
классного коллектива.
Создание коррекционных тетрадей.
- Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических заданий, на определённом этапе обучения.
- Совместное выполнение произвольных заданий по предметам родителя и ученика.
- Создание папки - копилки, где накапливаются задания для развития логического мышления
(задачи на смекалку, кроссворды, ребусы, перевёртыши, каверзные вопросы)
Тесная связь с библиотекой, где осуществляется подбор заданий для ребёнка:
► по развитию речи и техники чтения,
► расширению кругозора,
► общение с художественной литературой.
Психологический тренинг
- Индивидуальная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учениками.
- Индивидуальная работа психолога с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учеников.
Советы родителям слабоуспевающих учеников :
- Всячески укрепляйте уверенность ребенка в своих силах;
- Давайте ребенку только одно задание на определенный промежуток времени, чтобы он мог его выполнить;
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня;
- Отрабатывайте формы поведения в различных ситуациях;
- Проявляйте заинтересованность школьными делами ребенка;
- Будьте последовательны в своих требованиях, поощрениях и наказаниях;
- Не предъявляйте завышенные требования к ребенку и не вводите его в роль «неудачника».
- Формируйте положительную мотивацию к учёбе;
- Никогда не критикуйте учителей в присутствии детей;
- Помогайте ребёнку в случае необходимости;
- Никогда не выполняйте задание за ученика;
- Старайтесь привить ребёнку привычку использовать дополнительную литературу, заинтересуйте его;
- Хвалите, радуйтесь вместе с ребёнком, когда он получает хорошие отметки;
- Поощряйте ребёнка за его успехи;
- Держите связь с учителями-предметниками в том случае, если вы сами не можете помочь ребёнку.
- Подводя итог вышесказанному , можно сделать вывод, что при правильном раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее ликвидации, высокое качество уроков, реальная помощь и тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути, для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного интеллектуального уровня.
Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. Желаем вам этого!