СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование учебной мотивации у слабоуспевающих учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование учебной мотивации у слабоуспевающих   учащихся 

Просмотр содержимого документа
«Формирование учебной мотивации у слабоуспевающих учащихся»

.  Формирование учебной мотивации у слабоуспевающих учащихся Научно-методический совет МОУ «Гимнази z №1 Крупнова » Л.В.

.

Формирование учебной мотивации у слабоуспевающих учащихся

Научно-методический совет МОУ «Гимнази z №1

Крупнова » Л.В.

Любому профессиональному педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной оценки, должно сопровождаться целой системой мер по её дальнейшему  предотвращению.

Любому профессиональному педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной оценки, должно сопровождаться целой системой мер по её дальнейшему предотвращению.

  НЕУСПЕВАЮЩИЙ УЧЕНИК - ЭТО РЕБЕНОК, КОТОРЫЙ НЕ МОЖЕТ ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ ТОТ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, СКОРОСТЬ МЫШЛЕНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ, КОТОРЫЙ ПОКАЗЫВАЮТ ОБУЧАЮЩИЕСЯ РЯДОМ С НИМ ДЕТИ.

НЕУСПЕВАЮЩИЙ УЧЕНИК - ЭТО РЕБЕНОК, КОТОРЫЙ НЕ МОЖЕТ ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ ТОТ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, СКОРОСТЬ МЫШЛЕНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ, КОТОРЫЙ ПОКАЗЫВАЮТ ОБУЧАЮЩИЕСЯ РЯДОМ С НИМ ДЕТИ.

Учебная деятельность Потребности ребенка: Система факторов обуславливающих поведение. Характеристика процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне Быть принятым, признанным Принадлежать к общности, коллективу Самостоятельно достигать успеха, признания Самореализация своего «Я» Видеть в учителе друга, союзника, помощника Создает комфортные условия для учебной деятельности. Строит субъектные отношения ученик-ученик, ученик –учитель, активизирует обратную связь. Повышает уровень самооценки. Способствует самореализации своего «Я». Учебная мотивация Условия сохранения учебной мотивации : Достойный уровень самостоятельности Успешность выполненных действий Обеспечение положительной обратной связи ученик-учитель Формирование нравственных качеств.

Учебная деятельность

Потребности ребенка:

Система факторов обуславливающих поведение. Характеристика процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне

  • Быть принятым, признанным
  • Принадлежать к общности, коллективу
  • Самостоятельно достигать успеха, признания
  • Самореализация своего «Я»
  • Видеть в учителе друга, союзника, помощника
  • Создает комфортные условия для учебной деятельности.
  • Строит субъектные отношения ученик-ученик, ученик –учитель, активизирует обратную связь.

Повышает уровень самооценки.

  • Способствует самореализации своего «Я».

Учебная мотивация

Условия сохранения учебной мотивации :

  • Достойный уровень самостоятельности
  • Успешность выполненных действий
  • Обеспечение положительной обратной связи ученик-учитель
  • Формирование нравственных качеств.
Система работы со слабоуспевающими учащимися Выявление слабоуспевающих учащихся Изучение причин неуспеваемости Направление работы с неуспевающими Учет состояния здоровья Учет сформиро- ванности общих  и специальных условий Учет возрастных особенностей Учет социаль- ных условий Учет индивиду- альных особен- ностей личности Формирование и развитие учебных навыков учащихся Индивидуаль- ная работа Дополнитель- ные занятия Вовлечение в секции, факультативы Дифференци- рованная работа Коррекционная работа Работа с родителями Получение стандарта образования

Система работы со слабоуспевающими учащимися

Выявление слабоуспевающих учащихся

Изучение причин неуспеваемости

Направление работы с неуспевающими

Учет состояния

здоровья

Учет сформиро-

ванности общих

и специальных

условий

Учет возрастных

особенностей

Учет социаль-

ных условий

Учет индивиду-

альных особен-

ностей личности

Формирование и развитие учебных навыков учащихся

Индивидуаль-

ная работа

Дополнитель-

ные занятия

Вовлечение в

секции,

факультативы

Дифференци-

рованная работа

Коррекционная

работа

Работа с

родителями

Получение стандарта образования

        Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у школьников формируется через проведение: уроков-путешествий уроков-игр уроков-викторин уроков-исследований   уроков-встреч сюжетных уроков уроков защиты творческих заданий Через привлечение сказочных героев внеклассную работу игровую деятельность

Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у школьников формируется через проведение:

  • уроков-путешествий
  • уроков-игр
  • уроков-викторин
  • уроков-исследований
  • уроков-встреч
  • сюжетных уроков
  • уроков защиты творческих заданий
  • Через привлечение сказочных героев
  • внеклассную работу
  • игровую деятельность
Деформированные задания Карточки для индивидуальной работы Задания с выбором ответа Карточки – тренажеры  Разноуровневые задания Творческие задания Поиск различных способов решения задач. Составление кроссвордов. Сочинение математических сказок, игр. Составление задач по данному условию.

Деформированные задания

Карточки для индивидуальной работы

Задания с выбором ответа

Карточки – тренажеры

Разноуровневые

задания

Творческие задания

  • Поиск различных способов решения задач.
  • Составление кроссвордов.
  • Сочинение математических сказок, игр.
  • Составление задач по данному условию.

ПОМОЧЬ ученику!       Как учить? Правила, разработанные психологами: Давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку (исключить ситуацию неожиданного вопроса). Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. Разбить разнообразный, сложный материал на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения. Не заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) формировать у учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Осторожно оценивать неудачи ученика. Во время подготовки учеником ответа дать время для проверки и исправления написанного. В минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

ПОМОЧЬ ученику!

Как учить?

Правила, разработанные психологами:

  • Давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку (исключить ситуацию неожиданного вопроса).
  • Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
  • Разбить разнообразный, сложный материал на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
  • Не заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу.
  • Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) формировать у учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться.
  • Осторожно оценивать неудачи ученика.
  • Во время подготовки учеником ответа дать время для проверки и исправления написанного.
  • В минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
      Оказание помощи неуспевающему ученику   В процессе контроля за подготовленностью учащихся  Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Использование наводящих вопросов. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

Оказание помощи неуспевающему ученику

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
  • Предложение учащимся примерного плана ответа.
  • Использование наводящих вопросов.
  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
 Оказание помощи неуспевающему ученику    При изложении нового материала Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

Оказание помощи неуспевающему ученику

При изложении нового материала

  • Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.
  • Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
 Оказание помощи неуспевающему ученику   При организации самостоятельной работы  Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Оказание помощи неуспевающему ученику

При организации самостоятельной работы

  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
  • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
  • Напоминание приема и способа выполнения задания.
  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
 Оказание помощи неуспевающему ученику   В ходе самостоятельной работы на уроке  Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

Оказание помощи неуспевающему ученику

В ходе самостоятельной работы на уроке

  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
  • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
  • Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.
 Оказание помощи неуспевающему ученику   При организации домашней работы  Подбор заданий по осознанию и исправлению ошибок. Проведение подробного инструктажа о порядке выполнения задания, о возможных затруднениях. Даются задания на повторение материала, который потребуется для изучения новой темы. Определяется объём заданий и не допускается перегрузка учащихся.

Оказание помощи неуспевающему ученику

При организации домашней работы

  • Подбор заданий по осознанию и исправлению ошибок.
  • Проведение подробного инструктажа о порядке выполнения задания, о возможных затруднениях.
  • Даются задания на повторение материала, который потребуется для изучения новой темы.
  • Определяется объём заданий и не допускается перегрузка учащихся.
Формы организации работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающими учащихся.  С амой распространенной формой работы с такими родителями является индивидуальная беседа. Организация индивидуальной беседы родителей и учителя в присутствии ученика.

Формы организации работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающими учащихся.

С амой распространенной формой работы с такими родителями является индивидуальная беседа.

Организация индивидуальной беседы

родителей и учителя в присутствии ученика.

Выполнение индивидуальных заданий во внеурочное время по учебным пособиям, карточкам, где учитываются дифференцированные задания для создания ситуации успеха.

Выполнение индивидуальных заданий во внеурочное время по учебным пособиям, карточкам, где учитываются дифференцированные задания для создания ситуации успеха.

Родительское собрание Подкрепляется методическими рекомендациями и практикумом. Рекомендация методической литературы по отдельным  предметам.

Родительское собрание

  • Подкрепляется методическими рекомендациями и практикумом.
  • Рекомендация методической литературы по отдельным

предметам.

Приглашение родителей на уроки с целью:  Определить интеллектуальный уровень ребёнка на фоне классного коллектива.

Приглашение родителей на уроки с целью:

Определить

интеллектуальный

уровень ребёнка на фоне

классного коллектива.

Создание коррекционных тетрадей. Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических заданий, на определённом этапе обучения. Совместное выполнение произвольных заданий по предметам родителя и ученика. Создание папки - копилки, где накапливаются задания для развития логического мышления  (задачи на смекалку, кроссворды, ребусы, перевёртыши, каверзные вопросы)

Создание коррекционных тетрадей.

  • Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических заданий, на определённом этапе обучения.
  • Совместное выполнение произвольных заданий по предметам родителя и ученика.
  • Создание папки - копилки, где накапливаются задания для развития логического мышления

(задачи на смекалку, кроссворды, ребусы, перевёртыши, каверзные вопросы)

    Тесная связь с библиотекой, где осуществляется подбор заданий для ребёнка:   ► по развитию речи и техники чтения, ► расширению кругозора, ► общение с художественной литературой.

Тесная связь с библиотекой, где осуществляется подбор заданий для ребёнка:

по развитию речи и техники чтения,

► расширению кругозора,

► общение с художественной литературой.

 Психологический тренинг Индивидуальная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учениками. Индивидуальная работа психолога с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учеников.

Психологический тренинг

  • Индивидуальная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учениками.
  • Индивидуальная работа психолога с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учеников.
Советы родителям слабоуспевающих учеников : Всячески укрепляйте уверенность ребенка в своих силах; Давайте ребенку только одно задание на определенный промежуток времени, чтобы он мог его выполнить; Поддерживайте дома четкий распорядок дня; Отрабатывайте формы поведения в различных ситуациях; Проявляйте заинтересованность школьными делами ребенка; Будьте последовательны в своих требованиях, поощрениях и наказаниях;

Советы родителям слабоуспевающих учеников :

  • Всячески укрепляйте уверенность ребенка в своих силах;
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный промежуток времени, чтобы он мог его выполнить;
  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня;
  • Отрабатывайте формы поведения в различных ситуациях;
  • Проявляйте заинтересованность школьными делами ребенка;
  • Будьте последовательны в своих требованиях, поощрениях и наказаниях;
Не предъявляйте завышенные требования к ребенку и не вводите его в роль «неудачника». Формируйте положительную мотивацию к учёбе; Никогда не критикуйте учителей в присутствии детей; Помогайте ребёнку в случае необходимости; Никогда не выполняйте задание за ученика; Старайтесь привить ребёнку привычку использовать дополнительную литературу, заинтересуйте его; Хвалите, радуйтесь вместе с ребёнком, когда он получает хорошие отметки; Поощряйте ребёнка за его успехи; Держите связь с учителями-предметниками в том случае, если вы сами не можете помочь ребёнку.
  • Не предъявляйте завышенные требования к ребенку и не вводите его в роль «неудачника».
  • Формируйте положительную мотивацию к учёбе;
  • Никогда не критикуйте учителей в присутствии детей;
  • Помогайте ребёнку в случае необходимости;
  • Никогда не выполняйте задание за ученика;
  • Старайтесь привить ребёнку привычку использовать дополнительную литературу, заинтересуйте его;
  • Хвалите, радуйтесь вместе с ребёнком, когда он получает хорошие отметки;
  • Поощряйте ребёнка за его успехи;
  • Держите связь с учителями-предметниками в том случае, если вы сами не можете помочь ребёнку.
Подводя итог вышесказанному , можно сделать вывод, что при правильном раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее ликвидации, высокое качество уроков, реальная помощь и тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути, для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного интеллектуального уровня.
  • Подводя итог вышесказанному , можно сделать вывод, что при правильном раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее ликвидации, высокое качество уроков, реальная помощь и тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути, для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного интеллектуального уровня.
 Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но  каждый  ребенок  должен  самореализоваться.    Желаем вам этого!

Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. Желаем вам этого!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!