СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий учащихся в процессе музыкальной деятельности в творческом коллективе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря овладению учащимися универсальными учебными действиями, создающими возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий учащихся в процессе музыкальной деятельности в творческом коллективе»

 Формирование универсальных учебных действий учащихся в процессе музыкальной деятельности в творческом коллективе

Формирование универсальных учебных действий учащихся в процессе музыкальной деятельности в творческом коллективе

Универсальные учебные действия (УУД)   - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, организации учебного процесса, определяемому как «умение учиться»

Универсальные учебные действия (УУД)

- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, организации учебного процесса, определяемому как «умение учиться»

 Критерии выделения УУД  Структурные компоненты целенаправленной учебной деятельности  Этапы процесса усвоения Форма реализации учебной деятельности – совместная деятельность с учителем и сверстником или самостоятельная деятельность

Критерии выделения УУД

  • Структурные компоненты целенаправленной учебной деятельности
  • Этапы процесса усвоения
  • Форма реализации учебной деятельности – совместная деятельность с учителем и сверстником или самостоятельная деятельность
Виды УУД

Виды УУД

 Личностные УУД Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях и включают в свой состав три вида действий:  Личностное, профессиональное, жизненное  самоопределение . Действие смыслообразования , то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Действие нравственно-этического оценивания  усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

Личностные УУД

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию

учащихся и ориентацию в социальных ролях и

межличностных отношениях и включают в свой состав

три вида действий:

  • Личностное, профессиональное, жизненное

самоопределение .

  • Действие смыслообразования , то есть установление

учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

  • Действие нравственно-этического оценивания

усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

  Познавательные УУД Обеспечивают поиск и выделение необходимой информации, ее сравнение, установку причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование Познавательные УУД включают: Общеучебные УУД Логические УУД Действия постановки  и решения проблем

Познавательные УУД

Обеспечивают поиск и выделение необходимой информации, ее сравнение, установку причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование

Познавательные УУД включают:

  • Общеучебные УУД
  • Логические УУД
  • Действия постановки

и решения проблем

  Регулятивные УУД Обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относят:  Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция

Регулятивные УУД

Обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относят:

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • Оценка
  • Саморегуляция
  Коммуникативные УУД Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми   Виды коммуникативных УУД: Планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками Постановка вопросов Разрешение возникающих конфликтов Управление поведением партнера Умение выражать свои мысли

Коммуникативные УУД

Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Виды коммуникативных УУД:

  • Планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками

  • Постановка вопросов
  • Разрешение возникающих конфликтов
  • Управление поведением партнера
  • Умение выражать свои мысли

Формирование личностных УУД

УУД

Виды деятельности

  • Формирование основ гражданской идентичности личности

2. Формирование адекватной позитивной самооценки

Способы деятельности

  • Создавать музыкальные композиции патриотической направленности.
  • Принимать участие в мероприятиях воспитательного характера гражданско-патриотической направленности.
  • Иметь представление о праздниках народов России и их традициях

3. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности

  • Интонационно и осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей сольно и в ансамбле,.
  • Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одногруппников.
  • Обращение к личному опыту детей через авторское творчество.
  • Осознание своего «Я» как гражданина России
  • Сравнение ребенком своих достижений «вчера и сегодня», выработка самооценки
  • Выполнять творческие задания:, сочинять мелодии и тексты
  • Участвовать в концертно-исполнительской деятельности
  • Формировать исполнительский репертуар.

4. Ценностно-

нравственная

ориентация

  • Формирование смыслов учебной деятельности ребенка через развитие его творческого потенциала в игровой музыкальной деятельности:
  • Понравилось ли тебе твое выступление?
  • Что изменилось в твоем выступлении?
  • Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России
  • Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их.

5. Развитие эмпатии и сопереживания

2 Сравнение ребенком своих достижений и достижений одногруппников..

  • восприятие музыки
  • работа по развитию вокальных навыков
  • инструментальное музицирование
  • Знание о народах и этнических группах России.
  • Уважение и принятие других народов России
  • Формирование чувства гордости за Родину

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

6.Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств

  • Метод эмоционального воздействия через яркое образное слово, мимику, жесты педагога
  • Побуждение к сопереживанию
  • Подбор эмоциональных эпитетов к музыке, различных жанров..
  • Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, музицировании
  • Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы

Освоение общекультурного наследия России

 Результаты формирования личностных УУД Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству. Формирование личностного смысла постижения искусства . Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой. Приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально- творческих возможностей. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования. Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных. Развитие духовно-нравственных и этических чувств.

Результаты формирования личностных УУД

  • Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в

эмоционально-ценностном отношении к искусству.

  • Формирование личностного смысла постижения искусства .
  • Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.
  • Приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в

современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-

творческих возможностей.

  • Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и

реализация творческого потенциала в процессе коллективного

(индивидуального) музицирования.

  • Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со

сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных.

  • Развитие духовно-нравственных и этических чувств.

Формирование познавательных УУД

УУД

1. Самостоятельное формулирование познавательной цели

Виды деятельности

Способы деятельности

  • Исследовать и выявлять общность истоков и особенности музыки различных жанров

2. Поиск и выделение

необходимой

информации

Определять цель учебной деятельности с помощью педагога и самостоятельно, искать средства её осуществления через:

  • Наблюдение за музыкой в жизни человека
  • Выявлять сходство и различия разноножанровых музыкальных образов
  • Формировать собственный исполнительский репертуар, используя Интернет-источники и др. информационные ресурсы.

3. Знаково-

символическое

моделирование

4. Анализ объектов с целью выделения признаков

  • Распознавание существенных признаков и свойств явлений с помощью наблюдения, сравнения, анализа
  • Распознавание культурных отношений с другими явлениями

Умение работать с информацией через::

  • Знакомиться с элементами аппликатуры (обозначения пальцев, струн, ладов, аккордов и т.д.)
  • Моделировать в графическом рисунке особенности различных видов аккомпанемента и аккордов.
  • Исполнять песни с ориентацией на аккордовую систему обозначений и табулатуру

5. Синтез как составление целого из частей

  • Выявлять выразительные и особенности музыкальных композиций и песен разных жанров
  • Сопоставлять различные виды аккомпанемента
  • Определять особенности строения и исполнения аккордов разных видов

Знаково-символическое моделирование нотного текста через:

  • сравнение конкретно-чувственных и иных данных Sанализ и синтез
  • сериацию - упорядочение объектов по выделенному основанию
  • классификацию
  • обобщение
  • установление аналогий

Анализ (расчленение целого на части) - процесс мысленного или фактического познания музыкального произведения в виде разъединения его цельного содержания на составные части

  • Находить сходство и различия русских и зарубежных произведений одного жанра
  • Выявлять особенности разножанровых музыкальных композиций.

6. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

  • кодирование/замещение
  • декодирование/считывание
  • умение использовать наглядные модели
  • построение модели и работа с ней

Синтез (составление целого из частей) - объединение элементов музыкального языка в единое целое; рассмотрение связей произведения с многообразными историко-стилистическими свойствами и чертами

  • Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке
  • Узнавать по звучанию различные виды музыки из произведений программы
  • Подбирать аккомпанемент по слуху

Сериация (упорядочение объектов по выделенному основанию) и классификация (отнесение предмета к группе на основе заданного признака):

  • Узнавать по звучанию различные виды и жанры музыки, группы инструментов, и т.д.
  • Установление аналогий: подбор различных видов аккомпанемента на заданную тему
  Результаты формирования познавательных УУД Наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в  учебной и внеурочной деятельности. Ориентированность в культурном многообразии окружающей  действительности, участие в жизни микро - и макросоциума . Овладение способностью к реализации собственных  творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера . Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства.

Результаты формирования познавательных УУД

  • Наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в

учебной и внеурочной деятельности.

  • Ориентированность в культурном многообразии окружающей

действительности, участие в жизни микро - и макросоциума .

  • Овладение способностью к реализации собственных

творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера .

  • Применение знаково-символических и речевых средств для

решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез,

обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства.

Формирование регулятивных УУД

УУД

Виды деятельности

1.Планирование деятельности

Способы деятельности

  • Составлять программу концерта, музыкального мероприятия, и участвовать в их проведении
  • Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера
  • Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений

2. Коррекция

  • Корректировать собственное исполнение

Способность к планированию своей деятельности:

3. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном и оценка

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность S преодоление импульсивности, непроизвольности
  • умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого

Сравнение вариантов своего исполнения, вычленение и оценка удачных и неудачных фрагментов, выяснение причин неудачи на основе конкретной самооценки, предоставление ребенку возможности осуществлять равнодостойные выборы, сравнение исполнительских трактовок через серию вопросов:

  • Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одногруппников
  • Оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии при исполнении музыкальных произведений
  • Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России
  • Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы
  • Понравилось ли тебе свое исполнение, почему?
  • Что изменилось в твоем исполнении?
  • Чтобы ты хотел изменить, почему?

Оценивание музыкально-творческой деятельности:

  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности,
  • включая осуществление предвосхищающего контроля в
  • сотрудничестве с учителем и сверстниками
  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки
  • умение различать объективную трудность задачи и субъективную
  • сложность
  • умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности
  • умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль
  • умение планировать работу до ее начала
  • адекватность и дифференцированность самооценки
  Результаты формирования регулятивных УУД Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий. Понимание их успешности или причин неуспешности. Умение корректировать свои действия.

Результаты формирования регулятивных

УУД

  • Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий.
  • Понимание их успешности или причин неуспешности.
  • Умение корректировать свои действия.

Формирование коммуникативных УУД

УУД

Виды деятельности

1. Планирование учебного сотрудничества - определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Способы деятельности

  • Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при ансамблевом музицировании
  • Общаться и взаимодействовать в процессе творческой деятельности
  • Разыгрывать песни по партиям, участвовать в коллективных мероприятиях воспитательного характера
  • Участвовать в сценическом воплощении музыкальных номеров

2. Владение монологической и диалогической формами речи, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  • Применять словарь эмоций для характеристики музыки в процессе творческой деятельности
  • Рассуждать о значении аппликатурной системы обозначений
  • Выступать с сообщениями о ведущих представителях отечественной авторской песни, рок-музыки и др., характере и средствах выразительности разножанровых репертуарных песен .
  • Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы
  • Обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы
  • Взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности
  • Коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания
  • Планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы)
  • Рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности (путем рефлексии устанавливается отношение участника к собственному действию, благодаря чему обеспечивается изменение этого действия в отношении к содержанию и форме совместной работы)
  • Формирование потребности поделиться со взрослыми и сверстниками своими музыкальными впечатлениями, диалоговые формы работы, эмоционально позитивное отношение к процессу общения на уроке, создание ситуации успеха
  • Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения для определения своего отношение к музыке, раскрытие смысла музыкального произведения, оформление своих мыслей в устной и письменной речи
  Результаты формирования коммуникативных УУД Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей. Умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Результаты формирования коммуникативных УУД

  • Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
  • Умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
 Заключение Универсальные учебные действия носят надпредметный, метапредметный характер, реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Заключение

Универсальные учебные действия носят надпредметный, метапредметный характер, реализуют

целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!