СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Использование УУД на уроках физической культуры, повышает сформированность  общеучебных умений и навыков, дает толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повышает качество знаний обучающихся по предмету.

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры»

  ГБОУ

ГБОУ "Татарстанский кадетский корпус ПФО им. Героя Советского Союза Гани Сафиуллина«

г. Нижнекамск 2015 год

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры Ш.Р. Фаттахов - учитель физической культуры

  Актуальность  Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундамента образования.  Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Актуальность

Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундамента образования.

Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Противоречия  Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УУД, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроках физической культуры. В результате возникает противоречие между потребностью в обеспечении учебного процесса с учетом метапредметных результатов и недостаточностью разработанностью содержания и методики формирования УУД на уроках ФК .

Противоречия

Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УУД, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроках физической культуры.

В результате возникает противоречие между потребностью в обеспечении учебного процесса с учетом метапредметных результатов и недостаточностью разработанностью содержания и методики формирования УУД на уроках ФК .

Цель проекта:  формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках физической культуры

Цель проекта:

формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках физической культуры

Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач:   Изучить программу формирования УУД, заложенную в ФГОС  Рассмотреть УУД во всех ступенях образования  Обеспечить формирование УУД на уроках физической культуры  Дать характеристику результатов формирования УУД на разных этапах обучения

Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач:

  • Изучить программу формирования УУД, заложенную в ФГОС
  • Рассмотреть УУД во всех ступенях образования
  • Обеспечить формирование УУД на уроках физической культуры
  • Дать характеристику результатов формирования УУД на разных этапах обучения
Гипотеза Если использовать УУД на уроках физической культуры, то это обеспечит повышение сформированности общеучебных умений и навыков, даст толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повысит качество знаний обучающихся по предмету .

Гипотеза

Если использовать УУД на уроках физической культуры, то это обеспечит повышение сформированности общеучебных умений и навыков, даст толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повысит качество знаний обучающихся по предмету .

 Научно – методическое обоснование проекта  Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.

Научно – методическое

обоснование проекта

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.

Проблема Указанные выше противоречия позволяют сформулировать проблемы проекта: формирование компетентности в самостоятельном мышлении, приобретение навыков самому увидеть проблему и наметить пути её решения, развить способность в работе с большим объёмом информации; освоить представление о здоровом образе жизни: физической культуре, освоить понятие «здоровье», научить анализировать и подводить итоги, научить кратко и ясно излагать свои мысли.

Проблема

Указанные выше противоречия позволяют сформулировать проблемы проекта:

  • формирование компетентности в самостоятельном мышлении, приобретение навыков самому увидеть проблему и наметить пути её решения, развить способность в работе с большим объёмом информации;
  • освоить представление о здоровом образе жизни: физической культуре, освоить понятие «здоровье», научить анализировать и подводить итоги, научить кратко и ясно излагать свои мысли.
Ожидаемые результаты: В соответствии с поставленной целью, УУД должны помочь Педагогу  реализовать принципиально новые формы и методы обучения;  сохранить психологическое благополучие и здоровье детей в учебной деятельности ;  повысить уровень использования наглядности и визуализации на уроке ;  повысить эстетическую привлекательность урока;  привлечь учащихся к использованию ИКТ Обучающемуся  получить более качественные знания, которые необходимы для физического развития;  обеспечить доступ к нетрадиционным источникам информации; повысить интерес к предмету; повысить активность учащихся на уроках , динамических часах, прогулках;    повысить эффективность самостоятельной работы

Ожидаемые результаты:

В соответствии с поставленной целью, УУД должны помочь

Педагогу

реализовать принципиально новые формы и методы обучения;

сохранить психологическое благополучие и здоровье детей в учебной деятельности ;

повысить уровень использования наглядности и визуализации на уроке ;

повысить эстетическую привлекательность урока;

привлечь учащихся к использованию ИКТ

Обучающемуся

получить более качественные знания, которые необходимы для физического развития;

обеспечить доступ к нетрадиционным источникам информации;

повысить интерес к предмету;

повысить активность учащихся на уроках , динамических часах, прогулках;  

повысить эффективность самостоятельной работы

Характеристика проекта Сроки реализации проекта: 2015 – 2016учебный год 2015 – 2016учебный год Объект проекта: учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры Предмет проекта:  развитие личности обучающихся, его познавательных и физических способностей

Характеристика проекта

Сроки реализации проекта:

  • 2015 – 2016учебный год
  • 2015 – 2016учебный год

Объект проекта:

  • учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры
  • учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры

Предмет проекта:

  • развитие личности обучающихся, его познавательных и физических способностей
Этапы реализаци и: Организационно - подготовительный  анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами;  изучение методической литературы и существующего опыта по данной проблеме

Этапы реализаци и:

Организационно - подготовительный

  • анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами;
  • изучение методической литературы и существующего опыта по данной проблеме
Этапы реализации: Технологический Механизм реализации проекта Актуализировать понимание учителей о способах формирования УУД на уроках физической культуры    Систематизировать и представить перечень действий учителя по формированию УУД на уроках физической культуры.     Систематизировать и представить перечень действий обучающихся по овладению УУД на уроках физической культуры.     Способствовать развитию рефлексии обучающихся на уроках физической культуры.

Этапы реализации:

Технологический

Механизм реализации проекта

  • Актуализировать понимание учителей о способах формирования УУД на уроках физической культуры

  •   Систематизировать и представить перечень действий учителя по формированию УУД на уроках физической культуры. 

  •   Систематизировать и представить перечень действий обучающихся по овладению УУД на уроках физической культуры.

  •    Способствовать развитию рефлексии обучающихся на уроках физической культуры.
Этапы реализации: Заключительный сравнение результатов с ожидаемыми;  теоретическое обобщение и дальнейшее внедрение результатов проекта в педагогическую практику

Этапы реализации:

Заключительный

  • сравнение результатов с ожидаемыми;
  • теоретическое обобщение и дальнейшее внедрение результатов проекта в педагогическую практику
Организационно-подготовительный этап познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию  Учебные универсальные действия

Организационно-подготовительный этап

познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности

способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию

Учебные универсальные действия

Организационно-подготовительный этап личностные Виды УУД регулятивные коммуникативные познавательные

Организационно-подготовительный этап

личностные

Виды УУД

регулятивные

коммуникативные

познавательные

Личностные универсальные учебные действия личностное, профессиональное, жизненное самоопределение смыслообразование, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания обеспечивающее личностный моральный выбор

Личностные универсальные учебные действия

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

смыслообразование, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания обеспечивающее личностный моральный выбор

 целеполагание  планирование   Регулятивные УУД саморегуляция прогнозирование  оценка  контроль  коррекция

целеполагание

планирование

Регулятивные УУД

саморегуляция

прогнозирование

оценка

контроль

коррекция

Познавательные универсальные учебные действия Логические учебные действия - анализ, синтез; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации; - подведение под понятие; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепочки рассуждения; - доказательство, выдвижение гипотиз     Общеучебные - самостоятельное выделение, формулирование цели; - поиск и выделение информации; - структурирование знаний и др.  Знаково-символические действия - преобразование моделей      Постановка и решение проблемы - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Познавательные универсальные учебные действия

Логические учебные действия

- анализ, синтез;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации;

- подведение под понятие;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепочки рассуждения;

- доказательство, выдвижение гипотиз

Общеучебные

- самостоятельное выделение, формулирование цели;

- поиск и выделение информации;

- структурирование знаний и др.

Знаково-символические действия

- преобразование моделей

Постановка и решение проблемы

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные универсальные учебные действия планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками постановка вопросов — инициативное сотрудничество разрешение конфликтов управление поведением партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Коммуникативные универсальные учебные действия

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

постановка вопросов — инициативное сотрудничество

разрешение конфликтов

управление поведением партнёра

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Технологический этап Изобретать новые средства физического воспитания для формирования УУД нецелесообразно, достаточно обратить внимание на проектирование учебного процесса со следующих позиций   1 ПОЗИЦИЯ  Методика формирования УУД на уроках фк направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений.  2 ПОЗИЦИЯ Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока, личности педагогов и особенности их работы. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся Проблемное обучение, проектное обучение, активные методы информационно-коммуникационные технологий Исходя из этого, содержание УУД, формируемых на уроках физической культуры, будет следующим

Технологический этап

Изобретать новые средства физического воспитания для формирования УУД нецелесообразно, достаточно обратить внимание на проектирование учебного процесса со следующих позиций

1 ПОЗИЦИЯ

Методика формирования УУД на уроках фк направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений.

2 ПОЗИЦИЯ

Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока, личности педагогов и особенности их работы.

Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся

Проблемное обучение, проектное обучение, активные методы информационно-коммуникационные технологий

Исходя из этого, содержание УУД, формируемых на уроках физической культуры, будет следующим

Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий  реализуется через  педагогические технологии:   проектную;   информационную;  игровую

Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий

реализуется через  педагогические технологии:

  • проектную;
  •   информационную;
  • игровую
Технологический этап

Технологический этап

Технологический этап проектирование учебного процесса со следующих позиций   3 ПОЗИЦИЯ учитывая разделы программы, рекомендуется организовать работу по формированию УУД следующим образом   Легкая  Личностные атлетика Гимнастика  Регулятивные Спортивные  + + Познавательные игры Коммуникативные + Виды УУД Лыжная + + + подготовка + + + +  Наибольшим потенциалом в формировании УУД являются такие разделы, как гимнастика и спортивные игры.

Технологический этап

проектирование учебного процесса со следующих позиций

3 ПОЗИЦИЯ

учитывая разделы программы, рекомендуется организовать работу по формированию УУД следующим образом

Легкая

Личностные

атлетика

Гимнастика

Регулятивные

Спортивные

+

+

Познавательные

игры

Коммуникативные

+

Виды УУД

Лыжная

+

+

+

подготовка

+

+

+

+

Наибольшим потенциалом в формировании УУД являются такие разделы, как гимнастика и спортивные игры.

Технологический этап проектирование учебного процесса со следующих позиций   4 ПОЗИЦИЯ Из перечня УУД учитель выбирает 5-7 наиболее подходящих для его методики преподавания физической культуры, после чего их рекомендуется адаптировать к специфике образовательного процесса по ФК. То есть каждое УУД может выражаться в каком-либо действии с учебным материалом по ФК. 5 ПОЗИЦИЯ Определять способы организации работы по формированию УУД на уроке с учетом этапа обучения, так как на разных этапах отмечены отличия при формировании УУД.  Этап начального разучивания Этап углубленного изучения Этап совершенствования

Технологический этап

проектирование учебного процесса со следующих позиций

4 ПОЗИЦИЯ

Из перечня УУД учитель выбирает 5-7 наиболее подходящих для его методики преподавания физической культуры, после чего их рекомендуется адаптировать к специфике образовательного процесса по ФК. То есть каждое УУД может выражаться в каком-либо действии с учебным материалом по ФК.

5 ПОЗИЦИЯ

Определять способы организации работы по формированию УУД на уроке с учетом этапа обучения, так как на разных этапах отмечены отличия при формировании УУД.

Этап начального разучивания

Этап углубленного изучения

Этап совершенствования

Самоконтроль (рефлексия) и контроль   Разработаны :  Тестовые задания по разделам курса «Спортивные игры» ; Комплексы утренней зарядки для начальной школы; Информационные буклеты для родителей «Физическая культура – здоровые дети»; Информационные буклеты для обучающихся «Почему нужно заниматься физкультурой»; Программа дополнительного образования «Основы физической подготовленности»

Самоконтроль (рефлексия) и контроль

Разработаны :

Тестовые задания по разделам курса «Спортивные игры» ;

Комплексы утренней зарядки для начальной школы;

Информационные буклеты для родителей «Физическая культура – здоровые дети»;

Информационные буклеты для обучающихся «Почему нужно заниматься физкультурой»;

Программа дополнительного образования «Основы физической подготовленности»

Учебная деятельность Внеучебная деятельность ввне Коммуникативные УУД Личностные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Внешкольная деятельность

Учебная

деятельность

Внеучебная

деятельность

ввне

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Внешкольная

деятельность

Внеурочная деятельность по предмету Является логическим продолжением урока, имеет наиболее ярко выраженные воспитательные функции.  Внеурочная деятельность строится с учетом интересов детей и возможностей учителя и учебного заведения.  Она разнообразна по форме и содержанию и тем привлекательна для учащихся, где они становятся как бы участниками моделируемых событий.

Внеурочная деятельность по предмету

Является логическим продолжением урока, имеет наиболее ярко выраженные воспитательные функции.

Внеурочная деятельность строится с учетом интересов детей и возможностей учителя и учебного заведения.

Она разнообразна по форме и содержанию и тем привлекательна для учащихся, где они становятся как бы участниками моделируемых событий.

Формы внеклассной работы - однодневные походы - конкурсы - встречи - выставки - соревнования - смотры - месячники

Формы внеклассной работы

- однодневные походы

- конкурсы

- встречи

- выставки

- соревнования

- смотры

- месячники

Заключительный этап Оценка эффективности проекта Диагностика и оценка сформированности компонентов УУД ( методика под ред. Г.В. Репкиной, Е.В. Заика). В результате проведения контроля по основным и дополнительным диагностическим признакам определяются уровни сформированности компонентов УД. Полученные результаты доказывают целесообразность внедрения данного проекта в педагогический процесс.

Заключительный этап

Оценка эффективности проекта

Диагностика и оценка сформированности компонентов УУД

( методика под ред. Г.В. Репкиной, Е.В. Заика).

В результате проведения контроля по основным и дополнительным диагностическим признакам определяются уровни сформированности компонентов УД.

Полученные результаты доказывают целесообразность внедрения данного проекта в педагогический процесс.

Заключительный этап Вывод Гипотеза подтвердилась  В результате реализации проекта отмечается:  положительная динамика в достижениях обучающихся по учебному предмету;  более высокий уровень сформированности компонентов учебной деятельности;  повышение уровня активности участия детей в соревнованиях, конкурсах.    Использование УУД на уроках физической культуры, повышает сформированность общеучебных умений и навыков, дает толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повышает качество знаний обучающихся по предмету .

Заключительный этап

Вывод

Гипотеза подтвердилась

В результате реализации проекта отмечается:

  • положительная динамика в достижениях обучающихся по учебному предмету;
  • более высокий уровень сформированности компонентов учебной деятельности;
  • повышение уровня активности участия детей в соревнованиях, конкурсах.

Использование УУД на уроках физической культуры, повышает сформированность общеучебных умений и навыков, дает толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повышает качество знаний обучающихся по предмету .

Дальнейшее развитие проекта  Данный проект будет использоваться в работе моими коллегами.  Проект опубликован в социальных сетях работников образования на личном сайте.

Дальнейшее развитие проекта

  • Данный проект будет использоваться в работе моими коллегами.
  • Проект опубликован в социальных сетях работников образования на личном сайте.
Информационные источники http://standart.edu.ru/ ПРОЕКТЫ ФГОС. Сайт - Федерального государственного образовательного стандарта Асмолова А. Г. Универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли /под ред.– М.: Просвещение, 2010. – 159с. Воронцов А. Б. Реализация новых стандартов в начальной школе. –М.: Вита-Пресс, 2012. Методических рекомендаций «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А.Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.  http://nsportal.ru - социальная сеть работников образования http://pedsovet.org/forum/ - Педсовет- форум

Информационные источники

http://standart.edu.ru/ ПРОЕКТЫ ФГОС. Сайт - Федерального государственного образовательного стандарта

Асмолова А. Г. Универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли /под ред.– М.: Просвещение, 2010. – 159с.

Воронцов А. Б. Реализация новых стандартов в начальной школе. –М.: Вита-Пресс, 2012.

Методических рекомендаций «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А.Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.

http://nsportal.ru - социальная сеть работников образования

http://pedsovet.org/forum/ - Педсовет- форум