«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики и русского языка в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО»
Согласно плану действий по модернизации общего образования Российской Федерации на 2011-2015 годы все общеобразовательные учреждения РФ в 2011-2012 учебном году перешли на федеральный государственный стандарт начального общего образования.
С 1 сентября 2011 года все учащиеся первых классов Российской Федерации начали обучаться по новому образовательному стандарту (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - ФГОС НОО) .
В 2011-2012 учебном году учащиеся 1 класса обучались по УМК «Перспектив ная начальная школа », на основе которого разработана основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с ФГОС. В 2012-2013 учебном году учащиеся 1 класса начали обучаться по УМК «Школа России», были внесены изменения в основную образовательную программу начального общего образования.
В 2014-2015 учебном году учащиеся 1-3 классов обучаются по УМК «Школа России», учащиеся 4 класса - по УМК «Перспектив ная начальная школа ».
Организационно-содержательные условия введения ФГОС НОО Список учебно-методических комплектов приведен в соответствие с ФГОС НОО. Разработаны учебные программы с учетом требований ФГОС НОО, а также программы внеурочной деятельности по всем направлениям, отраженным в Стандарте.
Разработана модель внеурочной деятельности –
оптимизационная модель, она включает все внутренние ресурсы образовательного учреждения, в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог- психолог, социальный педагог, воспитатели ГПД, классные руководители)
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».
В чём заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД)
Виды универсальных учебных действий
КОММУНИКАТИВНЫЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Осмысление
Личностные
Принятие
жизненных
ценностей
Осознание
Целе-
полагание
Само-
регуляция
Плани-
рование
Регулятивные
Прогнози-
рование
Оценка
Контроль
Коррекция
Поиск, отбор
структурирование
информации
Способы
решения
задач
Моделирование
Познавательные
Логические
действия и
операции
Планирование
учебного
сотрудничества
Владение
монологической
и диалогической
формами речи
Постановка
вопросов
Коммуникативные
Умение
полно и ясно
выражать
свои мысли
Разрешение
конфликтов
Контроль,
коррекция,
оценка действий
партнера
Для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.
- учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили...»; «Что бы вы сделали...»;
- учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь.»; «Как вам нравится.».
Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке.
- учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой-либо задачи, оценивать и пр.
Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе.
-ученик учится отвечать на вопросы;
-ученик учится задавать вопросы;
-ученик учится вести диалог;
-ученик учится пересказывать сюжет;
-учитель учит слушать .
Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, п равильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
- учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод...».
Русский язык
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?
Соотнесите предметы и звуковые модели слов.
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.
Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?
Окружающий мир
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему?
Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.
Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны степей.
Литературное чтение
Личностные УУД
Регулятив
ные УУД
Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой?
Как нужно было ухаживать за репкой?
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Почему репка выросла большая – пребольшая?
Сочини продолжение сказки с друзьями.
Английский язык
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Какие из достопримечательностей Лондона тебе понравились больше? Почему?
Расскажи о праздниках в Англии. Какие традиции объединяют наши страны?
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Прочитай текст и найди описание погоды в разные времена года.
Составьте диалог, который поможет вам познакомиться с партнером.
Изобразительное искусство
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Какой цвет является твоим любимым и почему?
В какой последовательности будет выполнен портрет?
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж?
Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.
Анализ методики «Оценка учебной мотивации»
1
Ф.И.
Количество балов
Бушуева В,
2
30
Гаранин И.
3
Уровни
4
В
25
Гладышев П
.
5
Гришина В.
16
В
16
С
Зажигаев Л.
6
С
20
Кузнецова К.
7
В/С
8
22
КучероваТ.
Новиков М.
9
18
В /С
С
10
10
Пантелеева А.
Сергунина Д.
11
16
Н
С
28
Симонов Е.
12
13
В
15
Шаталин Н.
Итого:
Яицких А.
С
25
В
25
В
Высокий
13
Выше среднего
Средний
5
2
Низкий
5
1
Уровень самооценки
Применяемая методика
Результаты выполнения диагностического задания
Методика «Лесенка»
2 четверть (ноябрь)
Адекватный
4 - 30,8
4 четверть
(апрель)
Заниженный
Резко заниженный
1 – 7,7%
1 – 7,7%
Завышенный
7 человек – 53,8%
Педагогические приёмы
УУД
Приемы педагогической техники
Личностные
Результаты развития УУД
Задание массивом.
Выход за пределы.
Отсроченная реакция.
Лови ошибку.
Театрализация.
Идеальное задание.
Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение.
УУД
Приемы педагогической техники
Регулятивные
. « Лист защиты»
Обсуждаем домашнее задание
Резюме
Вход в урок
Идеальный опрос
Отсроченная реакция
Вопрос к тексту
Лови ошибку Повторяем с контролем
Знакомьтесь с критериями
Показательный ответ
Результаты развития УУД
Саморегуляция как способность к преодолению препятствий. Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того/что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Познавательные
Свои примеры. Удивляй. Фантастическая добавка. Пересечение тем. Дай себе помочь. Повторяем с контролем. "Да" и "Нет“ говорите. Опрос "по цепочке". Опрос-итог. Тренировочная контрольная работа. Блицконтрольная
Поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Общеучебные универсальные действия — поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий. Общеучебные универсальные действия (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)
УУД
Приемы педагогической техники
Коммуникативные
Результаты развития УУД
Взаимоопрос
Организация работы в группах
"Да" и "Нет" говорите.
Советуйтесь
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации