Формирование универсальных учебных действий учащегося на уроках химии.
Данная работа посвящена одному из ключевых положений федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения – формированию универсальных учебных действий при изучении химии в основной школе. В работе даны описания основных видов универсальных учебных действий и путей их формирования с учётом возрастных особенностей учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы. Представлены задания, направленные на развитие и оценку личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных и универсальных учебных действий.
Данная работа может представлять интерес для учителей химии для использования в профессиональной деятельности.
Содержание
Введение............................................................................................................2
Универсальные учебные действия и их классификация ...............................3
Технологическая карта урока ……………………………………………………..9
Базовые образовательные технологии при обучении химии………………10
Задания по химии, формирующие УУД………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………………13
Список литературы.........................................................................................14
«Новый мир имеет новые условия и
требует новых действий»
Н. Рерих
Введение
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать. В современных условиях приоритетным
направлением образования становится обеспечение развивающего потенциала
новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования
обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных
действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного
процесса.
Одной из важнейших задач основного общего образования является
подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и
профессионального пути. Обучающиеся должны самостоятельно научиться ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и
развитие обучающихся; она призвана вооружить школьников основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, а также способствовать
развитию безопасного поведения в окружающей среде и бережного к ней
отношения.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И
ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы УУД, факторы и условия их развития . Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
Функции универсальных учебных действий:
• обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимыесредства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее
самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
• обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и
компетентностей в любой предметной области.
Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных
предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способностей самостоятельно успешно усваивать новые знания.
Учитель химии основное внимание обращает на научное содержание и
предметные умения. Но в жизни люди не часто сталкиваются с задачами,
аналогичными предметным. Чаще всего решение реальных проблем требует
метапредметных умений. Сегодня стало очевидным, что основной задачей и
критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Цели химического образования в основной школе:
• формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность
образования, значимость химического знания для каждого человека независимо
от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки,
сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь
критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновыватьсобственную позицию;
• формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли
химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения
объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной,
социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические
знания;
• приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения
проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации,
коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного
обращения с веществами в повседневной жизни.
В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают
объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у обучающихся формируется
ценностное отношение, при этом ведущую роль играют познавательные ценности,
так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные
методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в
процессе изучения химии, проявляются в признании:
• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• ценности химических методов исследования живой и неживой природы.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии
позволяет сформировать:
• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
• понимание необходимости здорового образа жизни;
• потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования
веществ в повседневной жизни;
• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
• правильному использованию химической терминологии и символики;
• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента,
участвовать в дискуссии;
• развитию умения открыто выражать и аргументировано отстаивать свою
точку зрения.
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих
результатов в направлении личностного развития:
1) формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, а также
социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о
существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений,
осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом
устойчивых познавательных интересов;
4) формирование коммуникативной компетентности в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности;
5) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
6) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе
развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами,
доступными инструментами и техническими средствами информационных
технологий;
7) формирование основ экологического сознания на основе признания
ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
8) развитие готовности к решению творческих задач, умения находить
адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и
оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах
деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т.д.)
В Программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД:
1. Личностные. Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию, профессиональное, жизненное самоопределение обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают личностное, профессиональное и жизненное самоопределение обучающихся. Личностные УУД способствуют установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задавать вопрос «Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?» и уметь на него отвечать.
Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении.
Первый тип – действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него.
Второй тип – это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.
Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:
– участие в проектах;
– подведение итогов урока;
– творческие задания;
– зрительное, моторное, вербальное восприятие;
– мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
– самооценка события, происшествия;
– дневники достижений.
2. Регулятивные. Обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
планирование — определение последовательности промежуточных целей с
учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний,
его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что
ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов
работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому
усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению
препятствий.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
– «Преднамеренные ошибки»
– Поиск информации в предложенных источниках
– Взаимоконтроль
– Взаимный диктант
– Диспут
– Заучивание материала наизусть в классе
– «Ищу ошибки»
– КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)
3. Познавательные. Общеучебные универсальные действия — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Знаково-символические действия моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая), преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных), синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов сравнение - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,
классификации объектов, классификация объектов, установление причинно — следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
постановка и решение проблемы — формулирование проблемы,
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера.
Так, при изучении нового материала учащиеся самостоятельно изучают материал по тексту параграфа или с помощью информационных листов и выполняют письменно задание: составить план ответа, подтвердить каждый пункт плана соответствующим тезисом. Результат работы записывают в таблицу.
Ученики в 8-11 классах с большим удовольствием работают на уроке и дома над составлением тематических синквейнов, текст которых состоит из пяти строк и 11 слов:
1 строка – 1 существительное (тема),
2 строка – 2 прилагательных (описание темы ),
3 строка – 3 глагола (описание действий),
4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме
5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).
Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Этому способствуют краткосрочные тематические проекты.
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
– «Найди отличия» (можно задать их количество);
– «На что похоже?»
– Поиск лишнего
– «Лабиринты»
– Упорядочивание
– «Цепочки»
– Хитроумные решения
– Составление схем-опор
– Работа с разного вида таблицами
– Составление и распознавание диаграмм
4. Коммуникативные. Обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками-определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Постановка вопросов- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов решения проблемы, принятие решения и его
реализация.
Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
– составь задание партнеру;
– отзыв на работу товарища;
– групповая работа по составлению кроссворда;
– «отгадай, о ком говорим»;
– диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
– «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Технологическая карта урока.
Анализируя деятельность обучающихся на каждом этапе урока, можно выделить те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются на учебном занятии и могут быть оформлены в виде технологических карт:
Требование к уроку | Урок современного типа | Универсальные учебные действия |
Объявление темы урока | Формулируют сами учащиеся | Познавательные, коммуникативные |
Сообщение целей и задач | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач). | Регулятивные, коммуникативные |
Планирование | Учащиеся планируют способы достижения намеченной цели (учитель помогает и советует) | Регулятивные, личностные |
Практическая деятельность учащихся Осуществление контроля Осуществление коррекции Оценивание учащихся Итоги урока | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану(применяется групповой, индивидуальный методы, учитель консультирует) Учащиеся осуществляют контроль(применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля; учитель консультирует) Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно(учитель консультирует, советует, помогает) Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание деятельности товарищей); учитель консультирует) Проводится рефлексия | Познавательные, регулятивные, коммуникативные) Регулятивные, коммуникативные Коммуникативные, регулятивные Регулятивные, коммуникативные Регулятивные, коммуникативные |
Данная карта позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие УУД формируются при правильной организации деятельности учащихся.
Базовые образовательные технологии при обучении химии.
Технология проблемно-диалогического обучения
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
Обучение на основе «учебных ситуаций»
Проектная и исследовательская деятельность
Информационные и коммуникативные технологии.
Так, технология проблемно-диалогического обучения отвечает всем требованиям стандарта второго поколения. С помощью проблемного диалога формируются весь комплекс УУД:
- регулятивные – умение решать проблемы;
- коммуникативные – вести диалог;
- познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы
- личностные – нравственная оценки ситуации, проблема выбора
Исследовательская деятельность обучающихся также играет большую роль в формировании УУД:
В регулятивных – умение ставить цель, определять задачу; соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями;
В познавательных - умение использовать предметные знания для реализации цели; добывать, перерабатывать и представлять информацию; оформлять результаты исследования и представлять его;
В коммуникативных - планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнёрами; строить речевые высказывания и ставить вопросы;
В личностных - различать виды ответственности внутри своей и коллективной работы.
Основным методом мониторинга УУД учителя является системное наблюдение и фиксация результатов.
Задания по химии формирующие УУД.
Творческие задания по химии.
1.

2.

3. «ХИМИЧЕСКИЕ ВЕСЫ»

4.Почему волосы рано седеют?

Заключение
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия:
– обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
– создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.
Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования.
Г.К Селевко. Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006.
Т.Н. Беркалиев. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса
школы. – Спб, 2007.
Г.А. Цукерман. Виды общения в обучении. – М., 1993.
Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. Учим детей общению. – М., 1998.
М. Демидова. Естественно-научный цикл: вырабатываем общеучебные
умения // Народное образование. – 2005. – №9. – с.115-126.
Д.Татьянченко, С. Воровщиков . Развитие общеучебных умений школьников
//Народное образование. – 2003. – № 8. – с.115-126.
8 . Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий / под ред. Асмолова А. Г.,Бурменской Г.
В., Володарской И. А. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
(Стандарты второго поколения).
9. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В.
Козлова, А. М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с.
(Стандарты второго поколения)
15