Главной задачей современной системы образования является формирование «универсальных учебных действий» (далее УУД). УУД - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий и их свойства. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
Для развития умения оценивать свою работу, дети сами по предложенному алгоритму учатся оценивать свое задание
Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания
Учитель не сравнивает детей между собой
Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни
Учитель рассказывает на уроке новый материал, привлекая детей к открытию новых знаний
Учитель обучает детей приемами работы в группе
Учитель показывает, как можно прийти к единому решению в работе в группах
Учитель вмешивается в учебные конфликты, проговаривая (направляя, показывая) образец
Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку
Учитель ставит цели на уроке и работает с детьми в направлении целей
Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, знакомит с различными источниками
Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления
Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации
Учитель использует проектные формы работы на уроке и во внеурочной деятельности
Учитель предпочитает формировать нужные ценности, прибегая к диалогическому общению и включая детей в процесс
Учитель учит детей делать нравственный выбор в рамках работы с ценностными материалом и его анализом
Учитель находит способ увлечь детей знаниями
Учитель показывает смысл учения, делает это в «корректной» форме
Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела
Учитель дает шанс исправить ошибку
Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям
Учитель позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания ответов
Учитель помогает ребенку найти самого себя, составляя индивидуальный маршрут
Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути достижения
Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что – то делать
Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их на собственном примере
Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других
Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания
Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельнсоти
Учитель ненавязчиво транслирует смысл учения детям
Учитель показывает, как распределить роли и обязанности, работая в команде
В конце выполнения задания, в конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет
Учитель на уроке использует специализированные развивающие задания, постановки вопросов
Учитель и ребенок общаются с позиции «на равных»
Учитель активно включает каждого в учебный процесс, поощряя учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем
Учитель строит урок в деятельностной парадигме
Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ
Учитель организует работу в парах сменного состава
Учитель дает возможность детям самостоятельно выбирать задания из предложенных
Учитель организует конструктивную совместную деятельность