Виды действий | Содержание и приемы формирования |
Работа с текстом учебника | -найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке …; -уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»); - поставь вопросы к данному абзацу; - составь суждение по тексту параграфа…; - выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе; -расскажи по опорным словам (разверни информацию); - заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы - создай таблицу (сверни информацию) по…; -составь план изучения темы…(алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем); - составь набор понятий темы…; -составь предложения по теме…,используя слова «так, как», «потому что»,следовательно», «если, то»; -зашифруй понятия темы…в символы, систему или последовательность символов; - составь разные предложения с одним и тем же понятием …. |
Анализ учебного текста | 1.Прочитайте текст параграфа. 2.Ответьте на два основных вопроса: - О чем говорится в тексте? - Что говорится в тексте об этом? 3.Выделите основные мысли текста. 4.Выделите предложения, подтверждающие основные мысли. 5.Сформулируйте вопросы к тексту по схеме: -1уровень –знание фактов, терминов (кто, что, когда и т.д.); -2уровень-знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему, каким образом и т.д.); -3уровень - умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать (какова связь между…, что доказывает, каков механизм, с чем можно сравнить и т.д.). |
Работа с диаграммами | Читаем название диаграммы. Выясняем, что отображено на диаграмме. Знакомимся с условными обозначениями. Выполняем различные задания. Это могут ответы на вопросы учителя, задания на постановку вопросов, задания на сравнения различных составляющих диаграммы, объяснение причин различий. |
Работа с графиками. | Порядок работы. Прочитать название графика. Определить какая зависимость отражена, в каких единицах. Определить цифровые показатели графических изображений путем их сопоставления по годам, отраслям, видам продукции. Сопоставление цифр завершается выводом о направлении развития явления Объяснить причины изменения процесса. Таким образом, учащихся надо научить следующим умениям чтения графиков и диаграмм: считывать цифровые показатели (т.е.видеть за ними соответствующие конкретные величины), сопоставлять их, завершая сопоставление выводом, и затем объяснять эти выводы, связывая их с определенными причинами и закономерностями. |
Работа с понятиями. | Работа с понятийным аппаратом, кроме внимательного прочтения текста способствует развитию памяти, абстрактного мышления. Алгоритм работы с понятиями: - Назвать понятие, дать его определение. - Вычленить ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода. - Привести примеры для конкретизации понятий, найти область его применения. - Связать понятие с другими, касающимися данного предмета. - Составить небольшой рассказ, употребляя данное понятие. - Определить термин своими словами. - Назвать иной смысл понятия в какой-то другой области знаний. |
Сравнение | Умение сравнивать – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его выполнить. Как сравнивать объекты? Сравнить–это значит сопоставить в равных условиях, найти сходства и различия. Для этого необходимо 1.Определитьобъекты сравнения. 2.Выделить признаки, по которым они будут сравниваться. 3.Найти общие черты. 4.Найти черты отличия. 5.Объяснить причины того и другого и сделать выводы. В любом сравнении заложены элементы анализа, т.е. отдельных частей и нахождения взаимосвязей. Сравнение можно проводить, опираясь на текст учебника, знания фактического материала, используя рисунки и схемы, таблицы и графики, географические карты, выполняя практические работы и оформлять его результаты в виде таблиц и схем. Например: Сравните географию железнодорожного и автомобильного транспорта России. Сравните роль речного транспорта в Европейской и азиатской части страны. |
Установление причинно-следственных связей | Установление причинно-следственных связей – это способность определять взаимосвязь явлений, в возникновении и развитии которых одно служит причиной, а другое следствием. Как установить причинно-следственные связи? 1.Выясни главную причину явления. 2.Укажи следствие, вытекающее из причины. 3.Проанализируй причину и следствие в отдельности. 4.Построй гипотезу взаимосвязи причины и следствия и докажи ее. Например: Почему в северных и северо-восточных районах страны очень низка густота транспортной сети? Почему в азиатской части страны велика роль речного транспорта. |