СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы формирования Учебных Универсальных Действий на уроках географии

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках географии»

Приемы формирования УУД на уроках географии

Виды действий

Содержание и приемы формирования

Работа с текстом учебника


-найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке …;

-уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»);

- поставь вопросы к данному абзацу;

- составь суждение по тексту параграфа…;

- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе; -расскажи по опорным словам (разверни информацию);

- заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы

- создай таблицу (сверни информацию) по…;

-составь план изучения темы…(алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем);

- составь набор понятий темы…;

-составь предложения по теме…,используя слова «так, как», «потому что»,следовательно», «если, то»;

-зашифруй понятия темы…в символы, систему или последовательность символов;

- составь разные предложения с одним и тем же понятием ….

Анализ учебного текста

1.Прочитайте текст параграфа.

2.Ответьте на два основных вопроса:

- О чем говорится в тексте?

- Что говорится в тексте об этом?

3.Выделите основные мысли текста.

4.Выделите предложения, подтверждающие основные мысли.

5.Сформулируйте вопросы к тексту по схеме:

-ровень –знание фактов, терминов (кто, что, когда и т.д.);

-2уровень-знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему, каким образом и т.д.);

-3уровень - умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать (какова связь между…, что доказывает, каков механизм, с чем можно сравнить и т.д.).

Работа с диаграммами


  1. Читаем название диаграммы. Выясняем, что отображено на диаграмме.

  2. Знакомимся с условными обозначениями.

  3. Выполняем различные задания. Это могут ответы на вопросы учителя, задания на постановку вопросов, задания на сравнения различных составляющих диаграммы, объяснение причин различий.

Работа с графиками.


Порядок работы.

  1. Прочитать название графика. Определить какая зависимость отражена, в каких единицах.

  2. Определить цифровые показатели графических изображений путем их сопоставления по годам, отраслям, видам продукции. Сопоставление цифр завершается выводом о направлении развития явления

  3. Объяснить причины изменения процесса.

Таким образом, учащихся надо научить следующим умениям чтения графиков и диаграмм: считывать цифровые показатели (т.е.видеть за ними соответствующие конкретные величины), сопоставлять их, завершая сопоставление выводом, и затем объяснять эти выводы, связывая их с определенными причинами и закономерностями.

Работа с понятиями.


Работа с понятийным аппаратом, кроме внимательного прочтения текста способствует развитию памяти, абстрактного мышления.

Алгоритм работы с понятиями:

- Назвать понятие, дать его определение.

- Вычленить ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.

- Привести примеры для конкретизации понятий, найти область его применения.

- Связать понятие с другими, касающимися данного предмета.

- Составить небольшой рассказ, употребляя данное понятие.

- Определить термин своими словами.

- Назвать иной смысл понятия в какой-то другой области знаний.


Сравнение

Умение сравнивать – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять).

Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его выполнить.

Как сравнивать объекты?

Сравнить–это значит сопоставить в равных условиях, найти сходства и различия.

Для этого необходимо

1.Определитьобъекты сравнения.

2.Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.

3.Найти общие черты.

4.Найти черты отличия.

5.Объяснить причины того и другого и сделать выводы.

В любом сравнении заложены элементы анализа, т.е. отдельных частей и нахождения взаимосвязей. Сравнение можно проводить, опираясь на текст учебника, знания фактического материала, используя рисунки и схемы, таблицы и графики, географические карты, выполняя практические работы и оформлять его результаты в виде таблиц и схем.

Например:

  1. Сравните географию железнодорожного и автомобильного транспорта России.

  2. Сравните роль речного транспорта в Европейской и азиатской части страны.


Установление причинно-следственных связей

Установление причинно-следственных связей – это способность определять взаимосвязь явлений, в возникновении и развитии которых одно служит причиной, а другое следствием.

Как установить причинно-следственные связи?

1.Выясни главную причину явления.

2.Укажи следствие, вытекающее из причины.

3.Проанализируй причину и следствие в отдельности.

4.Построй гипотезу взаимосвязи причины и следствия и докажи ее.

Например:

  1. Почему в северных и северо-восточных районах страны очень низка густота транспортной сети?

  2. Почему в азиатской части страны велика роль речного транспорта.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!