СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление о формировании УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС. Данная разработка является обобщеием педагогического опыта.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»

Формирование УУД на уроках истории и обществознания

в условиях реализации ФГОС

Стремительные перемены, происходящие во всех сферах жизни современного общества, влияют на поведение человека, меняют его жизненные ориентиры и ценности. В связи с этим возникла необходимость смены педагогических ориентиров, технологий преподавания в современной школе. В современном обществе знания по прежнему остаются востребованными, но все более востребованными становятся личностные и метапредметные –универсальные учебные действия. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования именно универсальные учебные действия, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Сегодня перед школой встала проблема успешного усвоения учащимися новых знаний и без формирования универсальных способов деятельности не обойтись. В рамках отдельных дисциплин должно идти не только освоение обучающими конкретных предметных знаний, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, в том числе и на уроках гуманитарного цикла. Какие УУД можно формировать на уроках истории и обществознания? Необходимо формирование следующих видов универсальных действий: установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность; планирование и прогнозирование, контроль и оценка; общеучебные, логические учебные действия; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действий; анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно –следственных связей; построение логической цепочки рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Теперь главная проблема – как формировать эти умения? Считаю, что для этого можно отказаться от традиционных технологий и использовать интерактивные методы работы на уроке, формировать навыки самостоятельной работы с информацией. Для успешного формирования УУД на уроках истории и обществознания необходимо разнообразить виды деятельности на уроке: составление синквейна, схем, логической цепочки, таблицы, вопросов к тексту, простого и сложного плана, рассказа на основе учебного материала и дополнительных источников информации, комментированное чтение, описание события по карте, анализ источника. Так на уроке обществознания по теме «Политические режимы» в 9 классе выделяю следующие виды деятельности: умение извлекать информацию из источника, групповые формы работы позволяют заниматься поисковой деятельностью, рассказ на основе информации учебника и презентации, Такие виды деятельности направлены на формирование метапредметных и ключевых компетенций учащихся.

Важным для формирования универсальных учебных действий является выбор способа действий, этот способ действий должен объяснить ученику учитель. Обучающемуся необходимо показать образец выполнения учебной операции (использование памятки). На уроках истории ,начиная с 6 и по 9 класс я в работе использую следующий подход: индивидуальные задания для учащихся с целью выступления с небольшим сообщением об историческом деятеле; по каждому периоду истории России выделять и запоминать основные события (для написания сочинения по истории в 11 классе).

Для написания эссе в 11 классе рекомендую обучающимся памятку «Примерная структура эссе», «Этапы работы над эссе». Опора на памятку позволяет осознавать и выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме, создавать алгоритм деятельности при решении учебных задач, т.е. формировать общеучебные универсальные действия.

На уроках истории и обществознания использую задания, которые позволяют анализировать, сопоставлять и обобщать исторические факты, самостоятельно формулировать ответы на возникшие вопросы Формированию УУД способствует участие обучающихся на олимпиадах разного уровня, Не только участниками, но и победителями муниципального уровня стали в 2015 году Туаев Сергей(11 класс) и Темираев Заур (8класс) в 2017 году Решение подобных заданий на уроках истории и участие на олимпиадах служат мотивацией для изучения темы, они направлены на самостоятельную деятельность учащихся с дополнительным источником информации, позволяют формировать познавательные универсальные учебные действия обучающихся. К сожалению, формировать универсальные учебные действия на уроках традиционного обучения достаточно сложно. Традиционное обучение предполагает передачу учащимся большого объема знаний, который они принимают в готовом виде. В новых условиях меняется система подачи информации, стиль отношений между учителем и учащимися. Для формирования коммуникативных действий на уроках необходимо учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, инициативное сотрудничество в поиске информации. Поэтому на уроках истории и обществознания создаю условия для возникновения проблемной ситуации, формулировки проблемы, деятельность обучающихся направлена на анализ информации, высказывание собственного мнения. На уроках истории мною часто проводятся групповые занятия ; класс делится на три группы , 1 группа это сторонники исторического деятеля ; 2 группа- это противники и 3 группа – судьи, которые по окончании оглашают свое решение, чья же позиция была более убедительна. В такого рода занятиях учитель просто руководит процессом, весь ход урока предоставляется учащимся. . Для проведения групповых занятий на уроках истории можно предложить следующие темы:«Петр I–чудо или чудовище?!»,«Декабристы герои или преступники?», « Казнить нельзя помиловать» (покушение на Александра 2), « Распад СССР. Можно ли было избежать?». Данная форма работы стимулирует формирование всех видов универсальных учебных действий. На таких уроках учащиеся получают возможность реализовать себя и свои способности, применять на практике полученные знания, а овладение ими УУД обеспечивает успешность в учебной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания дает возможность подготовить ученика самостоятельно учиться, переучиваться в течение жизни, дает возможность успешно использовать знания на практике.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!