СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»

«Формирование УУД на уроках истории и обществознания  в условиях реализации ФГОС»

                                                                          Учитель истории и   обществознания

                                                                            МБОУ СОШ № 4 г.Грязи

Федерякина С.В.

                                                                         

Стремительные перемены,  происходящие во всех сферах  жизни современного общества, влияют на поведение человека, меняют его жизненные ориентиры и ценности. В связи с этим возникла необходимость смены педагогических ориентиров, технологий педагогического процесса. В современном обществе знания по-прежнему остаются востребованными, но все более востребованными становятся личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования именно универсальные учебные действия,  которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Сегодня перед школой встала проблема успешного усвоения учащимися новых знаний самостоятельно и без формирования универсальных способов деятельности не обойтись.  В рамках отдельных дисциплин должно идти не только освоение обучающими конкретных предметных знаний, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, в том числе и на уроках гуманитарного цикла. Какие УУД можно формировать на уроках истории  и обществознания? Необходимо формирование следующих видов универсальных действий:  установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность; планирование и прогнозирование, контроль и оценка; общеучебные, логические учебные действия; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действий; анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно – следственных связей; построение логической цепочки рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Теперь главная проблема – как формировать эти умения?  Считаю, что для этого можно отойти от традиционных технологий и использовать интерактивные методы работы на уроке. Можно использовать технологии критического мышления  «Шесть шляп мышления».  В основе данного метода лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Автор этой методики Эдвард де Боне, который предложил разделить процесс мышления на шесть различных режимов,  связав его с цветными шляпами. «Примеряя»  на себя шляпу определенного цвета, мы учимся думать в заданном направлении, а смена шляп приучает видеть  один и тот же предмет с разных позиций.

«Синквейн» Я использую на стадии рефлексии, он позволяет обучающимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т. п. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях (от фр. «пять», «поэтическое настроение, поэтическое дарование»). Эти стихотворение, состоящее из пяти строк:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные).

Третья строчка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия).

Четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строчка – синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть темы.

Синквейны очень полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) средств оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства творческой выразительности.



 «Взаимоопрос». Использую на разных этапах урока . Он направлен на то, что учащемся легче отвечать своему однокласснику, чем учителю. Снимается зажатость и страх перед ошибкой. Работа идет в парах, и обучающиеся спрашивают друг друга то, что требуется преподавателем, фиксируя правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со «слабыми» учащимися, он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика. По-другому называется «парная работа» – два человека читают текст, останавливаясь после каждого абзаца и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном.

«Кроссворд». Учащиеся выполняют при работе с текстом. Данный подход позволяет использовать этот прием на стадии осмысления и более целенаправленно получать информацию. Либо получают в качестве домашнего задания, составить кроссворд из 5-6 слов. и т.д.


  Для успешного  формирования УУД на уроках истории и обществознания применяю разнообразные виды  деятельности на уроке: составление схемы, логической цепочки, таблицы,  вопросов к тексту, простого и сложного плана, рассказа на основе учебного материала и дополнительных источников информации,  комментированное чтение, описание события по карте, анализ источника. Такие виды деятельности направлены  на формирование метапредметных и ключевых компетенций учащихся.

Важным для формирования универсальных учебных действий является выбор способа действий, этот способ действий должен объяснить ученику учитель. Обучающемуся  необходимо показать образец выполнения учебной операции (использование памятки). На начальном этапе учащиеся 5 - 6 классов работают с документами, таблицами и схемами, картами, дополнительной литературой, картинами. Мы используем небольшие фрагменты из исторических источников, как из приводимых в учебнике, так и дополнительный материал, обращаемся к характеристикам исторических деятелей. « Правления царя Хаммурапи» (5 класс) ребята учатся работать с документами, самостоятельно находить ответы на вопросы. При изучении темы «Первые русские князья» в 6 классе использую памятки: «Как составить рассказ об исторической личности», «Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля» Опора на памятку позволяет  осознавать и выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме, создавать алгоритм деятельности при решении учебных задач, т.е. формировать общеучебные универсальные действия.

На уроках истории и обществознания использую задания, которые позволяют анализировать, сопоставлять и обобщать исторические факты, самостоятельно формулировать ответы  на возникшие вопросы. Формированию УУД способствует участие которые выполнили задания на основе содержания разных разделов школьной программы по истории России с привлечением дополнительного материала общекультурного значения. Решение подобных заданий на уроках истории и участие в мероприятиях, служат мотивацией для изучения темы, они направлены на самостоятельную деятельность учащихся с дополнительным источником информации, позволяют формировать познавательные универсальные учебные действия обучающихся.

 К сожалению,  формировать  универсальные учебные действия  на уроках традиционного обучения достаточно сложно. Традиционное обучение предполагает передачу учащимся  большого  объема знаний, который они принимают в готовом виде. В новых условиях меняется система подачи информации, стиль отношений между учителем и учащимися.  Для формирования коммуникативных действий на уроках необходимо учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, инициативное сотрудничество в поиске информации. Поэтому на уроках истории и обществознания создаю условия для возникновения проблемной ситуации, формулировки проблемы, деятельность обучающихся направлена на анализ информации, высказывание собственного мнения. Образовательная технология «Дебаты» способствует созданию устойчивой мотивации к обучению, а  элемент состязательности на уроках стимулируют творческую, поисковую деятельность и тщательную проработку материала. Для проведения дебатов на уроках истории можно предложить следующие темы:  «Петр I – чудо или чудовище?!»,  «Декабристы - герои или преступники?», «События октября 1917 года: переворот или революция?»,  «Человек – худшая или лучшая из всех живущих на земле тварей?», «П.А. Столыпин: спаситель русской деревни?». Данная форма работы стимулирует формирование всех видов универсальных учебных действий. На таких уроках учащиеся получают возможность реализовать себя и свои способности, применять на практике полученные знания, а овладение ими  УУД обеспечивает успешность в учебной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания дает возможность подготовить ученика обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение жизни, имеющего возможность использовать функциональные,  деятельностные  качества на практике, успешно овладевшего новыми знаниями, умениями и компетенциями.

 

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!