СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД на уроках литературного чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное выступление, подготовленное для МО учителей начальных классов,содержит различные методические приёмы,способствующие формированию универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках литературного чтения.»

Формирование УУД на уроках литературного чтения.

Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Потому ребенка необходимо «зарядить» читательским интересом, дать особую «прививку» к чтению, растормошить его. Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно универсальные способы действий помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе.

Универсальные учебные действия (УУД) -  те образовательные результаты, которых обучающиеся должны достичь в результате своей учебной деятельности. На уроках литературного чтения мы формируем следующие универсальные учебные действия (слайд):

Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Это требует грамотного подхода к содержанию урока. Когда учитель готовится к современному уроку, перед ним встаёт ряд вопросов:

1.Какие УУД необходимо сформировать на каждом этапе урока?

2.Как построить урок, чтобы он способствовал формированию УУД, формированию умения учиться?

3.Использование, каких технологий способствует формированию УУД?

В своей работе для формирования универсальных учебных действий можно использовать современные образовательные технологии, педагогические методы и приёмы. Остановлюсь на некоторых из них. (слайд):

Личностные УУД:

1) умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Для того, чтобы ребенку было легче разобраться в своих впечатлениях и чувствах я использую на уроках следующие виды заданий, формирующие личностные УУД: (слайд)

- «Расскажи, что ты чувствуешь?» (умение сопереживать героям произведений);

- «Для чего писатель рассказал эту историю? В чем мудрость (мораль) произведения?» (умения понимать контекстную речь)

- Представьте себя в роли героя и расскажите о своем путешествии. Не забудьте передать чувства и переживания, которые вы испытали (умение осуществлять личностную рефлексию, погружение во внутренний мир персонажа )

- Инсценирование, чтение по ролям (отождествление себя с персонажем, передача эмоций, интонацией, мимикой, жестами);

- Составление характеристики героев, отношение автора и читателя к ним.

Методический прием для формирования личностных УУД «Эмпатия»-«Если бы я был на месте героя …»децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиции,взглядов, мнений.

В процессе формирования УУД школьник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, самостоятельно найти ответ на множество интересующих вопросов, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, учителем. Дети рассуждают, строят предположения, сами ставят перед собой задачи, ищут пути их решения, оценивают себя и других. (слайд)

Регулятивные УУД:

1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Все это направлено на формирование регулятивных УУД:

– «Что тебе надо было сделать? Что удалось, а что не получилось? Оцени свою работу» (формирование способности к самооценке, умение оценивать работу с помощью различных знаковых символов)

– «С чего все начиналось? Как, по-твоему, развернутся события дальше и чем они закончатся?» (проективное мышление по структурированию событий)

– «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно, страшное или нет, сказка или рассказ?» «Что мы будем делать сегодня на уроке?» (умение прогнозировать);

– «Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и прочитай правильно. Какие ошибки при чтении допустил одноклассник?» (формирование способности к контролю, самоконтролю и коррекции)

Методические приемы для формирования регулятивных действий на уроках литературного чтения

Приём «Рюкзак»(можно назвать любым словом «Корзина», «Мешочек»)

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример.

я научился составлять план текста

я разобрался в такой-то теме

Дети учатся высказывать и оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. При этом взрослый – не «учитель – наставник», а равноправный партнёр, что позволяет ребёнку проявлять самостоятельность, собственную исследовательскую активность. На уроках царит атмосфера сотрудничества и дружелюбия. В этом помогают задания, направленные на формирование коммуникативных УУД такие, как:

(слайд):

Коммуникативные УУД:

1) умение слушать и понимать других;

2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре, в группах.

Рассмотрим упражнения, формирующие коммуникативные УУД(слайд):

– устный рассказ о героях, о личных впечатлениях по прочитанному (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами);

– пересказ (подробный, выборочный, творческий, краткий), чтение наизусть, словесное иллюстрирование (формирование навыка монологического высказывания);

– беседы, обсуждение творческих работ, защита творческих проектов (умение выражать и отстаивать свою точку зрения);

– викторины, интеллектуальные командные игры, творческие конкурсы, работа в группах, чтение по ролям (умение владеть диалогической речью, идти на компромисс, выслушивать и уважать точку зрения других).

Методические приемы для формирования коммуникативных действий на уроках литературного чтения

Игра «Карусель», когда учащиеся произвольно делятся на группы по 4 человека. Каждая группа пишет на листке один вопрос по теме, листки передаются соседям, которые отвечают на полученный вопрос и формулируют следующий. Так продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к хозяевам. Данная дидактическая игра позволяет решить сразу несколько задач: повторить изученную тему, развить речь школьников, дать возможность работать в группе, приспосабливаясь, друг к другу и избегая конфликтов.

Приём «Вопрос к тексту»( у меня«Наблюдашки и размышлизмы» )

Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу.

Формирует:

умение содержательно формулировать вопросы;

умение оценивать границы своих знаний.

Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих.

Каждый урок должен быть интересным. Ведь ребенка необходимо «зарядить» познавательным интересом, дать особый стимул к чтению. Систематичное использование на уроках развивающих и творческих заданий, информационно-коммуникационных технологий делает работу более наглядной, живой, интересной для детей, формирует познавательные УУД:


(слайд) Познавательные УУД:

1) умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) умение представлять информацию в виде схемы;

3) умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) умение ориентироваться на развороте учебника;

7) умение находить ответы на вопросы в иллюстрации

Как организовать деятельность учащихся? (слайд):

– выделение главного, составление «цепочек последовательностей», поиск информации в различных источниках, ориентирование в книге (общеучебные умения);

– характеристика и сравнение персонажей и произведений, выполнение заданий творческого характера (анаграммы, ребусы, игры со словами);

– установление причинно-следственных связей, анализ, синтез, обобщение, классификация (умение выполнять логические операции).

Приём «Паспорт литературного героя»

Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану

Пример. Может быть использован для создания характеристик: на литературном чтении – героев литературных произведений;


Прием моделирования

Позволяет включить каждого ребенка в активную читательскую деятельность и каждому ученику работать в соответствии со своими возможностями. Прием реализуется через упражнения.

  • расположи модели по порядку,

  • определи, какую структурную часть сказки прочитал товарищ,

  • прочти сказку и нарисуй к каждой части соответствующую модель,

  • прочитай сказку, определи, какая часть отсутствует, сочини её сам,

  • какие части сказки совпадают,

  • нарисуй иллюстрацию к данной части сказки,

  • составь несколько вопросов для самых внимательных читателей в предложенной части сказки,

  • соотнеси иллюстрации с моделями,

  • перескажи предложенную часть,

  • соотнеси план пересказа с моделями,

  • определи, из какой части сказки взяты строки,

  • соответствует ли отрывок сказки данной модели.

  • разложи модели по тексту произведения;

найди ошибку в наложении моделей на текст;

Закончить выступление хочется словами К.Д. Ушинского: «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело». Неслучайно умение работать с информацией, в том числе с книгой, включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО.