СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД У учащихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи по формированию УУД у чащихся начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД У учащихся начальных классов»

Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Начальная школа играет, несомненно, самую главную роль в обучении и воспитании детей. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем же заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научить учиться – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин .

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса . Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться . Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Таким образом, в составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока:

- Личностный;

- Регулятивный;

- Познавательный;

- Коммуникативный.

Все они тесно связаны между собой. При этом одни универсальные учебные действия необходимо включать в каждый урок для реализации деятельностного подхода, тогда как другие включаем по возможности, исходя из содержания урока. К первой группе относятся прежде всего регулятивные универсальные учебные действия.

Личностные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать;

нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают:

  • общеучебные,

  • логические,

  • а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; – структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

  • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет

позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация

  • проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Одним из непременных условий формирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися этих действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом. Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения - всё это требует от педагога грамотного подхода.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя к ученику. Задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций в учебном процессе .

Типовые задачи по формированию личностных универсальных учебных действий

Задание 1.

Для развития личностных УУД на уроке «Литературное чтение» использую следующие задания:

- «Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя?»;

- «Вспомни, не было ли в твоей жизни, когда тайное становилось явным. Расскажи об этом»; – «Какую мысль из последней главы ты считаешь для себя наиболее важной?»;

- «Чему учит тебя это произведение?»…

Эти задания направлены на самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации.

Задание 2.

Для развития личностных УУД на уроке «Математики» применяются следующие задания:

- Проблемная задача;

- Задание, решение которого надо обосновать, основываясь только на фактах;

- Ситуативная задача;

-Творческое задание (например, составить задачу по таблице или по чертежу);

-Подведение итогов урока (учащиеся должны высказать свое отношение к уроку, опираясь только на факты);

-Дискуссия.

Все эти задания направлены на

- на личностное самоопределение;

- на развитие Я-концепции;

- на смыслообразование;

- на мотивацию;

- на нравственно-этическое оценивание.

Форма работы: групповая или индивидуальная.

Типовые задачи по формированию регулятивных универсальных учебных действий

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий использую проблемно-диалогические технологии, создаю обстановку творческого поиска, умственного напряжения. Ставлю детей в проблемные ситуации, организую наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий [2]

Задание 3.

Для развития регулятивных УУД на уроке «Математики» применяются следующие задания:

- «Преднамеренные ошибки»;

Например, выпиши примеры или уравнения, в которых допущены ошибки. Реши их правильно.

- «Сравнение»;

Например, рассмотри рисунок, сравни: чего больше или меньше, или предметов равное количество.

- «Решение текстовых задач»;

- «Проблемные ситуации»;

В начале урока формулирую проблемный вопрос. У обучающихся формируется умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

В процессе выполнения этих заданий формируется умение составлять план и вырабатывается определенная последовательность действий, адекватно используется речь для регуляции своих действий.

Задание 4.

Для развития регулятивных УУД на уроке «Русского языка» в 3-м классе применяю следующие задания:

- «Преднамеренные ошибки»;

Учащимся предложен текст, содержащий орфографические и пунктуационные ошибки. Дети должны их найти и исправить.

- «Взаимоконтроль»;

Например, после проведения словарного диктанта учащиеся проводят взаимоконтроль и оценивают свои знания согласно критериев оценивания данных видов работ.

- «Заучивание материала наизусть в классе»;

Например, выучить небольшое стихотворение и записать его по памяти.

- «Деформированный текст».

Например, в тексте перепутаны предложения. Учащимся требуется восстановить логическую последовательность событий и записать правильный вариант.

Данные задания способствуют:

- овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Форма работы: групповая или индивидуальная.

Типовые задачи по формированию познавательных универсальных учебных действий

Задание 5.

Для развития познавательных УУД на уроке «Окружающий мир» в 3-м классе применяю следующие виды заданий:

- «Найди отличия» (можно задать их количество);

- «На что похоже?»;

- «Поиск лишнего»;

- «Упорядочивание»;

- «Логические цепочки»;

- а также составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; работа со словарями.

Благодаря этому учащиеся учатся классифицировать – распределять объекты по группам в соответствии с принципами деления. Они приобретают умения анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, события, явления, проверять предположения, доказывать правильность собственного выбора.

Задание 6.

Одно из важнейших познавательных универсальных действий на уроке «Математика»: умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приёма решения задач в школе базируется на сформированности логических операций:

умении анализировать объект,

осуществлять сравнение,

выделять общее и различное,

осуществлять классификацию,

устанавливать аналогии.

В силу сложного системного характера общего приема решения задач данное универсальное учебное действие может рассматриваться как модельное для системы познавательных действий. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.

Общий прием решения задач включает:

При всем многообразии подходов к обучению решению задач, к этапам решения можно выделить следующие компоненты общего приема.

Анализ текста задачи (логический, математический) является центральным компонентом приема решения задач.

Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств.

Установление отношений между данными и вопросом.

Составление плана решения.

Осуществление плана решения.

Проверка и оценка решения задачи.

Типовые задачи по формированию коммуникативных универсальных учебных действий

Задание 7.

Для развития коммуникативных УУД на уроке «Литературное чтение» применяю

проектно-исследовательскую деятельность, т.к. она имеет большое значение в развитии коммуникативных компетенций младших школьников.

Одним из видов групповой работы учащихся на уроках литературного чтения является создание творческих проектов.

Задачи проектов:

1) научиться самостоятельной работе с различными видами информационных источников;

2) развивать умение анализировать, отбирать, сравнивать и классифицировать полученную информацию;

3) овладеть навыками творческого применения добытых знаний и их практического использования в жизни.

Задание 8.

На уроках развития речи основное внимание уделяется речевой деятельности учащихся, которая проявляется как в устной, так и в письменной формах. Цель такого урока – опираясь на полученные знания о языке, целенаправленно обогащать речь детей, учить их воспринимать чужую речь, а также строить свое высказывание.