СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формируем навыки смыслового чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буклет для коллег по формированию навыков смыслового чтения

Просмотр содержимого документа
«Формируем навыки смыслового чтения»

МУДРАЯ ПРИТЧА…




«Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка.

Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба.

  • Что ты делаешь, старик? – спросил человек.

  • Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

  • Верно! – удивился человек.

  • Так бери с собой мудрость:

Если отважился воспитать ребенка, верни его крылатым.

  • Как я это сделаю, если сам не умею летать?

  • А ты попробуй! – сказал старик и закрыл глаза. Прошли годы.

Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок, а за ним – его учитель.

Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.

  • Я возвращаю ребенка крылатым! – сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца. А старик посмотрел на крылья учителя и произнес:

  • А меня больше радуют твои крылья…»





 




Говорят, чтение стало модным!

Говорят, с книгами жизнь становится ярче и интереснее.

Говорят, важно, чтобы в твоих руках вовремя оказалась именно та книга, которую ты ждешь.

Говорят….

Но мало говорить – надо действовать.

 «Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение».

Д.С. Лихачев























«Формируем навыки смыслового чтения»



Работу выполнила учитель начальных классов

Татьяна Васильевна Гусельникова

Учитель 1квалификационной категории




















Смысловое чтение и его основы







Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:

-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

-пользоваться сносками и школьным толковым словарём;

-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

-определять эмоциональный характер текста;

-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

-уметь прогнозировать содержание читаемого;

-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

-формулировать тему небольшого текста;

-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

-находить главную мысль, сформулированную в тексте;

-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

Этапы работы









Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».

Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.

Третий этап. Работа с текстом после чтения.



Приемы работы с текстом







найди в тексте, где описывается объект, представленный на рисунке;

поставь вопросы к данному тексту;

составь суждение по тексту параграфа;

выдели ключевые слова в отрывке текста;

составь рассказ по ключевым словам;

составь план изучаемого текста;

заполни слепой текст;

составь набор понятий научного текста;

создай таблицу;

зашифруй понятия текста в символы, систему или последовательность символов;

найди ошибку в тексте;

составь разные предложения с одним и тем же понятием

создайте схему процесса, описанного в тексте;

используя текст, сделайте подписи к рисунку;

составь кроссворд.