МУДРАЯ ПРИТЧА…
«Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка.
Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба.
Что ты делаешь, старик? – спросил человек.
Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
Верно! – удивился человек.
Так бери с собой мудрость:
Если отважился воспитать ребенка, верни его крылатым.
Как я это сделаю, если сам не умею летать?
А ты попробуй! – сказал старик и закрыл глаза. Прошли годы.
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок, а за ним – его учитель.
Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.
Я возвращаю ребенка крылатым! – сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца. А старик посмотрел на крылья учителя и произнес:
А меня больше радуют твои крылья…»
Говорят, чтение стало модным!
Говорят, с книгами жизнь становится ярче и интереснее.
Говорят, важно, чтобы в твоих руках вовремя оказалась именно та книга, которую ты ждешь.
Говорят….
Но мало говорить – надо действовать.
«Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.
Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение».
Д.С. Лихачев
«Формируем навыки смыслового чтения»
Работу выполнила учитель начальных классов
Татьяна Васильевна Гусельникова
Учитель 1квалификационной категории
Смысловое чтение и его основы
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
-пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
-определять эмоциональный характер текста;
-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
-уметь прогнозировать содержание читаемого;
-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
-формулировать тему небольшого текста;
-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
-находить главную мысль, сформулированную в тексте;
-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
Этапы работы
Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».
Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.
Третий этап. Работа с текстом после чтения.
Приемы работы с текстом
• найди в тексте, где описывается объект, представленный на рисунке;
• поставь вопросы к данному тексту;
• составь суждение по тексту параграфа;
• выдели ключевые слова в отрывке текста;
• составь рассказ по ключевым словам;
• составь план изучаемого текста;
• заполни слепой текст;
• составь набор понятий научного текста;
• создай таблицу;
• зашифруй понятия текста в символы, систему или последовательность символов;
• найди ошибку в тексте;
•
составь разные предложения с одним и тем же понятием
• создайте схему процесса, описанного в тексте;
• используя текст, сделайте подписи к рисунку;
• составь кроссворд.