Формирующее оценивание – как инструмент повышения качества освоения образовательной программы
руководитель кафедры учителей начальных классов МОУ Гимназия № 21 г. Архангельска
учитель начальных классов
Зуева Таисия Владимировна
Автор: руководитель кафедры учителей начальных классов МОУ Гимназия № 21 г. Архангельска
учитель начальных классов
Зуева Таисия Владимировна
«Всё можно сделать лучше, чем делалось до сих пор»
Генри Форд
«Глубочайшим свойством челове-ческой природы является стремление людей быть оценёнными по досто-инству»
Уильям Джеймс
- Майкл Скривен 1967 г.
- Бенджамин Блум 1969 г.
- Д. Садлер 1989 г.
- Блэк и Уильям 1998 г.
- Фишман И.С., Голуб Г. Б. "Формирующая оценка образователь-ных результатов учащихся: методичес-кое пособие" 2007 г.
- М.А.Пинская, И.М.Улановская, Н.И.Запрудский, Е.Г.Бойцова и др.
Противоречия между практикой оценивания и требованиями ФГОС :
- процесс обучения непрерывен, а оценивание эпизодично;
- предъявляются требования к предметным и метапредметным образовательным результатам, а оцениваются только предметные;
- развитие школьника происходит в учебное (уроки) и внеучебное время (внеурочная деятельность), а оцениваются достижения ученика только во время урока;
- цель оценивания - развитие, но реально оценивание проводится с целью констатации факта обученности.
соотносить свои действия с планируемыми результатами
осуществлять контроль своей деятельности
оценивать правильность выполнения учебной задачи
владеть основами самоконтроля, самооценки
контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы
адекватно оценивать свои достижения.
Оценка -
– это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, насколько он продвинулся к цели, что нового узнал.
Виды оценивания:
Формирующее (внутреннее) оценивание, когда оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения.
Итоговое/суммативное (внешнее) оценивание , когда оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.
Различия между двумя видами оценивания:
Признаки сравнения
Цель
Формирующее
Время проведения
Мотивирование учащегося на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения.
Суммативное
Определение соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения;
Непрерывно, в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также коммуникативные умения учащегося
Шкала оценивания
констатация факта обученности учащихся
По итогам прохождения определенного блока
Разработана совместно с учащимися
Кем проводится
Используется общепринятая государственная шкала оценивания.
Самими участниками образовательного процесса и с той частотой, которая необходима учителю и учащимся для достижения целей
Внешними органами согласно тем или иным нормативным документам.
Плюсы и минусы систем оценивания
Не владеют. Нет готового "рецепта"
Нет.
Требуется много времени при подготовке к уроку, занимает много времени на уроке и при даче обратной связи.
Ориентирована на ученика.
Ученик стремится получать знания.
Ученик не боится получить низкую отметку.
Мотивирует. Учит ставить цели и находить пути решения.
Разделение ответственности.
Владеют. Понятна. Используют много лет.
Да.
Быстра в использовании. Ответ – отметка.
Не учитывает (действуем строго по нормам оценок)
Ученик стремится получить хорошую отметку. Знания на втором плане.
Если отметка низкая, мотивация снижается. Ученик не успешен.
Учитель.
Формирующее оценивание
‐ ориентировано на обучающегося;
‐ встраивается в личностно-ориентированное обучение;
‐ ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений;
‐ оценивается не только результат, но и процесс;
‐ отслеживается прогресс каждого обучающегося;
‐ носит системный характер.
Формирующее оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика, «помощь в процессе», оценивание для обучения.
Формирующее оценивание – оценивание для обучения