СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирующее оценивание - новая форма оценки образовательных достижений обучающихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

При формирующем оценивании изменяется его цель: не просто зафиксировать результат выполнения задания, самостоятельной работы, а выяснить, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и, если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения.

В связи с этим можно утверждать, что Критериальное оценивание -  это часть формирующего оценивания.

Формирующее оценивание — это оценивание для обучения, его задача улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок.

Оно даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени преподаватель реализовал поставленные учебные цели.

Важное условие: чтобы оценивание было действительно формирующим, необходимо, чтобы его результаты использовались учителем для коррекции учения. Они обязательно должны доводиться до ученика и использоваться для планирования, т.е. формирующее оценивание сфокусировано на процессе учения и требует активного участия обучающихся.

 Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе.

Просмотр содержимого документа
««Формирующее оценивание - новая форма оценки образовательных достижений обучающихся»»

«Формирующее оценивание - новая форма оценки образовательных достижений обучающихся»


— Давайте порассуждаем, какова цель оценивания для учителя при традиционной системе оценивания? (зафиксировать результат). А для ученика?

При формирующем оценивании изменяется его цель: не просто зафиксировать результат выполнения задания, самостоятельной работы, а выяснить, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и, если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения.

В связи с этим можно утверждать, что Критериальное оценивание - это часть формирующего оценивания.

Формирующее оценивание — это оценивание для обучения, его задача улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок.

Оно даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени преподаватель реализовал поставленные учебные цели.

Важное условие: чтобы оценивание было действительно формирующим, необходимо, чтобы его результаты использовались учителем для коррекции учения. Они обязательно должны доводиться до ученика и использоваться для планирования, т.е. формирующее оценивание сфокусировано на процессе учения и требует активного участия обучающихся.

Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе.

Рассмотрим некоторые оценочные техники формирующего оценивания

Основные техники, обеспечивающие эффективную обратную связь для преподавателя и учеников


1. Краткий пятиминутный обзор перед изучением темы

На этапе актуализации знаний в течение нескольких минут учитель просит учеников письменно ответить на вопросы по материалу, необходимому для освоения новой темы. Проверка осуществляется с использованием средств обратной связи (сигналы, система голосования) с целью вычленить те вопросы, которые необходимо повторить. Далее организуется повторение по наиболее «западающим» вопросам. Аналогичные вопросы могут быть предложены обучающимся и накануне изучения новой темы. После проверки следует попросить детей самостоятельно выделить те вопросы, которые необходимо повторить дома.

Например, перед изучением темы «Площадь прямоугольника» можно предложить следующие вопросы:

— Какие виды прямоугольников вы знаете? (квадрат, ромб)

- Что такое прямоугольник

— Какой угол называют прямым?

— Как найти периметр прямоугольника?




2. Опросник самодиагностики

Опросники могут быть разнообразными по форме, но, как правило, они состоят из ряда утверждений, которые ученик должен рассмотреть и определить степень своего согласия или несогласия с ними по определённой шкале. При помощи диагностического опросника, происходит не только самодиагностика (самооценка) учащегося, но и повышается самостоятельность и мотивация в освоении учебных умений.

Опросник самодиагностики вводится одновременно для всех учеников класса и дополняется соответствующим списком учебных материалов.


Приведём пример такого опросника.

Насколько уверенноты чувствуешь себя в следующих ситуациях?

Очень уверенно

Уверенно

Довольно уверенно

Неуверенно

1. Я могу показать на карте границы России и назвать их

2. Я могу назвать столицу РФ и показать ее на карте

3. Я могу рассказать и показать на карте какими морями омывается РФ

4. Я могу рассказать о символах РФ

 

Диагностические опросники можно использовать и для взаимооценки в диалоге с партнером.


Опросник для работы в парах по теме

«Периметр и площадь прямоугольника»

Имя __________________________ Партнер ____________________________

  1. Сначала работай индивидуально!

  2. Объясни партнеру свой выбор способа решения. Слушай внимательно, когда он будет объяснять тебе свое решение. Если ты обнаружишь ошибку, исправь ее!

Если ты что-то исправляешь в своих ответах, используй для этого карандаш другого цвета, чтобы учитель мог определить, кому из вас, возможно, нужна помощь! При каждом ответе отметь, правильным или ложным ты считаешь данное утверждение. Обоснуй!

Обоснование


1. Если два прямоугольника имеют одинаковую площадь, то они выглядят одинаково

2. Площадь фигур может измеряться в см2, дм2, м2.

3. Если длина прямоугольника 12 м, а ширина 8 м, то его площадь составляет 96 м.

4. 10 см2 соответствуют 1 дм2

500 мм2 соответствуют 5 см2

40 дм соответствуют 4 м

5. Периметр квадрата со стороной 6 см равен 24 см





3. Тестовые вопросы, составленные учениками

Педагог предлагает обучающимся написать по какой-либо теме вопросы для теста и возможные ответы к ним. Это позволит им оценить пройденную тему, отрефлексировать, что они поняли, и какие вопросы подходят для теста.

Учитель же сможет оценить качество вопросов, взять наиболее интересные за основу и организовать обсуждение в классе. Можно также использовать наиболее удачные вопросы и составить из них общий тест, предложив его обучающимся для самостоятельной работы.


4. Карты оценки

Карта оценки групповой презентации

Дайте ученикам эту форму, когда они будут смотреть презентацию группы. Попросите их посмотреть на приведенные ниже характеристики и дать свой отзыв на работу группы.

Отметьте каждую характеристику:

+ отличная работа (трудно улучшить)
= хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить)
 слабая работа (многое нужно улучшить)


Фамилия, имя: ____________________________ Дата: ___________________

Группа, которую наблюдал: __________________________________________

1.Презентация группы была интересной (голос, движение, взаимодействие, контакт с аудиторией)

2.Презентация была понятной и визуально ясной - она помогла мне лучше понять тему

3.Все члены группы участвовали в презентации

4.Все участники отнеслись к проекту серьезно

5.Группа подробно и детально отвечала на вопросы

6.Презентация была содержательной (броское начало, детали в середине, хорошее заключение)

7.Я узнал новые вещи из презентации

8.Презентация хорошо отработана (без ошибок, каждый человек знает свою часть)

9.Выступающие говорили ясно и громко, так что всем было слышно


5. Недельные отчёты

в которых ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли.

Недельные отчёты – это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса (можно сократить до двух):

  • Чему я научился за эту неделю?

  • Какие вопросы остались для меня неясными?

  • Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Недельные отчёты дают ученикам возможность практиковаться в рефлексии своих знаний, задать вопросы о том, что им неясно. Читая отчёты, преподаватель может:

  • Актуализировать понимание учениками того, как они учатся.

  • Понять, насколько хорошо ученики понимают содержание и логические связи изучаемого материала.

  • Проанализировать возникающие у учеников вопросы и выбрать наиболее типичные.

  • Проследить развитие письменных навыков учеников и их умения строить рассуждение.

Если недельные отчёты хорошо организованы, они служат полезным и легко воспринимаемым инструментом.

Возможно, наиболее существенным ограничением этой оценочной техники является то, что ученики должны серьёзно попрактиковаться, прежде чем она станет полезным средством обратной связи для них и учителя.

Недельные отчёты заостряют наиболее сложные моменты для каждого отдельного ученика и позволяют учителю увидеть типовые ошибки и концептуальные затруднения всего класса.


6. Мини (минутный) обзор по итогам изучения темы

Еще одна интересная техника совсем не похожая на «Оценочные рубрики», но также опирающаяся на критериальное оценивание. Это методика «Карты понятий», (ментальные карты, концептуальные карты).

Зачем нужны карты понятий

Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы, то есть удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал. Они обеспечивают возможность понятным и наглядным образом представить концептуальные знания учеников.

Что это такое

Карта понятий – это диаграмма, состоящая из узловых точек (каждая из которых помечена определенным понятием), связанных прямыми линиями, которые также помечены. Узловые точки-понятия расположены на разных иерархических уровнях, соответствующих движению от наиболее общих к конкретным специальным понятиям.

Карта состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:

1) проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;

2) проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий;

3) оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.

Карту может составлять ученик самостоятельно или в паре. Карта также может быть результатом общей работы группы учеников. Карта может составляться вместе со всем классом в ходе одного или нескольких уроков. Постепенно расширяется круг входящих в карту понятий и пристраиваются новые связи между понятиями.


Для наглядности рассмотрим модель карты понятий. (раздаточный материал)



Основная цель данной методики определить, насколько хорошо учащиеся видят общую картину всего предмета или отдельной темы, то есть удалось ли  им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал


Существует несколько вариантов использования данной методики в учебном процессе.


Составление карт в группе.

Иногда у учеников возникают серьезные затруднения и чувство растерянности, когда они впервые сталкиваются с таким заданием, как составление карты понятий. Чтобы справиться с этим, поддержать учеников и придать им смелости в рефлексии собственных знаний, можно предложить им выполнять картирование в группах по 3–4 человека. Это упражнение обычно дает детям весьма богатый и полезный опыт обсуждения, аргументирования и защиты своей позиции.


Заполнение карт.

Учитель предварительно строит карту понятий, а затем убирает все подписи в рамках (т.е. собственно названия понятий), сохраняя подписанные связи-линки. Затем просит учеников подписать пустые рамки так, чтобы вся структура, изображённая на карте, приобрела смысл.


Выборочное заполнение карты понятий.

Возможно сделать карту и убрать часть понятий из рамок – примерно 1/3. Извлечённые из карты понятия надо поместить в пронумерованный список, приложенный к карте, для того чтобы ученики выбрали нужные и вставили их в соответствующие рамки. Оценивать выполнение этого задания можно по проценту правильных ответов.


Карта для выборочных понятий.

Можно приготовить список из 10–20 понятий и попросить учеников построить карту, используя только эти термины. Акцент здесь делается на установлении взаимосвязей и постепенном усложнении тех структурных конструкций, которые могут построить ученики, опираясь на свои знания

в данной области.


Картирование-выращивание.

Рассмотрим вариант, известный как «микрокартирование». Учитель задает маленькую сеть, объединяющую всего 5–10 понятий, и предлагает ученикам построить карту, используя эти понятия плюс такое же число понятий, которые они добавят, опираясь на собственные знания данной темы.


Направленный выбор при составлении карт.

Учитель предлагает ученикам список, включающий 20 понятий, из которого они должны выбрать 10 понятий и построить карту. Эта работа повторяется через какой-то период времени. Преподаватель фокусирует внимание на том, какие понятия появились на карте, а какие исчезли.


Оценивание составленной «Карты понятий» может осуществляться в баллах:

  • 1 балл – даётся за каждую правильно установленную связь (если связь установлена верно) между двумя соседними понятиями;

  • 5 баллов – за каждый правильно установленный иерархический уровень;

  • 10 баллов – за каждую содержательную и точную связь понятий из разных частей карты (сквозной линк);

  • дополнительно 1 балл начисляется за каждый пример.


Данное распределение баллов является ориентировочным. Педагог вместе с учащимися может ввести свои «расценки», соответствующие контексту их работы и поставленным учебным целям.


Но общие критерии оценки «Карты понятий» для карт любого предметного содержания могут быть именно такими:


  • полнота карты или количество включённых в неё правильных понятий;

  • установленные и точно прописанные связи;

  • выделенные уровни иерархии понятий;

  • установление связей не между ближайшими, а отдалёнными в теме и пространстве карты понятиями;

  • связь понятий с жизненными примерами.


Предлагаем Вам самим составить карту понятий по теме нашего педсовета «Система оценки предметных, метапредметных и личностных результатов»


Практическая работа ( по одному представителю от группы работают у доски)


Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы.


Подводя итог ,можно сказать что эта работа требует от учителя изменения своей позиции и задач, которые он перед собой ставит. Учителю нужно иначе взглянуть на свою практику и решиться внести в неё что-то новое, понимая, что это вполне рискованно, возможно, приведет к проблемам, но важно для него и может принести огромную пользу детям.


Сначала покажется, что это отнимает очень много времени, но постепенно вырабатывается собственный механизм, некоторые операции дойдут до автоматизма. И учитель почувствует облегчение от того, что его оценивание станет более объективным, оно четко покажет направление коррекции работы для каждого и снимет самый больной вопрос родителей «ЗА ЧТО?».


В заключение позвольте немного образности.


Говорят, что если не решается задача, надо поменять способ решения. Если перепробовали все способы, а решения все нет – вы решаете не ту задачу. Пусть никто, хотя бы в ближайшей перспективе, не будет иметь оснований обвинить нас с вами в том, что неверно, не теми способами мы решаем главную задачу образования – повышение его качества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!