СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирующее оценивание как одно из условий повышения эффективности современного урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Условия эффективности современного урока

Просмотр содержимого документа
«Формирующее оценивание как одно из условий повышения эффективности современного урока»

Формирующее оценивание как одно из условий повышения эффективности современного урока

Федеральном Государственном Образовательном стандарте начального общего образования сказано, что учащиеся должны владеть основами самоконтроля, самооценки, саморегуляции, а также взаимоконтроля и взаимооценки.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет чёткие требования к системе оценки. Она должна:

  • фиксировать цели оценочной деятельности: ориентировать на достижение результатов обучения (предметных, метапредметных и личностных); обеспечивать комплексный подход к оценке результатов образования; обеспечивать возможность регулирования функционирования системы образования на основе полученной информации об уровне достижения планируемых результатов обучения;

  • фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов;

  • фиксировать условия и границы применения системы оценивания.

Существующая практика оценивания не соответствует такой организации учебного процесса. Это несоответствие практики и новых требований, предъявляемых к проведению процедуры оценивания, приводит к следующим противоречиям:

  • обучение проводится непрерывно, оценивание — дискретно;

  • предъявляются требования к предметным и метапредметным результатам обучения школьников, а оцениваются только предметные;

  • развитие школьника происходит в учебное (уроки) и внеучебное время (дополнительные занятия, внеурочная деятельность), а оценивается только деятельность во время урока;

  • цель образования — развитие ребёнка, цель оценивания — констатация факта соответствия его знаний стандарту.

Очевидно, что необходимы новые подходы к системе оценивания, которые помогут избежать вышеперечисленных противоречий.

Технология формирующего оценивания

Педагогическая технология формирующего оценивания предполагает определённый алгоритм взаимных действий учителя и обучающихся при организации образовательного процесса и состоит из девяти шагов.

Шаг 1. Планирование достижения образовательных результатов обучающихся по темам

Специфика данной технологии предполагает предварительный шаг на этапе разработки рабочей программы педагога, а не собственно проведения урока. В рабочей программе педагога должны быть спланированы и распределены (сгруппированы) образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) обучающихся по учебным темам. В разделе «Календарно-тематическое планирование» должно быть представлено поурочное распределение образовательных результатов обучающихся.

Шаг 2. Формулировка цели урока как условия достижения образовательных результатов деятельности обучающихся

Для того чтобы результат достижения цели обучения был диагностируемым, она должна быть сформулирована с точки зрения деятельности ученика, а не учителя. Кроме того, цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы она была понятна ученику. Учитель может сформулировать две цели урока — одна для него самого, та цель, которую он собирается достичь, проведя урок. Вторая -для обучающихся, та цель, к которой могут стремиться они. Цели урока должны затем преобразовываться в образовательные результаты.

Шаг 3. Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности обучающихся

Далее должны быть сформулированы задачи урока, направленные на достижение поставленных целей. Задачи урока должны отражать конкретные действия обучающихся на уроке. Решение всех задач урока должно привести к достижению цели.

Шаг 4. Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке

При решении отдельных задач урока необходимо определить критерии (мерила) решения этих задач. Критерии могут разрабатываться самим учителем, а можно создавать их вместе с обучающимися при соответствующем уровне их подготовки. Критерии оценивания всегда должны быть известны школьникам заранее.

При выборе критериев оценивания необходимо помнить, что они должны быть:

  • однозначными, то есть результат оценивания не должен зависеть от субъективного взгляда оценивающего и оцениваемого;

  • понятными не только учителю, но и обучающимся, для того чтобы они могли, используя данные критерии, проводить самооценку и взаимооценку;

  • быть чётко сформулированными.

Если критерии будут прозрачны, т.е., учащиеся будут знать, на что мы будем обращать внимание, то ученики будут:

  • точно знать, какую работу они должны выполнить и что именно ждёт от них учитель

  • у учителя не будет проблем с оцениванием работы ученика

  • будет формироваться атмосфера доверия между учителем и учениками,  действия учеников будут более самостоятельными.

Критерии оформляются в начале изучения темы, чтобы было легко оценить итоговую работу. Критерии должны быть деференцированы.

Например, критерии оценивания устного ответа обучающегося:

  • Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; 2) показывает понимание материала, которое определяется правильностью изложенного содержания, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

  • Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки в содержании материала, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и вербальном оформлении излагаемого.

  • Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно, то есть не передаёт всё содержание данного материала, и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает 3-4 ошибки в вербальном оформлении излагаемого.

  • Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание больше половины соответствующего раздела изучаемого материала, допускает 1-3 ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл. Отметка«2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению им последующего материала.

Шаг 5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями

После того как перечень критериев сформирован, необходимо оценивать деятельность обучающихся в строгом соответствии с содержанием выбранных критериев.

Шаг 6. Осуществление обратной связи

Для формирующего оценивания обязательным условием является организация обратной связи. Обратная связь имеет разные «векторы»: от учителя к ученику; от ученика к ученику; от ученика к учителю.

Важным условием при организации обратной связи является её обратный механизм: ученик должен получать «отклик» от учителя. Именно это обеспечит реализацию механизма педагогической поддержки и сопровождения обучающихся, формирование его собственного знания с целью осмысления ошибок школьников и выработки рекомендаций по их предотвращению.

От учителя к ученику Такая обратная связь осуществляется:

  • в ходе оценивания деятельности обучающихся на отдельных этапах урока учителем. Её цель — указания на ошибки и пути их исправления. Она осуществляется в форме комментариев устных/ письменных при помощи системы условных обозначений;

  • по итогам изучения отдельных тем (блоков, разделов) с целью обобщённого анализа ошибок всех обучающихся, выработки рекомендаций по их предотвращению.

От ученика к ученику Обратная связь от ученика к ученику осуществляется в ходе оценивания достижений обучающихся на отдельных этапах урока посредством взаимооценки.

От ученика к учителю Обратная связь от ученика к учителю осуществляется в ходе оценивания достижений обучающихся на отдельных этапах урока с целью определения проблем обучающихся в освоении материала, оптимизации методов и приёмов обучения, и педагогической рефлексии учителя с помощью листов самооценки, карт понятий, рефлексии (письменной/ устной), кластеров и др.

Обязательно обратная связь должна заканчиваться взаимодействием педагога с обучающимися, во время которого идёт обмен информацией о трудностях ученика, возникающих в процессе обучения.

Шаг 7. Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений

При оценивании необходимо сравнивать образовательные результаты обучающихся с предыдущим уровнем их достижений. Сравнение идёт не с нормами, стандартами, а с уровнем, на котором находился обучающийся ранее. Это отражается в отметке школьников.

Шаг 8. Определение места обучающегося на пути достижения поставленной цели

Определив личный «образовательный» прирост обучающегося, необходимо сопоставить достигнутый им на данном этапе результат с поставленной целью и проанализировать возможности достижения цели в заданный временной период.

Игнорирование данного шага может привести к непониманию и непринятию обучающимися результатов суммативного оценивания. При сравнении образовательных результатов учащегося с его же предыдущими результатами, которое проводится при формирующем оценивании, может быть виден постоянный прирост знаний, прогресс ученика, который будет, безусловно, заслуживать положительного оценивания (например, вербального или в виде записи в дневнике) со стороны учителя. Тем не менее такой прогресс может быть недостаточным для получения высокой суммативной оценки при сравнении образовательных результатов обучающегося со стандартом. В этом случае ученик получит неудовлетворительную оценку, которая должна быть выставлена в официальные документы регистрации результатов суммативного оценивании (классные журналы, аттестаты и т.д.).

Шаг 9. Корректировка образовательного маршрута обучающегося

Для формирующего оценивания важно обеспечить обучающимся возможность выбора по различным направлениям: выбор заданий (домашних, зачётных и др.); исправление отметок;

выполнение заданий в различном темпе, ознакомление обучающихся заранее с заданиями, которые они должны будут выполнить обязательно; выбор направлений внеурочной деятельности.

Преимущества формирующего оценивания

Применяя приёмы формирующего оценивания, преподаватели развивают собственные способности и умения: во-первых, способность понимать, как учится ученик и как его лучше обучать, а во-вторых, умение помогать своим ученикам в развитии навыка самооценки, самоопределения и самоорганизации. Это делает и работу преподавателя, и учебную работу учеников более эффективной.

Формирующее оценивание позволяет вовлечь ученика в систему процесса обучения, дать ему возможность понять его слабые и сильные стороны в этом процессе и, следовательно, повысить его мотивацию к обучению. Кроме того, формирующее оценивание позволяет развить навыки само- и взаимооценки у обучающихся. Использование формирующего оценивания

позволяет научить школьников вырабатывать собственные стратегии получения необходимых знаний, то есть развивают навык умения учиться самостоятельно.

Ещё одно преимущество формирующего оценивания заключается в том, что само содержание его приёмов направлено на формирование определённых метапредметных умений (оно само по себе не только оценивает определённые предметные и метапредметные результаты обучения школьников, но и использует такие методы и приёмы работы, которые сами по себе способствуют достижению этих результатов). В таблице соотнесены этапы технологии формирующего оценивания и метапредметные образовательные результаты обучающихся, которые могут быть развиты на каждом этапе.