Тема: «Формула стоимости».
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности:
- Прочтите высказывание.
- Как вы его понимаете? (…)
- Что вы ещё видите на доске?
- Как вы думаете, как эти свойства и формулы связаны с уроком?
- Сегодня вам предстоит пополнить список формул, на уроке вы откроете новую формулу, с использованием которой вы, ваши родители, все люди сталкиваются каждый день. Интересно узнать, что это за формула?
- Желаю вам успешной работы на уроке!
- С чего вы должны начать работу? (С повторения.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
- Вычислите удобным способом. (200; 400; 600.)
- Запишите номера эталонов, которыми воспользовались при выполнении задания.
- Эти свойства можете использовать только для трёх примеров или для всех подобных примеров? (Для всех подобных примеров.)
- Верно. А теперь скажите, какую закономерность вы наблюдаете в полученном ряде чисел? (Каждое следующее число на 200 бельше предыдущего.)
- Запишите пятое число этого ряда. (1000.)
Ребята, а какие формулы вы знаете?
Учащиеся называют формулы. С-3.
- Я буду читать задачу, а вы выбираете и записываете номер формулы, устанавливающую взаимосвязь между величинами, о которых говорится в задачи и решаете задачу.
(s = v · t; Чтобы найти скорость надо пройденный путь разделить на затраченное время:
18:3 = 6 (км/ч).)
Длина прямоугольника равна 5 дм, а ширина - 2 дм. Какова его площадь? (S = a · b, чтобы найти площадь, нужно перемножить длину и ширину: 5 · 2 = 10 (дм2.))
- Что вы повторили? (Решение задач по формулам, свойства чисел.)
- А какое задание вам будет предложено теперь? (Пробное задание, задание с затруднением, …)
- Послушайте задачу.
- Как выдумаете, о каких величинах идёт речь в задаче? (…)
- В математике приняты следующие названия величин и их обозначения.
На доску вывешивается таблица Д-5; С-4
- Каковы единицы измерения данных величин? (Стоимость и цена в рублях, а количество – штуки.)
Величины | C (стоимость) | a (цена) | n (количество) |
Единицы измерения | руб. | руб. | шт., м, кг и т.д. |
- Что нового в задаче? (Новые величины.)
- Решите задачу и запишите формулу, которой воспользовались.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно.
- У кого нет ответа? (…)
- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли решить задачу и записать формулу.)
- Какой ответ получили в задаче и какую формулу получили? (…)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Чем эта задача отличается от тех, которые вы решали в начале урока? (Раньше мы решали задачи с известными нам величинами: стороны и площадь, время, скорость и путь, а в этой задече новые величины, которыми мы раньше не работали.)
- Почему возникло затруднение? (У нас нет формулы для решения таких задач)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какова же цель вашей деятельности? (Построить формулу, которая связывает стоимость, цену и количество и научиться её пользоваться.)
- В математике такую формулу называют формулой стоимости. Сформулируйте тему урока. (Формула стоимости.)
Тема вывешивается на доску. (Д-4; С-5).
5. Реализация построенного проекта.
- Итак, давайте сначала подробно разберёмся с величинами, о которых говорится в задаче, а поможет вам ваш жизненный опыт.
- Когда вы приходите в магазин, делаете покупки, на что вы обращаете внимание? (На ценники, которые стоят на прилавках.)
- Что указано на ценнике? (Сколько стоит 1 кг какого-то товара.)
- А если вы покупаете вещи, технику, что показано на ценнике? (Сколько стоит эта вещь.)
- Что такое цена? (Стоимость одной единицы товара.)
- А когда вы покупаете несколько единиц товара, что вы находите? (Сколько стоит весь купленный товар.)
- Вы правильно определили , что показывает стоимость товара.
На доску вывешиваются карточки с величинами (Д-6; С-6).
- Сейчас, РАБОТАЯ В ГРУППАХ, попробуйте написать формулу нахождения стоимости всего товара и нахождение цены и количества товара.
Учащиеся работают на листах А-4. Показывают свои работы. Эталон вывешивается на доску (Д-7).
- Справились вы с поставленной целью? (Мы вывели формулы, а надо ещё научиться ими пользоваться.)
- Вернитесь к пробному действию, решите задачу. (Чтобы найти цену товара надо стоимость разделить на количество: 28 : 4 = 7 (руб.), один пирожок стоит 7 рублей.)
- Где можно проверить правильность ваших выводов? (Можно посмотреть в учебнике.)
- Откройте учебник стр. 28 и сравните выведенные вами формулы с формулами в учебнике, прочтите формулировки.
Работа с учебником.
- Что такое цена товара? (Стоимость единицы товара.)
- Как найти стоимость? (Надо цену умножить на количество.)
- Где вы можем использовать полученное знание? (При решении задач.)
- Какие задачи вы теперь сможете решать? (Задачи на стоимость.)
ФИЗМИНУТКА
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Теперь потренируемся в использовании открытой формулы.
- Стр. 28 № 1(а,б).
Задачи решаются в тетради с проговариванием.
- Задание № 2 (а) вы выполните в парах и затем проверите по образцу.
Образец вывешивается на доску Д-8; С-7.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Какой следующий шаг в вашей деятельности? (Надо выполнить самостоятельную работу.)
- Решите задачу № 2 (б), около каждой строки запишите формулы, которые используете при решении задачи.
Учащиеся работают самостоятельно.
- Вы выполнили работу, теперь надо проверить свою работу по эталону для самопроверки.
Каждая строка таблицы показывается постепенно, учащиеся проговаривают способ решения (Д-9; С-8).
- Проверяем первую задачу. Какой формулой пользовались?
- Зафиксируйте результат самопроверки с помощью знаков «+» или «?».
- Исправьте ошибки.
- У кого все верно? Молодцы.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Один учащийся работает у доски, комментирует решение задачи.
100 руб.
n 15 т. 2 р. 6 к. остаток
a 3 руб. 7 руб. 1 руб. ?
Чтобы ответить на вопрос задачи надо найти стоимость тетрадей, ручек, карандашей, затем найти, сколь стоит вся покупка, а затем мы сможем ответить на вопрос.
1) 3 15 = 45 (руб.) стоимость тетрадей
2) 7 2 = 14 (руб.) стоимость ручек
3) 1 6 = 6 (руб.) стоимость карандашей
4) 45 + 14 + 6 = 65 (руб.) стоимость всей покупки
5) 100 – 65 = 35 (руб.)
Ответ: останется 35 рублей, Оля сможет купить шоколадку за 32 рублей.
Если останется время можно выполнить № 5, стр. 29.
8 5 2 7 9 4 0 6 9 0 3 2
5 4 6 8 4 9 9 7
+
+
+
+
3 4 0 2 2 3 2 3 6 5 4 6 3 2 2 4
4 2 5 1 6 7 4 1 6 2 4 8 1 2 8 8
4 5 9 0 1 8 9 7 2 1 9 8 9 4 8 7 6 1 0 4
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какие цели вы ставили на уроке?
- Вы достигли поставленных целей? Докажите.
- У кого были трудности?
- В чем причина?
Домашнее задание.
Стр. 28 правило, № 3, 6.
5