Конспект
открытого урока по физике в 11 классе (2 часа)
ТЕМА: Формула тонкой линзы.
Цели урока: учащиеся дают определение линзы, называют виды линз, дают определение основных понятий по теме «Линзы», понимают зависимость f(d), строят её графически и получают аналитически, воспроизводят формулу тонкой линзы и применяют её при решении задач.
ХОД УРОКА:
-
Организационный момент.
-
Фронтальный опрос по домашнему материалу:
- что такое линза?
- виды линз и их обозначение на рисунках
- какие линзы называют тонкими?
- что называют главной оптической осью линзы?
- что называют оптическим центром линзы?
- что такое фокус, фокусное расстояние?
- что называют фокальной плоскостью?
- что такое побочная ось?
- что называют оптической силой линзы?
- как она обозначается и в чём измеряется?
- чем отличается оптическая сила собирающей линзы от рассеивающей?
- что такое радиус кривизны?
3. Повторим выводы прошлого урока, полученные на основе построений:
- при d=
, f=-F - при d=2F, f=2F
- при d→0, f→0 - при d→∞, f→F
- при d→F, f→∞ - при d=F, изображения нет
4. Построим на этих основаниях график зависимости f от d.
Обратите внимание, как называется такая зависимость? Что является её графиком?
f
2
F
F
d
2F
-F
5. Опишем, полученную функцию, то есть получим формулу зависимости f (d)
f=
; в нашем случае f=
+F
найдём k: 1-й вариант – точку (2F,2F); 2-й вариант – точку (
, - F)
2F=
+F -F=
+F
F=
- 2F=
k=F2 k=F2
Запишем функцию:
f=
+F (анализ формулы)
6.Выполним ряд математических преобразований и получим формулу
+
или
+
= D - формула Гаусса
7. Обобщая формулу Гаусса для всех случаев и видов линз, получим
±
±
= ±
Выясним, когда ставится «+», а когда «-»
8. Решим задачу:
Фокусное расстояние собирающей линзы 20 см. Предмет помещён на расстоянии 15см от неё. Определите, на каком расстоянии от линзы получится изображение этого предмета. Какое оно? (Ответ: 0,6м, мнимое)
9. Обобщение сделанного на уроке.
10. Домашнее задание: параграф 65
( учебник Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский),
доказать справедливость формулы Ньютона
х·х,=F2,
где х – расстояние от предмета до переднего фокуса,
х, - расстояние от изображения до второго фокуса,
индивидуальные задания.
11. Оценки за урок.