III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По приему «Эврика» осуществляет проверку пройденной темы. Контролирует выполнение записей учащимися. - Чтобы найти синус, косинус, тангенс углов больших 900, надо 1) заменить этот угол суммой 90° + α; 180° + α; 270° + α; 360° + α… (или разностью 180° - α; 270° - α; 360° - α…). 2) определить какой знак «+» или «-» имеет искомое значение в зависимости от нахождения в четверти. 3) изменить sinα на cosα, если есть 90° или 270° cosα на sinα tgα на сtgα не менять функцию, если есть 180° или 360°. Лучше сориентироваться поможет рисунок-шпаргалка. Вспомним основные моменты его построения. Рисунок – Единичная окружность и координаты точек Вопросы к классу: Почему окружность называется единичной? Назвать координаты точек пересечения окружности с осями координат. Какие знаки имеют абсциссы и ординаты всех точек, лежащих в первой четверти, второй, третьей, четвертой? Какое местоположение точки считается начальным? Какой угол считаем положительным, а какой отрицательным? С какой координатой точки совпадает sinα, с какой – cosα? Вернемся к заданию в). I вариант решения: sin 120° = sin (90° + 30°) = +cos 30° = /2 II вариант решения: sin 120° = sin (180° 60°) = +sin 60° = /2 I вариант решения: cos 210° = cos (180° + 30°) = - cos 30° = - /2 II вариант решения: cos 210° = cos (270° - 60°) = - sin 60° = - /2 4Задание для группы а) sin 110° = sin (90°+ 20°) = cos 20° ≈ 0,9397 или sin 110° = sin (180° - 70°) = sin 70°≈ 0,9397 б) cos 200° = cos (180° + 20°) = - cos 20°≈ - 0,9397 или cos 200° = cos (270° - 70°) = - sin 70° ≈ - 0,9397 . Самостоятельная работа. 1) обучающая работа с проверкой у доски cos 120° = cos (90° + 30°) = - sin 30° = - 1/2 sin 120° = sin (90° + 30°) = cos 30° = /2 tg 120° = tg (90° + 30°) = - ctg 30° = - или cos 120° = cos (180° - 60°) = - cos 60° = - 1/2 sin 120° = sin (180° - 60°) = sin 60° = /2 tg 120° = tg (180° - 60°) = - tg 60° = - 2) проверка знаний каждого ученика cos 135° = cos (90° + 45°) = - sin 45° = - /2 sin 135° = sin (90° + 45°) = cos 45° = /2 tg 135° = tg (90° + 45°) = - ctg 45° = - 1 или cos 135° = cos (180° - 45°) = - cos 45° = - /2 sin 135° = sin (180° - 45°) = sin 45° = /2 tg 135° = tg (180° - 45°) = - tg 45° = - 1 cos 150° = cos (90° + 60°) = - sin 60° = - /2 sin 150° = sin (90° + 60°) = cos 60° = 1/2 tg 150° = tg (90° + 60°) = - ctg 60° = - /3 sin 240° = sin (180° + 60°) = - sin 60° = - /2 cos (-240°) = cos (-270° + 30°) = - sin 30° = - 1/2 sin 330° = sin (270° + 60°) = - cos 60° = - 1/2 cos (-330°) = cos (-360° + 30°) = cos 30° = /2 Задание по группам 1 группа Преобразуйте : а) sin (1800 – α) +cos ( 900 + α); б) cos (2700 – α) ∙ sin ( 900 – α) в) tg ( 1800 + α ) ∙ tg ( 2700 + α); г) sin (π + α) – cos ( π/2 – α) д) tg ( 3π/2 – α) + ctg (π – α) + sin (3π/2 - α ) 2. Вычислить: а) sin 2100; б)ctg 4π/3;в) cos (- 3000); г) tg 3900 3. Упростить выражение: а) sin ( π + α) ∙cos (2π – α) ; б) sin2 (1800 – x) + sin2 (2700 – x) tg (π – α)∙ cos (α – π) 2 группа 2. Упростить выражение: а) sin (3π/2 – α) ∙ tg ( π/2 + α) ; б) cos2 (α - 3π/2) + sin2 ( - α ) tg(3600 – α) ∙ sin ( - 3600 – α) 3.Доказать тождество: sin (α –π) ∙ ctg ( π/2 – α) ∙ cos (π – α) + cos (3π/2 – α) = 0 tg ( π + α) tg (π/2 + α) sin (-α) 3 группа Вычислить: Упростить выражение: а) сtg2(α +π/2)∙cos2(α – π/2) ; б) ctg ( 2700 – α) ∙ ctg2 (3600 – α) - 1 сtg2(α -π/2) – cos2 (α+π/2) 1 – tg2(α -1800) ctg ( 1800 + α) Доказать тождество: tg(π – α) ∙ sin (3π/2+ α) = tg2 α cos (π+ α) tg(3π/2+ α) Ученики заполняют перфокарты. |