СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы анализа и самоанализа урока

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА.

Лист наблюдения (схема анализа и самоанализа урока)

Просмотр содержимого документа
«Формы анализа и самоанализа урока»

ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА

1 - краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;

2 - структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;

3 - системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения;

4 - полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока;

5 - структурно-временной анализ - это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

6 - комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

7 - психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку(обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);

8 - дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

9 - аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся. Примеры аспектов урока:

  • реализация учителем триединой задачи урока;

  • использование развивающих методов на уроке;

  • изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся;

  • пути развития познавательного интереса;

  • формирование общеучебных методов и навыков у школьников;

  • проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся;

  • организация проблемного обучения на уроке и т.п.;

10 - комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).

Примерная схема комплексного анализа проблемно - развивающего урока

(схему можно использовать и для самоанализа):

  • готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя);

  • внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку;

  • организационные действия учителя (при необходимости);

  • планирование учителем и сообщение учащимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

  • какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение);

  • применение проблемных методов в учении школьников;

  • соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся;

  • объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ;

  • учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития;

  • подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения;

  • постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения;

  • владение учителем способами создания проблемных ситуаций;

  • соблюдение правил постановки учебной проблемы;

  • использование учебника, соотношение репродуктивной и частично поисковой работы с ним;

  • соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения;

  • формирование специальных и общих учебных умений учащихся;

  • наличие у учащихся познавательских умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности ее решения;

  • умения учащихся осуществлять логические операции;

  • развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает);

  • затруднения возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены;

  • соблюдение требований проблемно - развивающего обучения к домашней работе учащихся: какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление);

  • учет учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности учащихся и предложение дифференцированных заданий;

  • что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления.

  • общая результативность урока.

Лист наблюдения (схема анализа и самоанализа урока)

Общие сведения:

  • школа, класс, дата проведения урока;

  • тема урока, задачи урока.

Оборудование урока:

  • какие средства обучения использовал учитель;

  • подготовлены ли наглядные пособия и технические средства4

  • как подготовлена классная доска к уроку;

Содержание урока:

  • соответствует ли содержание программе, задачам урока;

  • проведена ли его дидактическая обработка;

  • формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;

  • с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;

  • как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;

  • какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;

  • как осуществлялись межпредметные связи;

  • соблюдались ли внутрипредметные связи;

  • способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

Тип и структура урока:

  • какой тип урока избран, его целесообразность;

  • место урока в системе уроков по данному разделу;

  • как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;

  • каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;

  • соответствие структуры урока данному типу;

  • как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

Реализация принципов обучения:

  • принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

  • в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;

  • как реализовывался принцип доступности обучения;

  • с какой целью использовался каждый вид наглядности;

  • как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков;

  • как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство учением школьников;

  • в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;

  • какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);

  • как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;

  • как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

Методы обучения:

  • в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;

  • какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;

  • какие методы способствовали активизации учения школьников;

  • как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся.

  • какова эффективность использованных методов и приемов обучения.

Организация учебной работы на уроке:

  • как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;

  • как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;

  • осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;

  • как организовывался контроль за деятельностью учащихся;

  • правильно ли оценивались знания и умения учащихся;

  • как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы);

  • какие приемы использовал учитель для организации учащихся;

  • как подводил итоги этапов и всего урока.

Система работы учителя:

  • умение общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;

  • показ учащимся рациональных способов учебной работы;

  • определение объема учебного материала на урок;

  • поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения(демократичный или авторитарный), объективность;

  • роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

Система работы учащихся:

  • организованность и активность на разных этапах урока;

  • адекватность эмоционального отклика;

  • методы и приемы работы, уровень их сформированности;

  • отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;

  • уровень усвоения основных знаний и умений;

  • наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

Общие результаты урока:

  • выполнение плана урока;

  • мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;

  • уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:

1-й - усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;

2-й - применение в аналогичной и сходной ситуации;

3-й - применение в новой ситуации, т.е. творческое;

  • общая оценка результатов и эффективности урока;

  • рекомендации по улучшению качества урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!