Формы и методы эффективной подготовки к ГИА по химии.
Учитель химии Линова Е.А.
Химия один из самых трудных школьных предметов и для того, чтобы освоить курс химии и успешно сдать экзамен, нужны «химическая голова» и «химические руки». О таких специальных химических способностях говорил академик Д.А.Эпштейн еще в 1960 году.
Химию ребята начинают изучать в 8 классе и изучение предмета идет
«от простого к сложному».
На этом этапе очень важно заложить крепкую, прочную базу знаний, которая является фундаментом для изучения химии в 9 классе и подготовкой к ГИА.
Подготовка к ГИА по химии начинается в 8 классе с развития интереса к предмету. На уроках химии я использую игровые технологии. Ребятам очень нравится игра «Химический тир», где отрабатываются знания химических формул и умение классифицировать вещества. Эта игра состоит из нескольких уровней сложности и для того, чтобы дойти до последнего, нужны такие качества как: скорость реакции, концентрация внимания, переключение внимания и другие. На обобщающих уроках провожу различные викторины.
На уроках в 8 классе ребята знакомятся с химической терминологией. Для овладения химическим языком я использую различные способы. Например, в начале урока «Мозговой штурм» по карточкам с формулами веществ. Это также способствует тренировки памяти, скорости реакции и активизации мыслительных процессов.
В 8 классе ребята посещают кружок «Юный химик» и впервые начинают проводить простейшие химические эксперименты, получают опыт исследовательской работы. Это пригодиться им на экзамене при выполнении реального эксперимента, который введен в соответствии с ФГОС в этом учебном году.
Участвуя в олимпиадах по химии, ребята получают опыт выполнения заданий разного уровня сложности, в том числе и практико-ориентированных.
С практико-ориентированными заданиями мы продолжаем работать и в 9 классе, а для успешного выполнения таких заданий нужны предметные знания, умение логически мыслить и химическая интуиция.
В 9 классе для подготовки к экзамену использую интеллект - карты. Они применяются и при изучении новой темы и для закрепления знаний. Заполняют карты все учащиеся на уроке или дома, но на этой карте есть область «ОГЭ». Здесь я выставляю задания высокого уровня сложности для ребят, которые сдают экзамен.
Для эффективной подготовки к экзамену использую различные источники: сайт «Решу ОГЭ», ФИПИ, Интернетуроки.ру и другие.
На сайте «Решу ОГЭ» дома ребята систематически (один раз в неделю) выполняют тренировочные работы для закрепления знаний.
На этом же сайте есть «Индивидуальный профиль учащегося», который показывает процент успешности выполнения заданий. Для восполнения пробелов на уроках ребята получают карточки-задания, а во внеурочное время провожу индивидуальные консультации.
На групповых консультациях мы разбираем задания, которые вызвали затруднения на тренировочных работах, проводимых по системе СтатГрад.
Тренировочные работы по системе СтатГрад провожу системно в течение всего года. Ребята отрабатывают предметные знания и умения, учатся заполнять бланки, а немаловажно для подготовки к экзаменам.
Во втором полугодии для учащихся 9 классов проводится элективный курс «Решение задач по химии высокого уровня сложности». Его посещают те учащиеся, которые хотят расширить свой кругозор и научиться решать сложные задания.
В 10 и 11 классе я продолжаю использовать формы и методы для эффективной подготовки к ГИА. Мы занимаемся по учебникам профильного уровня. Уроки планирую с обязательным повторением содержания разделов курса химии, пройденных в предыдущие годы.
На уроках теоретический материал подкрепляется решением тестовых заданий в формате ЕГЭ различного уровня сложности. Продолжается индивидуальная работа, консультации, проведение тренировочных работ по системе СтатГрад, используется Открытый банк ФИПИ и банк заданий, который я создавала на протяжении нескольких лет.