ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАК СРЕДСТВО
АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Узденова Ф.Ч., школа№4
Актуальность проблемы контроля связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения иностранному языку, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно - педагогический процесс, возникли условия для рационализации самого контроля как составной части этого процесса.
Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль - это средство управления учебной деятельностью учащихся, и для того чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых — объективность проверки знаний : многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий, корректная постановка контрольных вопросов, применение индивидуальных тестовых заданий, обеспечивающих равные для всех обучаемых объективные условия проверки, устных опросов или письменных контрольных работ, практические задания, которые могут составлять часть общей проверочной работы.
Содержание обучения иностранному языку включает в себя 4 вида речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо и чтение. Для выявления уровня владения каждым видом речевой деятельности разработаны критерии. Данные виды деятельности являются основой для реализации системы контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания обучения по иностранному языку.
Ученик с самого начала обучения в должен знать, как будет оцениваться его работа, какие требования в обучении будут к нему предъявляться.
Наша главная задача – повысить качество обучения иностранным языкам. По результатам, полученным в ходе контроля, можно судить о состоянии уровня обученности уч-ся на определенном отрезке времени ( для этого мы используем входное, рубежное и промежуточное тестирование) и об их готовности для включения в учебно-познавательную деятельность.
Проведение контроля обеспечивает своевременную корректировку учебного процесса по иностранному языку с целью приведения его к уровню, заданному Программой ФГОС, который регламентирует его требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки . Эти требования включают в себя знания фонетики, лексики, фразеологии, грамматики, профессиональной лексики, фразеологических оборотов и терминов, техники перевода со словарем профессионально-ориентированных текстов.
С целью проверки базовых (школьных) знаний и практических навыков по дисциплине «Английский язык», а также с целью выявления пробелов в знаниях вновь поступивших студентов мы проводим в колледже входной контроль. Формы проведения входного контроля определяются ЦМК гуманитарных дисциплин и проводятся в форме тестирования. Материалы входных тестов составляются на основе школьной программы. Мы проверяем умения использовать теоретические знания по грамматике при выполнении практического задания; языковую компетенцию (правильность использования изученных лексических единиц, языковую догадку, отбор нужной информации и т.д.), глубину, осознанность и прочность усвоения знаний. Итоги входного контроля анализируются преподавателями предметно-цикловой комиссии, выявляются типичные ошибки, определяются пути их устранения, составляется сводный отчет по итогам проведения контроля.
Основная цель проверки как для учащихся, так и для преподавателя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по данной теме или разделу и основной функцией здесь является контролирующая.
Поэтому после изучения небольших "подтем" или циклов обучения, составляющих какой либо раздел, мы проводим тематический контроль с целью установления правильности понимания студентами учебного материала и уровней овладения им.
Когда речь идёт о систематической контрольно-корригирующей функции проверки используем на занятиях текущий контроль.
Устную проверку знаний на уроках английского языка мы проводим в форме фронтальной беседы. Конечно это не позволяет установить всю глубину усвоенных знаний, но зато в течение короткого времени уточняем, насколько учащиеся владеют основными представлениями об изучаемом материале, насколько они умеют обобщать и систематизировать знания, устанавливать простейшие связи. Устная форма способствует выработке быстрой реакции на вопросы, развитию памяти учащихся.
Применяя письменную форму контроля, можно охватить одновременно всех учащихся, кроме того, ошибки в письменных работах легче квалифицировать и анализировать, поскольку действия учащихся точно зафиксированы. Письменный контроль эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах, но, к сожалению, используя этот вид контроля, невозможно проверить в письменной форме умение учащихся вести беседу или высказываться по теме, поэтому я прибегаю к письменной проверке с целью контроля умений и навыков письма , а также для контроля умений переводить научно-популярную литературу со словарём. Большое внимание уделяется контролю грамматических навыков, так как он выступает одной из важных составляющих учебного процесса. Для этого на занятиях применяю имитационные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные грамматические упражнения.
С целью максимального охвата учащихся за единицу времени на уроке, мы используем фронтальную форму работы - одну из основных организационных форм контроля при обучении (составление планов, подбор опор, построение коллективного рассказа по принципу «снежного кома»...). Преимущество фронтального контроля в том , что он держит в напряжении весь коллектив, учащиеся знают, что в любую секунду они могут быть спрошены, их внимание сосредоточено, мысли сконцентрированы вокруг той работы, которая ведётся . Фронтальный контроль осуществляю как в устной, так и в письменной форме, но устная форма контроля преобладает.
Обучение иностранному языку предполагает создание условий, мотивирующих выражение своих мыслей, поэтому наряду с фронтальной формой контроля следует регулярно осуществлять индивидуальный контроль - проконтролировать какой-то этап подготовленной речи каждого ученика (план или программу высказывания), который должен быть направлен на выявлениеумения решать коммуникативные задачи, вытекающие из индивидуального постижения действительности.
Для взаимной тренировки учащихся в усвоении языкового материала мы широко используем парную работу. Особо эффективно её применение для развития диалогической речи (например, ответить на вопросы партнёра, используя определённый языковой материал), при парной работе могут решаться и коммуникативные задачи (диалогическая речь) ).
На своих уроках я придаю большое значение работе с карточками. Такая проверка знаний дает возможность дифференцированно подойти к учащимся, проверить знания большого количества детей. В карточках представлены дифференцированные задания для сильных, средних и слабых учащихся, что позволяет использовать «зону ближайшего развития» каждого учащегося, а, соответственно, поверить в свои возможности всем учащимся группы.
На заключительном этапе работы по теме, можно предложить ребятам задания для самостоятельной работы (эссе, рефераты, творческие проекты, маршрутные листы, доклады, сочинения...). Это активизирует познавательную деятельность.
Одна из наиболее распространенных в последнее время форм контроля — тестовые задания. Учащиеся не тратят время на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время, снимают трудности, характерные для устных и письменных ответов учащихся на поставленный вопрос.
При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, т. е. повышается объективность проверки знаний. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету. Варианты заданий индивидуальны для каждого, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся.
Особенности мониторинга подготовки учащихся 9-х , 11-х классов к итоговой аттестации по английскому языку
Гаджимагомедова М.А., школа № 4
На протяжении последних лет происходит изменение форм итоговой аттестации учащихся: внутришкольная аттестация заменяется на внешнюю, которая проводится в формате ЕГЭ в 11 классе и в формате ГИА в 9 классе. ЕГЭ привел формы итогового контроля в соответствие с требованиями нормативных документов по предмету и закрепил переход к когнитивно-коммуникативной методике.
В новых федеральных государственных образовательных стандартах для старшей школы появилось положение о третьем обязательном ЕГЭ – это будет иностранный язык. При этом выпускник сможет сам выбрать уровень, базовый или углубленный, на котором будет проводиться экзамен. Однако, в качестве обязательного ЕГЭ иностранный язык будет повсеместно введен только в 2020 г., когда новые ФГОС для старшей школы охватят все регионы РФ.
Экзамены всегда являются неизбежной составляющей образовательного процесса, но не всеми учащимися они воспринимаются с радостью. С введением новых форм итоговой аттестации тревожное состояние всех участников учебного процесса возрастает, как неизбежное следствие неизвестного, ведь любой экзамен –это проверка для многих школьников знаний в условиях стресса. Прекрасно понимая, что избежать подобной ситуации или свести ее к минимуму можно и нужно путем всесторонней подготовки учащихся не только по самому предмету, но и созданием психологического настроения, уверенности в своих силах, подготовку к итоговой аттестации мы начинаем задолго до выпускного экзамена.
В школе разработан план работы методического объединения учителей иностранных языков по подготовке к ЕГЭ. Наряду с конкретными шагами по повышению уровня образовательного процесса по предмету, он включает в себя работу с учениками и их родителями по созданию благоприятной психологической атмосферы при подготовке к ГИА и ЕГЭ. А также вовлечение школьного психолога в работу с учащимися по подготовке к итоговой аттестации с целью усиления концентрации памяти и внимания, повышения реактивности ответов и отработки действий учащихся во внештатных ситуациях.
Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА по иностранному языку, помимо собственно обучения соответствующему языку и развития умений и навыков по четырем видам речевой деятельности, должна включать в себя ознакомление с форматом заданий, развитие умения укладываться в регламент времени и правильного занесения ответов в бланки заданий, что не менее важно, чем правильные ответы на задания, а также ознакомление с критериями оценивания.
Анализ результатов наших учащихся по ЕГЭ и ГИА убеждает нас в правильности решения – чем раньше мы начнем готовить ребят, тем лучше. Подготовка ведется на уроках и во внеурочное время, но при этом подготовка к ЕГЭ не превращается в самоцель, она является естественным этапом развития иноязычной коммуникативной компетенции и общей функциональной грамотности учащихся.
В начальной и средней школе учащиеся имеют возможность посещать курсы по выбору: «Занимательная грамматика», «От простого к сложному», «Лингвистический тренинг», которые в той или иной степени готовят учащихся к итоговой аттестации. Рабочие программы курсов по выбору, в том числе разработанные и нашими учителями, имеют большую коммуникативную направленность и способствуют совершенствованию коммуникативной компетенции учащихся во всех ее составляющих. Основной целью этих программ является формирование творческой, конкурентоспособной личности учащихся, которые в дальнейшем смогут успешно функционировать в обществе и примут участие в диалоге культур.
Основной задачей этих курсов на среднем этапе является совершенствование грамматической стороны речи: учащиеся развивают навыки распознавания и умения употреблять в речи различные грамматические аспекты языка, уделяют большое внимание функционально-смысловой стороне использования грамматических форм и вопросам сочетаемости лексических единиц. Систематизация лексико-грамматических навыков происходит в процессе обучения чтению и аудированию, поэтому второй задачей рабочей программы является формирование различных стратегий работы над чтением и аудированием (с пониманием основного содержания и запрашиваемой информации, а также приемы просмотрового и поискового чтения). Третья задача программы – выработать правильный орфографический режим и ознакомить учащихся с правилами оформления письменных высказываний. Таким образом, учащиеся на среднем этапе обучения готовятся к таким разделам ГИА и ЕГЭ, как «Лексика и грамматика», «Письмо».