СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы обучения на современном учебном занятии

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка была выполнена при прохождении курса "Школа современного учителя физики" (100 ч). 

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы обучения на современном учебном занятии»

Тимербулатова Эльмира Шамилевна

физика

МБУ «Школа №40» г.о. Тольятти



Методический практикум

«Формы и методы обучения на современном учебном занятии».


п/п

Обязательный элемент методической разработки

Баллы

1

Тема: Природа электрического тока

Класс: 8


2

Предметные и метапредметные результаты обучения.

Предметные:

- ввести понятия: свободные электроны, электролит, электролитическая диссоциация, электролиз, анод, катод, ионизация, плазма, электровакуумный прибор, термоэлектронная эмиссия.

-формирование представлений об электропроводности металлов, электролитов, газов и вакуума

-сравнивать электропроводность разных сред

-объяснять механизм и условия электропроводности разных сред.

Метапредметные:

в познавательной деятельности

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

в информационно-коммуникативной деятельности

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

-отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.

- умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;

в рефлексивной деятельности

- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

- поиск и устранение причин возникших трудностей.

Личностные:

- организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, выполнить их и оценить свои результаты;
- научиться аргументированно спорить, дискутировать в ходе изучения темы;
- научиться решать задачи и проблемы по теме.


3

Этапы учебного занятия с описанием:

- учебных занятий. - форм работы на разных этапах учебного занятия,

- примеры индивидуальных учебных заданий

0. Орг.момент. (Фронтально)

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Отметка отсутствующих. Психологический настрой на урок:

-Желаю вам быть сегодня на уроке хорошими учениками. А кого можно назвать хорошим учеником?

Обобщение, вывод: Хороший ученик слушает и слышит, смотрит и видит, думает и рассуждает.

I. Мотивационно-целевой этап.


Заполнение таблицы.


Знаю

Хочу знать


Умею


-что такое эл. ток

- условия, необходимые для существования тока


?

?


Актуализация знаний.

1. Сформулировать понятие эл.тока.

2. Назовите условия, необходимые для существования эл. тока.

3. Какое направление имеет эл. ток в цепи?

4. Какие действия может оказывать ток?

Интерактивное задание https://learningapps.org/14607801

5. Какие вещества называются проводниками, диэлектриками?

Интерактивное задание https://learningapps.org/6303245


Постановка учебной задачи.

Демонстрации и опыты.

1) эл. ток в металлах

2) прохождение тока в электролитах

3) электрический ток в газах (свечение люминесцентной лампы)

4) устройство и работа электронно-лучевой трубки.


Проблемный вопрос: какая среда является проводником тока в каждом случае? (ответы: металл, электролит, газ, вакуум)

Как вы думаете, над каким вопросом мы будем сегодня работать? (варианты: проводимость в различных средах, эл. ток в различных средах, природа электрического тока).

Итак, главный вопрос урока: какова природа электрического тока в различных средах. Запишем тему «Природа электрического тока».

Что мы должны знать, чтобы ответить на главный вопрос урока? (каковы условия и механизм прохождения тока в металлах, электролитах, газах и вакууме). Как можно сформулировать цель урока? (выяснить условия и механизм прохождения тока в металлах, электролитах, газах и вакууме).

Заполнение таблицы.


Знаю

Хочу знать


Умею


- что такое эл. ток

- условия, необходимые для существования тока


условия и механизм прохождения тока в металлах, электролитах, газах и вакууме

?



II. Поисково-исследовательский этап.

(Работа в группах)

Класс делится на 4 группы: М – металлы, Г - газы, Э – электролиты, В – вакуум.

Каждая группа изучает соответствующий абзац в учебнике §13,стр.56-57.

Ссылка на учебник

https://uchebniki-rabochie-tetradi.com/knijka1776listat/num1776.html

Первичное закрепление.

Определить, по какому принципу объединены физические термины в каждой группе, и найти термин, логически не связанный с другими.
1. Электролит, положительные и отрицательные ионы, вакуум. (Эл ток в жидкостях).

2. Анод, катод, электроемкость, термоэлектронная эмиссия. (Эл. ток вакууме).

3. Ионизация, самостоятельный разряд, раствор соли. (Эл ток в газах).

4. Кристаллическая решетка, свободные электроны, электролиз. (Эл. ток в металлах).

Заполнение таблицы.

Вопросы для сравнения

Проводящая среда

Металлы

Электролиты

Газы

Вакуум

Носители эл. заряда

Свободные электроны

Положительные и отрицательные ионы

Электроны, положительные и отрицательные ионы

Электроны

Возникновение носителей заряда.

Есть всегда

В результате электролитической диссоциации)

В результате ионизации

В результате термоэлектронной эмиссии.

Перенос вещества при протекании эл. тока

Нет

Есть

Есть

Нет

Проводимость среды зависит

От температуры металла

От температуры и концентрации раствора

От наличия внешнего ионизатора

От температуры катода

Применение

Провода, нагревательные приборы

Получение чистых металлов при электролизе растворов солей, гальванопластика, гальваностегия, аккумуляторы.

Лампы дневного света, сварка.

Электронно-лучевая трубка, электронные лампы.


III. Практико-ориентированный этап.

Работа с карточками. Оценивается и индивидуальная работа учащихся, и работа группы в целом.

Карточка 1. Вопросы группе М – металлы.

1. Назовите условия, необходимые для прохождения эл.тока.

2. Металлы (медь, серебро, железо, алюминий и т.д.) являются проводниками электрического тока. Сравните их строение.

3. Откуда в металле берутся свободные электроны.

4. Предложите опыт, доказывающий, что прохождение тока в металлах не сопровождается переносом вещества.

5. Опишите характер движения электронов в металле в отсутствии эл.поля и при его наличии.

Карточка 2. Вопросы группе Э – электролиты.

1. Будет ли проводить чистая (дистиллированная) вода эл.ток? Почему?

2. Какие растворы называют электролитами? Как приготовить электролит в домашних условиях?

3. Какое действие оказывает ток при прохождении через электролиты? В чем оно заключается?

4. Какие частицы образуют электрический ток в электролитах? Откуда они берутся?

5. Как называется положительно заряженный электрод, отрицательно заряженный электрод? К какому электроду будут двигаться в электролите положительные ионы? отрицательные ионы? Что можно сказать о направлении тока в электролитах.

Карточка 3. Вопросы группе Г - газы

1. Почему воздух при нормальных условиях не проводит эл. ток?

2. Какие внешние факторы могут увеличить количество свободных заряженных частиц в газе?

3. Почему если между пластинами воздушного конденсатора поместить пламя спиртовки, то происходит разрядка пластин конденсатора. Какую роль играет пламя спиртовки.

4. Между кондукторами электрофорной машины происходит искровой разряд. Объяснить, почему возникает пробой воздуха без источника ионизации.

5.Какое состояние вещества называется плазмой? Как получить плазму? Приведите примеры наблюдения и использования плазмы.

Карточка 4. Вопросы группе В - вакуум

1. Что такое вакуум?

2. При каком условии в вакууме возможен электрический ток?

3. С помощью рисунка 13.4 (стр.57 учебника) расскажите об устройстве кинескопа телевизора.

4. Как направлен эл. ток на рис. 13.4?

5. Почему полярное сияние наблюдается около полюсов Земли?


4

Формы оценивания и примеры заданий на оценивание

IV. Контрольно-оценочный этап.

Ответьте на вопросы и выполните задания

  1. Какие новые понятия мы изучили на уроке? Что они означают?

  2. Назовите процессы, которые мы изучили на этом уроке.

  3. Какие новые явления мы изучили на уроке?

  4. Об устройстве и принципе действия каких приборов вы узнали на уроке?

  5. Объясните уменьшение сопротивления электролитов и газов при повышении их температуры.

  6. Какие термины (из приведенных в таблице) используются для объяснения природы тока в металлах? жидкостях? газах? вакууме? Что они означают?


Понятия

Процессы

Явления

Приборы

Свободные электроны, электролит, катод, анод, ионизатор, вакуум, плазма.

Электролитическая диссоциация, электролиз, ионизация

Термоэлектронная эмиссия

Электронно-лучевая трубка, лампа дневного света



V. Рефлексивно-обобщающий этап.

Подведение итогов урока.

  • Что для вас было наиболее интересным?

  • Возвращаемся к таблице ЗХУ. Какое практическое значение имеют знания об электропроводности разных сред. Обсуждаем то, что узнали.

Заполнение таблицы.


Знаю

Хочу знать


Умею


- что такое эл. ток

- условия, необходимые для существования тока


условия и механизм прохождения тока в металлах, электролитах, газах и вакууме

?


Домашнее задание.

Прочитать §13, стр.56-57, ответить на вопросы. Объяснить смысл новых понятий, процессов и явлений.

Индивидуальное домашнее задание: подготовить презентацию по одной из тем: «Гальванопластика», «Молния», «Самостоятельный электрический разряд», «Электрическая дуга и ее применение», «Тлеющий разряд и его применение», «Защита от молнии. Молниеотвод», «Устройство и применение электронно-лучевой трубки», «Изучение электролиза Майклом Фарадеем»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!