Этапы учебного занятия с описанием: - учебных занятий. - форм работы на разных этапах учебного занятия, - примеры индивидуальных учебных заданий 0. Орг.момент. (Фронтально) Приветствие. Проверка готовности к уроку. Отметка отсутствующих. Психологический настрой на урок: -Желаю вам быть сегодня на уроке хорошими учениками. А кого можно назвать хорошим учеником? Обобщение, вывод: Хороший ученик слушает и слышит, смотрит и видит, думает и рассуждает. I. Мотивационно-целевой этап. Заполнение таблицы. Знаю | Хочу знать | Умею | -что такое эл. ток - условия, необходимые для существования тока | ? | ? | Актуализация знаний. 1. Сформулировать понятие эл.тока. 2. Назовите условия, необходимые для существования эл. тока. 3. Какое направление имеет эл. ток в цепи? 4. Какие действия может оказывать ток? Интерактивное задание https://learningapps.org/14607801 5. Какие вещества называются проводниками, диэлектриками? Интерактивное задание https://learningapps.org/6303245 Постановка учебной задачи. Демонстрации и опыты. 1) эл. ток в металлах 2) прохождение тока в электролитах 3) электрический ток в газах (свечение люминесцентной лампы) 4) устройство и работа электронно-лучевой трубки. Проблемный вопрос: какая среда является проводником тока в каждом случае? (ответы: металл, электролит, газ, вакуум) Как вы думаете, над каким вопросом мы будем сегодня работать? (варианты: проводимость в различных средах, эл. ток в различных средах, природа электрического тока). Итак, главный вопрос урока: какова природа электрического тока в различных средах. Запишем тему «Природа электрического тока». Что мы должны знать, чтобы ответить на главный вопрос урока? (каковы условия и механизм прохождения тока в металлах, электролитах, газах и вакууме). Как можно сформулировать цель урока? (выяснить условия и механизм прохождения тока в металлах, электролитах, газах и вакууме). Заполнение таблицы. Знаю | Хочу знать | Умею | - что такое эл. ток - условия, необходимые для существования тока | условия и механизм прохождения тока в металлах, электролитах, газах и вакууме | ? | II. Поисково-исследовательский этап. (Работа в группах) Класс делится на 4 группы: М – металлы, Г - газы, Э – электролиты, В – вакуум. Каждая группа изучает соответствующий абзац в учебнике §13,стр.56-57. Ссылка на учебник https://uchebniki-rabochie-tetradi.com/knijka1776listat/num1776.html Первичное закрепление. Определить, по какому принципу объединены физические термины в каждой группе, и найти термин, логически не связанный с другими. 1. Электролит, положительные и отрицательные ионы, вакуум. (Эл ток в жидкостях). 2. Анод, катод, электроемкость, термоэлектронная эмиссия. (Эл. ток вакууме). 3. Ионизация, самостоятельный разряд, раствор соли. (Эл ток в газах). 4. Кристаллическая решетка, свободные электроны, электролиз. (Эл. ток в металлах). Заполнение таблицы. Вопросы для сравнения | Проводящая среда | Металлы | Электролиты | Газы | Вакуум | Носители эл. заряда | Свободные электроны | Положительные и отрицательные ионы | Электроны, положительные и отрицательные ионы | Электроны | Возникновение носителей заряда. | Есть всегда | В результате электролитической диссоциации) | В результате ионизации | В результате термоэлектронной эмиссии. | Перенос вещества при протекании эл. тока | Нет | Есть | Есть | Нет | Проводимость среды зависит | От температуры металла | От температуры и концентрации раствора | От наличия внешнего ионизатора | От температуры катода | Применение | Провода, нагревательные приборы | Получение чистых металлов при электролизе растворов солей, гальванопластика, гальваностегия, аккумуляторы. | Лампы дневного света, сварка. | Электронно-лучевая трубка, электронные лампы. | III. Практико-ориентированный этап. Работа с карточками. Оценивается и индивидуальная работа учащихся, и работа группы в целом. Карточка 1. Вопросы группе М – металлы. 1. Назовите условия, необходимые для прохождения эл.тока. 2. Металлы (медь, серебро, железо, алюминий и т.д.) являются проводниками электрического тока. Сравните их строение. 3. Откуда в металле берутся свободные электроны. 4. Предложите опыт, доказывающий, что прохождение тока в металлах не сопровождается переносом вещества. 5. Опишите характер движения электронов в металле в отсутствии эл.поля и при его наличии. Карточка 2. Вопросы группе Э – электролиты. 1. Будет ли проводить чистая (дистиллированная) вода эл.ток? Почему? 2. Какие растворы называют электролитами? Как приготовить электролит в домашних условиях? 3. Какое действие оказывает ток при прохождении через электролиты? В чем оно заключается? 4. Какие частицы образуют электрический ток в электролитах? Откуда они берутся? 5. Как называется положительно заряженный электрод, отрицательно заряженный электрод? К какому электроду будут двигаться в электролите положительные ионы? отрицательные ионы? Что можно сказать о направлении тока в электролитах. Карточка 3. Вопросы группе Г - газы 1. Почему воздух при нормальных условиях не проводит эл. ток? 2. Какие внешние факторы могут увеличить количество свободных заряженных частиц в газе? 3. Почему если между пластинами воздушного конденсатора поместить пламя спиртовки, то происходит разрядка пластин конденсатора. Какую роль играет пламя спиртовки. 4. Между кондукторами электрофорной машины происходит искровой разряд. Объяснить, почему возникает пробой воздуха без источника ионизации. 5.Какое состояние вещества называется плазмой? Как получить плазму? Приведите примеры наблюдения и использования плазмы. Карточка 4. Вопросы группе В - вакуум 1. Что такое вакуум? 2. При каком условии в вакууме возможен электрический ток? 3. С помощью рисунка 13.4 (стр.57 учебника) расскажите об устройстве кинескопа телевизора. 4. Как направлен эл. ток на рис. 13.4? 5. Почему полярное сияние наблюдается около полюсов Земли? |