Методическая разработка
«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе»
Методическая карта урока
Предмет: литература
Учитель: О.А. Люковец
Тема урока: Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина
Класс: 9
Тип урока: урок усвоения новых знаний ( Б,П. Есипов, В.А. Онищук, Г.И. Щукина)
Цели:
научить выбирать и систематизировать цитаты из поэтического текста с целью его правильной интерпретации;
развить навыки смыслового чтения;
сформировать потребность в общении с художественными произведениями.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: воспринимают, анализируют, критически оценивают и интерпретируют поэтический текст;
Метопредметные: познавательные: развивают навыки смыслового чтения;
Личностные: осознают роль художественного текста как особого способа познания жизни.
Педагогические технологии: технология развития критического мышления.
№ | ЭТАПЫ урока | СОДЕРЖАНИЕ | МЕТОД/ПРИЁМЫ |
1. | Организационный | Приветствие. Прослушивание стихотворения «Пророк». Выход на тему. | Словесный метод |
СТАДИЯ ВЫЗОВА |
2 | Актуализация знаний | Обучающиеся заполняют первую колонку «Знаю» таблицы «З.Х.У.»- записывают известную информацию по теме урока. Учатся прогнозированию – заполняют графу «Хочу узнать» | Приём «Знаю - Хочу узнать -Узнал» |
3. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся | Учащиеся самостоятельно определяют цель познавательной деятельности на данном уроке. В качестве цели урока формируется проблемный вопрос. Учащиеся определяют план решения проблемы (этапы урока) | Побуждающий диалог. Проблемный вопрос. |
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ |
4. | Первичное усвоение новых знаний | Учащиеся работают индивидуально и в группах. Этот этап познания, где учащиеся получать возможность развить свои навыки смыслового чтения. Учащиеся работают с поэтическим текстом, учатся понимать, интерпретировать поэтический текст, выделять необходимую информацию. Заполняют «Двухчастный дневник» Анализируют и систематизируют материал, заносят полученную информацию в схему «Фишбоун». Поддержка задач, поставленных в начале урока. | Метод «Фишбоун» Приём «Двухчастный дневник» |
5. | Первичная проверка понимания | Представляют результаты работы группы по заполнению «Двухчастного дневника». Обобщают информацию, делают вывод, заполняют схему «Фишбоун». | Словесный метод Метод «Фишбоун» |
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ |
6. | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Учащиеся формируют ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Заполняют оставшуюся графу в таблице «Знаю – Хочу - Узнал» Оценивают свою работу на уроке - отвечают на вопросы рефлексивной анкеты. | Приём «Знаю - Хочу узнать -Узнал» Рефлексивная анкета |
7. | Информация о домашнем задании | Дифференцированное домашнее задание: 1 уровень: «Стандартны» 2 уровень « Повышенный» 3 уровень: «Творческий» | Практический, творческие методы |
Формы оценивания и примеры заданий для оценивания.
Стадия ВЫЗОВА
Общие требования к устному ответу по литературе
1. Соответствие ответа формулировке темы.
2. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения.
3. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа.
4. Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа.
5. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений.
6. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
Критерии оценивания устного ответа:
Высокий уровень (Отметка «5») оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно - эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Допускается одна-две неточности в ответе.
Базовый уровень (Отметка «3») оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Низкий уровень (Отметка «2») оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно - эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ
Учащиеся работают с поэтическими текстами А.С. Пушкина, учатся понимать, интерпретировать поэтический текст, выделять необходимую информацию.
Заполняют «Двухчастный дневник»
Анализируют и систематизируют материал, заносят полученную информацию в схему «Фишбоун».
1.По ходу чтения текста вам необходимо заполнить «Двухчастный дневник». Заполнение дневника начинайте с левой части таблицы.
Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (вызвали воспоминания, протест или ассоциации, а, может, озадачили) | Комментарии: что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли она вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней? |
| |
2.Метод «Фишбоун» Анализ стихотворений А.С. Пушкина «Поэт», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Работа в группах. Класс делиться на три группы, каждая группа получает для анализа одно стихотворение и заполняет в схеме «Фишбоун» свои «верхние» и «нижние» косточки.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу. Как главное назначение поэта по мнению А.С. Пушкина?
Верхние косточки — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Название стихотворений , отражающих тему .
Нижние косточки — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Даты написания. Ключевые понятия
выводы
Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. Что объединяет все стихотворения
Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов.
Критерии оценивания
Критерии | Баллы |
Правильность заполнения | 1 |
Полнота раскрытия материала | 1 |
Наличие вывода | 1 |
Эстетичность оформления | 1 |
Самостоятельность выполнения задания | 1 |
Работу в группах оценивает эксперт группы.
№ | Вопрос | Отметка (нет-0/ да-1) |
1 | Как группа приступила к работе? | |
2 | Сформулировала ли группа стоящую перед ней задачу? | |
3. | Члены группы распределили задания между собой? | |
4. | Было взаимодействие членов группы между собой? | |
5. | Была организована работа при создании конечного продукта. | |
«5» высокий уровень – 5 баллов (выполнены правильно все требования);
«4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);
«3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);
«2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).
Стадия РЕФЛЕКСИИ
Удачные приемы для эмоциональной самооценки учащихся
Рефлексивная анкета
1.Оценочный лист. Оцени свою работу на уроке.
Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) ____________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) ____________________________________
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать _________________________
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало _____________________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше __________________
6. Осталось непонятным _________________________________________________
7. Домашнее задание мне кажется легким, интересным, трудным, не интересным___________________________________________________________________
Домашнее задание
Дифференцированное домашнее задание:
1 уровень: «Стандартны»
2 уровень « Повышенный»
3 уровень: «Творческий»
№1.Какие поэты были литературными предшественниками в этой теме? Аргументируй и запиши в виде аргументированного ответа 5 предложении
№2. Сопоставьте стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк». Сформулируйте прямой связанный ответ (5-8 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух произведений.
№3. В чем видит Пушкин предназначение истинного поэта? Напишите сочинение объёмом не менее 200 слов.
Нормы оценивания письменных работ по литературе
Сочинение (сочинение, развернутый ответ на проблемный вопрос, характеристика героя, отзыв и др.).
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
-правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
-точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Критериями оценивания учащихся по русскому языку».
Высокий уровень (Отметка «5») ставится за сочинение: глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Повышенный уровень (Отметка «4») ставится за сочинение:
-достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
-логичное и последовательное изложение содержания;
-написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Базовый уровень (Отметка «3») ставится за сочинение, в котором:
-в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
-материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
-обнаруживается владение основами письменной речи;
-в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Низкий уровень (Отметка «2») ставится за сочинение, которое:
-не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
-характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
-отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.