СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина

Просмотр содержимого документа
««Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе»»

Методическая разработка

«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе»

Методическая карта урока

Предмет: литература

Учитель: О.А. Люковец

Тема урока: Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина

Класс: 9

Тип урока: урок усвоения новых знаний ( Б,П. Есипов, В.А. Онищук, Г.И. Щукина)

Цели:

  • научить выбирать и систематизировать цитаты из поэтического текста с целью его правильной интерпретации;

  • развить навыки смыслового чтения;

  • сформировать потребность в общении с художественными произведениями.



Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные: воспринимают, анализируют, критически оценивают и интерпретируют поэтический текст;

  2. Метопредметные: познавательные: развивают навыки смыслового чтения;

  3. Личностные: осознают роль художественного текста как особого способа познания жизни.



Педагогические технологии: технология развития критического мышления.





ЭТАПЫ урока

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОД/ПРИЁМЫ

1.

Организационный

Приветствие. Прослушивание стихотворения «Пророк». Выход на тему.

Словесный метод

СТАДИЯ ВЫЗОВА

2

Актуализация знаний

Обучающиеся заполняют первую колонку «Знаю» таблицы «З.Х.У.»- записывают известную информацию по теме урока. Учатся прогнозированию – заполняют графу «Хочу узнать»

Приём «Знаю - Хочу узнать -Узнал»

3.

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся

Учащиеся самостоятельно определяют цель познавательной деятельности на данном уроке. В качестве цели урока формируется проблемный вопрос.

Учащиеся определяют план решения проблемы (этапы урока)

Побуждающий диалог.





Проблемный вопрос.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

4.

Первичное

усвоение новых знаний

Учащиеся работают индивидуально и в группах. Этот этап познания, где учащиеся получать возможность развить свои навыки смыслового чтения.

Учащиеся работают с поэтическим текстом, учатся понимать, интерпретировать поэтический текст, выделять необходимую информацию.

Заполняют «Двухчастный дневник»

Анализируют и систематизируют материал, заносят полученную информацию в схему «Фишбоун».

Поддержка задач, поставленных в начале урока.












Метод «Фишбоун»


Приём «Двухчастный дневник»

5.

Первичная проверка понимания

Представляют результаты работы группы по заполнению «Двухчастного дневника».

Обобщают информацию, делают вывод, заполняют схему «Фишбоун».

Словесный метод

Метод «Фишбоун»

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

6.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учащиеся формируют ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Заполняют оставшуюся графу в таблице «Знаю – Хочу - Узнал»

Оценивают свою работу на уроке - отвечают на вопросы рефлексивной анкеты.

Приём «Знаю - Хочу узнать -Узнал»


Рефлексивная анкета

7.

Информация о домашнем задании

Дифференцированное домашнее задание:

1 уровень: «Стандартны»

2 уровень « Повышенный»

3 уровень: «Творческий»


Практический, творческие методы





Формы оценивания и примеры заданий для оценивания.

Стадия ВЫЗОВА

Общие требования к устному ответу по литературе

1. Соответствие ответа формулировке темы.

2. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения.

3. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа.

4. Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа.

5. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений.

6. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

Критерии оценивания устного ответа:

Высокий уровень (Отметка «5») оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно - эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Допускается одна-две неточности в ответе.

Базовый уровень (Отметка «3») оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Низкий уровень (Отметка «2») оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно - эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ

Учащиеся работают с поэтическими текстами А.С. Пушкина, учатся понимать, интерпретировать поэтический текст, выделять необходимую информацию.

Заполняют «Двухчастный дневник»

Анализируют и систематизируют материал, заносят полученную информацию в схему «Фишбоун».

1.По ходу чтения текста вам необходимо заполнить «Двухчастный дневник». Заполнение дневника начинайте с левой части таблицы.

Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (вызвали воспоминания, протест или ассоциации, а, может, озадачили)

Комментарии: что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли она вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней?






2.Метод «Фишбоун» Анализ стихотворений А.С. Пушкина «Поэт», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Работа в группах. Класс делиться на три группы, каждая группа получает для анализа одно стихотворение и заполняет в схеме «Фишбоун» свои «верхние» и «нижние» косточки.

  • Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу. Как главное назначение поэта по мнению А.С. Пушкина?

  • Верхние косточки — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Название стихотворений , отражающих тему .

  • Нижние косточки — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Даты написания. Ключевые понятия

  • выводы

    Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. Что объединяет все стихотворения

Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов.

Критерии оценивания

Критерии

Баллы

Правильность заполнения

1

Полнота раскрытия материала

1

Наличие вывода

1

Эстетичность оформления

1

Самостоятельность выполнения задания

1



Работу в группах оценивает эксперт группы.

Вопрос

Отметка (нет-0/ да-1)

1

Как группа приступила к работе?


2

Сформулировала ли группа стоящую перед ней задачу?


3.

Члены группы распределили задания между собой?


4.

Было взаимодействие членов группы между собой?


5.

Была организована работа при создании конечного продукта.


«5» высокий уровень – 5 баллов (выполнены правильно все требования);

«4» повышенный уровень – 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);

«3» базовый уровень – 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);

«2» низкий уровень – менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).

Стадия РЕФЛЕКСИИ

Удачные приемы для эмоциональной самооценки учащихся

Рефлексивная анкета

1.Оценочный лист. Оцени свою работу на уроке.

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) ____________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) ____________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать _________________________

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало _____________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше __________________

6. Осталось непонятным _________________________________________________

7. Домашнее задание мне кажется легким, интересным, трудным, не интересным___________________________________________________________________

Домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание:

1 уровень: «Стандартны»

2 уровень « Повышенный»

3 уровень: «Творческий»

№1.Какие поэты были литературными предшественниками в этой теме? Аргументируй и запиши в виде аргументированного ответа 5 предложении

№2. Сопоставьте стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк». Сформулируйте прямой связанный ответ (5-8 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух произведений.

№3. В чем видит Пушкин предназначение истинного поэта? Напишите сочинение объёмом не менее 200 слов.

Нормы оценивания письменных работ по литературе

Сочинение (сочинение, развернутый ответ на проблемный вопрос, характеристика героя, отзыв и др.).

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

-правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

-точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Критериями оценивания учащихся по русскому языку».

Высокий уровень (Отметка «5») ставится за сочинение: глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Повышенный уровень (Отметка «4») ставится за сочинение:

-достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

-логичное и последовательное изложение содержания;

-написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Базовый уровень (Отметка «3») ставится за сочинение, в котором:

-в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

-материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

-обнаруживается владение основами письменной речи;

-в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Низкий уровень (Отметка «2») ставится за сочинение, которое:

-не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

-характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

-отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!