Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике
«Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями», 6 класс
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель: подвести учащихся к открытию правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
Формируемые результаты:
Предметные: познакомить учащихся с правилом сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями, формировать умение складывать и вычитать обыкновенные дроби
Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.
Метапредметные: формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения ; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности.
Планируемые результаты:
Учащийся научится складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями.
Этапы учебного занятия с описанием:
Мотивационно-целевой
1)Историческая справка. Дроби и действия над ними не всем легко даются. Не смущайтесь, побольше терпения! Пусть вас вдохновляет тот факт, что умение обращаться с дробями было вершиной математических знаний, великие умы гордились этим. Так, например, в 18 веке в европейских гимназиях даже не «добирались» до действий с дробями . А мы с вами изучаем их уже в 5-6 классах.
2)Устная работа в игровой форме с мячом , т.е. учащийся, отвечая на задание, бросает мяч тому, кто будет отвечать на следующий вопрос.
(задание на слайде)
Сократить дроби 3/9, 10/25, 44/55, 27/54
Выделить целую часть из неправильной дроби 29/6, 37/4,42/11
Привести дроби к наименьшему общему знаменателю
3/4 и 7/12, 2/5 и 3/4, 7/8 и 5/11, 3/10 и 2/15
1/6 + 2/6 1/6 + 3/4
1 – 5/12 7/12 – 5/12
1/2 + 1/2 3/7 – 1/4
(1 балл за каждый верный ответ)
- Почему два выражения остались без ответа?
- Сформулируйте тему нашего урока и цель.
Поисково-исследовательский
- Прежде , чем перейти к теме урока, давайте вспомним алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
(Учащиеся должны сформулировать ранее изученный алгоритм работы)
1. сложить (вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы(разности)
2. знаменатель оставить без изменения, записать его в знаменатель суммы (разности)
3. если возможно, сократить получившуюся дробь или выделить целую часть из неправильной дроби
(алгоритм появляется на слайде после ответов учащихся)
-Ребята, как вы думаете, почему мы не сможем использовать этот алгоритм при нахождении суммы 1/6 + 3/4 и разности 3/7 – 1/4 ? Что можно предпринять? Что необходимо добавить в наш алгоритм?
Постарайтесь найти ответы на вопросы, работая в парах, выскажите друг другу свои предположения и объедините их для общего ответа
( Учащиеся высказывают свои предположения)
- Ребята, вы правы, привычный для нас алгоритм нужно начать с приведения дробей к наименьшему общему знаменателю.
- Знакомство с образцом оформления решения на примерах нахождении суммы 1/6 + 3/4 и разности 3/7 – 1/4
Практико- ориентированный
Работа с учебником
- Откройте учебник, пункт 11, стр. 50, прочитайте правило сложения (вычитания) дробей с разными знаменателями
2) работа с интерактивным заданием в РЭШ
(1 балл за правильно выполненное задание)
3)Работа в тетради по учебнику (№ 321)
(Учащиеся поочерёдно выходят к доске, решают примеры и комментируют свои действия)
(1 балл за правильно выполненный пример)
Контрольно-оценочный
а) Работа в тетради
Самостоятельная работа по вариантам с последующей самопроверкой по готовым решениям
1 вариант | 2 вариант |
1/5 + 3/7 | 7/9-1/3 |
7/10+8/15 | 3/20+7/30 |
11/12-1/6 | 14/15-3/5 |
18/35-3/14 | 7/36+5/24 |
Х-2/5 = 1/4 | 11/12-х=1/6 |
(по 1 баллу за примеры, 2 балла за уравнение)
б) задание «Заполни пропуски» (на карточках) с последующей взаимопроверкой
(4 балла)
в) работа в «Учи.ру» по карточкам по уровням (самостоятельная работа, проверяется компьютером)
1 уровень «Смешай компот»
( 4балла)
2 уровень « Алгоритм сложения и вычитания дробей»
(4 балла)
3 уровень «Сложение и вычитание» Тренировка.
( 4балла)
Рефлексивно-обобщающий
- Какую цель мы ставили в начале урока? Удалось ли нам её достигнуть?
- Какие трудности встретились на уроке?
- Как вы думаете, почему возникли эти трудности?
- Что вы можете сделать, чтобы эти трудности не возникали?
Формы оценивания и примеры заданий на оценивание
На уроке используется критериальный способ оценивания знаний
17 – 20 баллов – оценка « 5»
13 – 17 баллов – оценка «4»