| Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу рассказать вам о формах и методах подготовки к ГИА по предмету биология. Предмет «биология» кажется очень простым. Птички, цветочки… А на самом деле это около 500 сложнейших тем, так или иначе связанных друг с другом. Для восприятия знаний нужно время! Для того, чтобы их осознать, увидеть, почувствовать, выстроить логические взаимосвязи с уже известным. Подготовка к ЕГЭ – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет он, зависит наш результат. Поэтому свою работу я начинаю с анализа предыдущих экзаменов, на какие ошибки нужно обратить внимание, и в чем их причины. В основном выявляются такие: 1) невнимательное прочтение инструкций к каждому типу заданий и предписаний к их выполнению; 2) неумение выделить главное в формулировке задания, провести его анализ; 3) отсутствие знаний обязательного учебного материала, неумение их использовать при ответе на задание, 4) в ответах на задание 2 части освещение второстепенного материала, не имеющего отношения к поставленному вопросу, 5) не сформированность умения работать с текстом, выделить в нём главное, существенное, определить по рисунку, схеме необходимую информацию. |
| Не секрет, что часть школьников, даже те, кто приходит из начального звена с хорошими оценками, могут добросовестно заучить материал, т. к. память у них хорошая, объем предлагаемого пока невелик, но сразу начинаются проблемы, когда требуется не просто пересказ, а осмысление, понимание биологических процессов. Для устранения этого недостатка и следует использовать метод тестирования, как основной в КИМах ЕГЭ, который активизирует мыслительную деятельность учащихся. В 5 классе, начиная с первых уроков, я использую самые простые формы заданий: «Верно-неверно», «Выбери верное утверждение», «Найди ошибку в предложении». Затем перехожу к заданиям тестового характера. В 6 классе начинаю использовать тесты «Установи соответствие» при изучении темы «Систематика растений». При изучении темы «Эволюция растений» ввожу тесты на определение последовательности. В 7 классе начинаю использовать задания «Выбери три ответа из шести», а также задания «Вставь пропущенное слово». Выполнение задания, требующего вставить в тематический текст недостающие биологические термины. Когда ученики усвоят механизм выполнения таких заданий, перехожу к более сложным, направленным на нахождение и исправление ошибок в коротком тексте, состоящем из шести предложений и объединенных одной темой. Уже с 8 класса применяю все формы тестовых заданий, которые встречаются в КИМах на ЕГЭ и ГИА в 9 классе. Так же очень важно в биологии знать терминологию, я ребятам предлагаю завести общие тетради, где последние страницы 5-7 отвести на словарик. Либо в тетради, но выделив, каким либо заметны цветом. Записываем четкие определения, с учетом, что один термин может быть обозначен разными формулировками. В этом случае необходимо представлять учащимся все терминологические варианты обозначения того или иного понятия, поскольку в контрольных измерительных материалах могут использоваться различные термины, обозначающие одно и то же понятие. Например: Обмен веществ - метаболизм. (8 класс) Работа в этом направлении предполагает использование словарей, энциклопедий, при этом возрастает внимание к русскому языку, формируется интерес к языку биологической науки, актуализируется языковой опыт учащихся, развивается их устная и письменная речь, наиболее эффективно формируются коммуникативные умения учащихся. использую приемы мнемотехники, объяснять значение терминов, имеющих греческое, латинское или иное происхождение. Тропизмы (греч. тропос – поворот, направление) – направленные ростовые движения органов растений, выраженные односторонним воздействием факторов среды и т.д. Учащиеся, услышав перевод, начинают вспоминать, что растения тянутся к свету, а корни растут вглубь почвы. |
| Широко использую метод рисуночного - идеографического письма - это рисунки, таблицы, пиктограммы и схемы для иллюстрации, видео фрагменты и объяснения биологических закономерностей – принцип лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать никто пока не отменил. И опыт показывает, что задания с конкретными рисунками, графиками и т.д. вызывают у учащихся затруднения. В конце года выявляю учащихся 8-ого, и 9-ого класса, выбравших биологию для ЕГЭ или ГИА. Далее составляю примерный тематический план повторения учебного материала прошлых лет. И в течение следующего года начинаем подготовку. Вводные контрольные работы, пробные экзамены с заполнением бланков, ведем отдельные тетради для конспектов. Таким образом, у каждого ученика накапливается набор конспектов с отобранным и адаптированным материалом. Позднее по каждой теме ученикам предлагаются тесты повышенного уровня, решение которых требует тщательной проработки конспектов. В проведении пробных экзаменов помогают КИМы тренировочных и диагностических, размещаемых в системе дистанционной подготовки Статград. По результатам проводится анализ работы каждого ученика, высчитывается его первичный балл, выявляются слабые места в его подготовке. Анализ нескольких подобных работ показывает динамику роста его знаний и эффективности освоения тестовых технологий. Пробелы в знаниях отрабатываются индивидуально. В системе подготовки к ЕГЭ большое значение имеет самостоятельная домашняя работа с тестовыми заданиями. Для этого раздаю индивидуальные дидактические карточки, ученикам, имеющим дома компьютер и выход в интернет работают с сайтом решу ОГЭ (ЕГЭ). Проверку заданий провожу либо фронтально на уроке, либо собираю тетради для проверки и исправляю ошибочные ответы, а ученики при этом получают возможность провести работу над ошибками. |
| Многие утверждают, что задания в форме ЕГЭ не способствуют развитию речи учащихся. Я с этим не согласна, ведь задания уровня С и направлены на проверку умения выпускников строить монолог, доказывать своё мнение, рассуждать. В старших классах я практикую зачёты, где от каждого ученика стараюсь добиться осознанного, осмысленного устного изложения зачетных тем; провожу семинары, к которым ребята готовят устные ответы на предложенные заранее вопросы (раздаю листы с вопросами в качестве домашнего задания), и чаще всего семинары проходят в форме дискуссии, а тут и развивается речь детей. |
| Таким образом, подобные подходы к изучению и повторению позволяют, не просто выучить программный материал, но развить навыки работы с предметной литературой, освоить методику выбора наиболее важного материала и составления конспектов и освоить методику тестирования. Для этого используются школьные учебники, про которые при подготовке к ЕГЭ забывают. Это очень плохо, т.к. многие рисунки и схемы берутся из школьных учебников. Да, их сейчас огромное множество, но я стараюсь на занятиях показать ребятам материал по одной теме в нескольких учебниках. Для самоподготовки обучающимся рекомендую он-лайн тестирование в системе интернет-ресурсов. |