СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2024 Ноябрь Биология Вариант 12

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  РЕШУ ОГЭ — биология Вариант № 3672472   1.  Тип 1 № 12134

В опыте глаз человека освещали ярким светом, в результате чего было зафиксировано сужение зрачка в сравнении с исходным состоянием.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует данный опыт?

        2.  Тип 2 № 39148

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  туберкулезная палочка

Б)  пеницилл

В)  одуванчик лекарственный

Г)  малярийный плазмодий

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Бактерии

2)  Грибы

3)  Животные

4)  Растения

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 35167

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  отряд Воробьинообразные

2)  вид Дрозд рябинник

3)  класс Птицы

4)  семейство Дроздовые

5)  род Дрозд

        4.  Тип 4 № 12237

Изучите график зависимости температуры тела больного трехдневной малярией от продолжительности болезни (по оси х отложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси у  — температура тела больного (в °С)).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

1)  За время течения болезни температура поднималась выше нормальной 5 раз.

2)  Минимальное значение температуры приходится на ночь с 5 на 6.

3)  Низкие значения температуры на 2 и 6 дни болезни являются следствием приема лекарств.

4)  После резкого скачка температуры наблюдается ее падение до нормального и ниже значений.

5)  Скачки температуры на 1, 4, 7, 10 и 13 дни болезни связаны с повторным инфицированием.

        5.  Тип 5 № 475

Расположите в правильном порядке процессы, происходящие в пищеварительной системе птицы, после прохождения пищи через ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  переваривание пищи соками поджелудочной железы, печени и желчного пузыря

2)  поступление непереваренных продуктов в клоаку

3)  размягчение и частичное переваривание пищи под влиянием слюны

4)  обработка пищи пищеварительными соками, вырабатываемыми железистыми клетками желудка

        6.  Тип 6 № 35095

Что из приведенного можно изучать с помощью палеонтологических методов?

 

1)  половое поведение земноводных

2)  эволюцию млекопитающих

3)  тонкую структуру органоидов клетки

4)  зависимость скорости реакции от температуры

        7.  Тип 7 № 1794

Известно, что крот обыкновенный  — почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Длина тела животных составляет 18–26,5 см, а масса  — 170–319 г.

2)  Взрослые животные неуживчивы друг с другом, нападают на попавших на их участок сородичей и могут загрызть их насмерть.

3)  Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В это время самка выкармливает его молоком.

4)  Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2 м.

5)  По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги, а к югу  — до типичных степей.

6)  Крот питается дождевыми червями, в меньших количествах поедает слизней, насекомых и их личинок.

        8.  Тип 8 № 2925

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

 

Целое Часть
Семя
Корень Боковой корень

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)  плод

2)  соцветие

3)  цветок

4)  плодовое тело

        9.  Тип 9 № 729

Какие примеры относят к биологическому эксперименту? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки

2)  слежение за миграцией косяка трески

3)  изучение характера пульса после разных физических нагрузок

4)  лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья

5)  описание внешних признаков бобовых растений

6)  выработка условного пищевого рефлекса

        10.  Тип 10 № 828

Вставьте в текст «Ткани человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

ТКАНИ ЧЕЛОВЕКА

 

В организме человека выделяют четыре основные группы тканей. В ___________ (А) тканях хорошо развито межклеточное вещество. В ___________ (Б) и лимфе  — межклеточное вещество ___________ (В). В ___________ (Г) тканях клетки плотно прилегают друг к другу. Эти ткани образуют покровы тела и выстилают полости внутренних органов.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) эпителиальные 2) соединительные 3) покровные 4) образовательные
5) кровь 6) жидкое 7) прочное 8) эластичное

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        11.  Тип 11 № 954

Установите соответствие между примером и типом размножения, который он иллюстрирует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИМЕР

 

A)  почкование дрожжей

Б)  образование спор у папоротника

В)  выращивание традесканции из черенков

Г)  образование деток у лука

Д)  образование плодов и семян у вишни

Е)  появление отпрысков у сливы

 

 

 

ТИП РАЗМНОЖЕНИЯ

 

1)  бесполое

2)  половое

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        12.  Тип 12 № 1302

Верны ли следующие суждения о цепях питания?

 

А.  При переходе с одного трофического уровня на другой количество энергии увеличивается.

Б.  Цепи питания могут начинаться с органических остатков.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

        13.  Тип 13 № 2301

Рассмотрите изображение серой неясыти. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению серой неясыти, по следующему плану: форма клюва, форма когтей, оперенность лап, форма лицевого диска, форма крыльев.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        14.  Тип 14 № 39191

Под каким номером изображена затылочная кость человека?

 

1)

2)

3)

4)

        15.  Тип 15 № 298

Что из перечисленного лежит в основе работы нервной системы человека?

 

1)  рассудочная деятельность

2)  мышление и речь

3)  рефлекс

4)  восприятие сигналов внешней среды

        16.  Тип 16 № 35329

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение глаза». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1.  Роговица.

2.  Стекловидное тело.

3.  Радужная оболочка.

4.  Зрительный нерв.

5.  Хрусталик.

6.  Сетчатка.

        17.  Тип 17 № 665

Какие органические вещества в организме человека могут выполнять энергетическую функцию? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  гликоген

2)  нуклеиновая кислота

3)  глюкоза

4)  липид

5)  витамин А

6)  сульфат натрия

        18.  Тип 18 № 39095

Установите соответствие между примерами костей и их типами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

КОСТИ

 

А)  бедренная

Б)  грудина

В)  лучевая

Г)  фаланга пальца

Д)  лопатка

 

 

 

ТИПЫ

 

1)  трубчатая

2)  плоская

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        19.  Тип 19 № 39165

 

Изучите фрагмент экосистемы пустыни, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания джейрана.

 

Список характеристик:

1)  продуцент

2)  редуцент

3)  консумент первого порядка

4)  растительноядное животное

5)  хищник

6)  способствует распространению семян

        20.  Тип 20 № 39166

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит суслик. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 39167

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы пустыни. Как изменится численность скотоцерок и скорпионов, если в течение нескольких лет наблюдалось сокращение численности беркутов?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность скотоцерок Численность скорпионов
        22.  Тип 22 № 39198

Рассмотрите рисунки 1, 2 с изображением процессов жизнедеятельности растения. Как называют процесс, изображенный на рисунке под цифрой 1? Сформулируйте одно из правил по уходу за комнатными растениями с учетом знания этого процесса.

          23.  Тип 23 № 39201

Итальянские естествоиспытатели Л. Спалланцани и Ж. Жюрин в середине ХVIII в. провели серию экспериментов. Первый взял группу летучих мышей, часть из которых ослепил, а вторую  — контрольную  — оставил зрячими. Всех мышей он выпустил в темную комнату и стал наблюдать. Оказалось, что ослепленные мыши летали наравне со зрячими, не натыкаясь на препятствия. Его коллега залепил воском уши летучих мышей, в результате

зверьки натыкались на все предметы, находящиеся в комнате.

Какой вывод могли сделать естествоиспытатели на основании проведенных ориентации этих рукокрылых?

          24.  Тип 24 № 2128

 

ПРИМАТЫ

 

Отряд приматов назван так потому, что в него входят наиболее высокоорганизованные животные  — обезьяны (в переводе слово «приматы» означает «первые»). Приматы  — обитатели тропиков. Большинство из них живет в густых зарослях тропических лесов. Обезьяны активны днем. Живут они стадами, во главе стада стоит сильный самец, а остальные самцы, самки и подрастающие детеныши занимают подчиненное положение.

В отличие от других древесных животных, цепляющихся за ветви острыми когтями, приматы обхватывают ветку длинными, хорошо развитыми пальцами. На передних и задних конечностях приматов первый (большой) палец может противопоставляться остальным. Это позволяет животному прочно удерживаться на ветвях, брать пальцами самые мелкие предметы. Вместо когтей на пальцах обезьян развиты плоские ногти. Подушечки пальцев служат органом осязания, так же как и оголенные ладони и подошвы стопы.

У обезьян прекрасный слух и острое зрение. Их глаза расположены не по бокам головы, как у большинства других животных, а направлены вперед. Они видят один и тот же предмет обоими глазами одновременно, благодаря чему точно определяют расстояние до него. Такая особенность зрения имеет большое значение при прыжках с ветки на ветку. Обезьяны хорошо различают форму и цвет, уже издали они обнаруживают зрелые плоды, съедобных насекомых. Питаются они как растительной, так и животной пищей, но предпочитают все же сочные плоды.

Крупные ушные раковины расположены по бокам головы и позволяют обезьянам безошибочно определять источник звука, воспринимать разнообразные звуки, издаваемые различными животными. Слух играет большую роль в жизни обезьян, которые с помощью разнообразных криков общаются друг с другом, предупреждая об опасности или сообщая о своем местонахождении.

Используя содержание текста «Приматы», ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Каково значение пальцев?

2)  Какова особенность расположения ушных раковин у приматов?

3)  Назовите один из признаков, по которому приматов относят к классу Млекопитающие?

          25.  Тип 25 № 1631

Ученые исследовали массу пчел из разных районов. Их интересовали различия в массе летнего и осеннего поколения пчел, а также характер изменения этого показателя в зависимости от места происхождения. Показатель сырой и сухой массы пчел говорит о степени физиологической подготовки пчел к разным сезонам, накапливанию энергии, отсутствии или наличии у насекомых заботы о выращивании рабочих пчел в улье и т. д.

Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

1)  Как изменяется масса пчел от лета к осени?

2)  На сколько процентов изменилась сырая масса пчел Уссурийска?

Пример расчета сырой массы для пчел Рязанской области: 78,6:69,6 ≈ 1,1293... Ответ: 12,9%.

3)  Какая масса пчел Уссурийска накапливается больше  — сухая или сырая (в %)?

4)  У каких пчел сухая масса тела осенью больше  — у северных или южных?

 

 

Происхождение пчел Поколение пчел Сырая масса пчел (в мг) Сухая масса пчел (в мг)
Рязанская область Летнее Осеннее 69,6 78,6 21,6 25,8
Ташкент

 

Летнее Осеннее 62,1 71,6 19,5 23,8
Молдавия Летнее Осеннее 61,9 72,9

 

20,2 23,4

 

Уссурийск

 

Летнее Осеннее 66,1 78,3

 

20,9 26,6

 

Латвия

 

Летнее Осеннее 70,8 84,1 23,1 27,9
          26.  Тип 26 № 12950

Алексей ехал на дачу на велосипеде со скоростью 16 км/ч 1 час 40 минут. Используя данные таблиц 1 и 2, ответьте на вопросы.

1)  Каковы энергозатраты Алексея на поездку?

2)  В местном кафе он заказал бутерброд с мясом и чай без сахара. Какое еще блюдо (не напиток) может заказать Алексей, чтобы количество калорий в его пище было равно затратам на поездку.

3)  Назовите пример простых углеводов?

 

Таблица 1

 

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)
Бутерброд с мясом 425 39 33 41
Бутерброд с курицей 355 13 15 42
Бутерброд с ветчиной 380 19 18 35
Жареный картофель 225 3 12 29
Омлет с ветчиной 350 21 14 35
Салат овощной 60 3 0 10
Салат с курицей 250 14 12 15
Мороженое шоколадное 325 6 11 50
Вафельный рожок 135 3 4 22
Лимонад 170 0 0 42
Апельсиновый сок 225 2 0 35
Чай без сахара 0 0 0 0
Чай с сахаром (две чайные ложки) 68 0 0 14

 

Таблица 2

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

 

 

Виды физической активности Энергетическая стоимость
Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин
Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин
Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2024 Ноябрь Биология Вариант 12»

РЕШУ ОГЭ — биология

Вариант № 3672472

1.  Тип 1 № 12134

В опыте глаз человека освещали ярким светом, в результате чего было зафиксировано сужение зрачка в сравнении с исходным состоянием.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует данный опыт?

2.  Тип 2 № 39148

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМЫ

А)  туберкулезная палочка

Б)  пеницилл

В)  одуванчик лекарственный

Г)  малярийный плазмодий

ЦАРСТВА

1)  Бактерии

2)  Грибы

3)  Животные

4)  Растения

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35167

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  отряд Воробьинообразные

2)  вид Дрозд рябинник

3)  класс Птицы

4)  семейство Дроздовые

5)  род Дрозд

4.  Тип 4 № 12237

Изучите график зависимости температуры тела больного трехдневной малярией от продолжительности болезни (по оси х отложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси у  — температура тела больного (в °С)).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

1)  За время течения болезни температура поднималась выше нормальной 5 раз.

2)  Минимальное значение температуры приходится на ночь с 5 на 6.

3)  Низкие значения температуры на 2 и 6 дни болезни являются следствием приема лекарств.

4)  После резкого скачка температуры наблюдается ее падение до нормального и ниже значений.

5)  Скачки температуры на 1, 4, 7, 10 и 13 дни болезни связаны с повторным инфицированием.

5.  Тип 5 № 475

Расположите в правильном порядке процессы, происходящие в пищеварительной системе птицы, после прохождения пищи через ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  переваривание пищи соками поджелудочной железы, печени и желчного пузыря

2)  поступление непереваренных продуктов в клоаку

3)  размягчение и частичное переваривание пищи под влиянием слюны

4)  обработка пищи пищеварительными соками, вырабатываемыми железистыми клетками желудка

6.  Тип 6 № 35095

Что из приведенного можно изучать с помощью палеонтологических методов?

 

1)  половое поведение земноводных

2)  эволюцию млекопитающих

3)  тонкую структуру органоидов клетки

4)  зависимость скорости реакции от температуры

7.  Тип 7 № 1794

Известно, что крот обыкновенный  — почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Длина тела животных составляет 18–26,5 см, а масса  — 170–319 г.

2)  Взрослые животные неуживчивы друг с другом, нападают на попавших на их участок сородичей и могут загрызть их насмерть.

3)  Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В это время самка выкармливает его молоком.

4)  Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2 м.

5)  По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги, а к югу  — до типичных степей.

6)  Крот питается дождевыми червями, в меньших количествах поедает слизней, насекомых и их личинок.

8.  Тип 8 № 2925

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

Целое

Часть

Семя

Корень

Боковой корень

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1)  плод

2)  соцветие

3)  цветок

4)  плодовое тело

9.  Тип 9 № 729

Какие примеры относят к биологическому эксперименту? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки

2)  слежение за миграцией косяка трески

3)  изучение характера пульса после разных физических нагрузок

4)  лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья

5)  описание внешних признаков бобовых растений

6)  выработка условного пищевого рефлекса

10.  Тип 10 № 828

Вставьте в текст «Ткани человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ТКАНИ ЧЕЛОВЕКА

В организме человека выделяют четыре основные группы тканей. В ___________ (А) тканях хорошо развито межклеточное вещество. В ___________ (Б) и лимфе  — межклеточное вещество ___________ (В). В ___________ (Г) тканях клетки плотно прилегают друг к другу. Эти ткани образуют покровы тела и выстилают полости внутренних органов.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) эпителиальные

2) соединительные

3) покровные

4) образовательные

5) кровь

6) жидкое

7) прочное

8) эластичное

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 954

Установите соответствие между примером и типом размножения, который он иллюстрирует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИМЕР

A)  почкование дрожжей

Б)  образование спор у папоротника

В)  выращивание традесканции из черенков

Г)  образование деток у лука

Д)  образование плодов и семян у вишни

Е)  появление отпрысков у сливы

ТИП РАЗМНОЖЕНИЯ

1)  бесполое

2)  половое

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

12.  Тип 12 № 1302

Верны ли следующие суждения о цепях питания?

 

А.  При переходе с одного трофического уровня на другой количество энергии увеличивается.

Б.  Цепи питания могут начинаться с органических остатков.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 2301

Рассмотрите изображение серой неясыти. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению серой неясыти, по следующему плану: форма клюва, форма когтей, оперенность лап, форма лицевого диска, форма крыльев.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 39191

Под каким номером изображена затылочная кость человека?

1)

2)

3)

4)

15.  Тип 15 № 298

Что из перечисленного лежит в основе работы нервной системы человека?

 

1)  рассудочная деятельность

2)  мышление и речь

3)  рефлекс

4)  восприятие сигналов внешней среды

16.  Тип 16 № 35329

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение глаза». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1.  Роговица.

2.  Стекловидное тело.

3.  Радужная оболочка.

4.  Зрительный нерв.

5.  Хрусталик.

6.  Сетчатка.

17.  Тип 17 № 665

Какие органические вещества в организме человека могут выполнять энергетическую функцию? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  гликоген

2)  нуклеиновая кислота

3)  глюкоза

4)  липид

5)  витамин А

6)  сульфат натрия

18.  Тип 18 № 39095

Установите соответствие между примерами костей и их типами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

КОСТИ

А)  бедренная

Б)  грудина

В)  лучевая

Г)  фаланга пальца

Д)  лопатка

ТИПЫ

1)  трубчатая

2)  плоская

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19.  Тип 19 № 39165

Изучите фрагмент экосистемы пустыни, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания джейрана.

 

Список характеристик:

1)  продуцент

2)  редуцент

3)  консумент первого порядка

4)  растительноядное животное

5)  хищник

6)  способствует распространению семян

20.  Тип 20 № 39166

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит суслик. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме.

 

21.  Тип 21 № 39167

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы пустыни. Как изменится численность скотоцерок и скорпионов, если в течение нескольких лет наблюдалось сокращение численности беркутов?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность скотоцерок

Численность скорпионов

22.  Тип 22 № 39198

Рассмотрите рисунки 1, 2 с изображением процессов жизнедеятельности растения. Как называют процесс, изображенный на рисунке под цифрой 1? Сформулируйте одно из правил по уходу за комнатными растениями с учетом знания этого процесса.

23.  Тип 23 № 39201

Итальянские естествоиспытатели Л. Спалланцани и Ж. Жюрин в середине ХVIII в. провели серию экспериментов. Первый взял группу летучих мышей, часть из которых ослепил, а вторую  — контрольную  — оставил зрячими. Всех мышей он выпустил в темную комнату и стал наблюдать. Оказалось, что ослепленные мыши летали наравне со зрячими, не натыкаясь на препятствия. Его коллега залепил воском уши летучих мышей, в результате

зверьки натыкались на все предметы, находящиеся в комнате.

Какой вывод могли сделать естествоиспытатели на основании проведенных ориентации этих рукокрылых?

24.  Тип 24 № 2128

ПРИМАТЫ

 

Отряд приматов назван так потому, что в него входят наиболее высокоорганизованные животные  — обезьяны (в переводе слово «приматы» означает «первые»). Приматы  — обитатели тропиков. Большинство из них живет в густых зарослях тропических лесов. Обезьяны активны днем. Живут они стадами, во главе стада стоит сильный самец, а остальные самцы, самки и подрастающие детеныши занимают подчиненное положение.

В отличие от других древесных животных, цепляющихся за ветви острыми когтями, приматы обхватывают ветку длинными, хорошо развитыми пальцами. На передних и задних конечностях приматов первый (большой) палец может противопоставляться остальным. Это позволяет животному прочно удерживаться на ветвях, брать пальцами самые мелкие предметы. Вместо когтей на пальцах обезьян развиты плоские ногти. Подушечки пальцев служат органом осязания, так же как и оголенные ладони и подошвы стопы.

У обезьян прекрасный слух и острое зрение. Их глаза расположены не по бокам головы, как у большинства других животных, а направлены вперед. Они видят один и тот же предмет обоими глазами одновременно, благодаря чему точно определяют расстояние до него. Такая особенность зрения имеет большое значение при прыжках с ветки на ветку. Обезьяны хорошо различают форму и цвет, уже издали они обнаруживают зрелые плоды, съедобных насекомых. Питаются они как растительной, так и животной пищей, но предпочитают все же сочные плоды.

Крупные ушные раковины расположены по бокам головы и позволяют обезьянам безошибочно определять источник звука, воспринимать разнообразные звуки, издаваемые различными животными. Слух играет большую роль в жизни обезьян, которые с помощью разнообразных криков общаются друг с другом, предупреждая об опасности или сообщая о своем местонахождении.

Используя содержание текста «Приматы», ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Каково значение пальцев?

2)  Какова особенность расположения ушных раковин у приматов?

3)  Назовите один из признаков, по которому приматов относят к классу Млекопитающие?

25.  Тип 25 № 1631

Ученые исследовали массу пчел из разных районов. Их интересовали различия в массе летнего и осеннего поколения пчел, а также характер изменения этого показателя в зависимости от места происхождения. Показатель сырой и сухой массы пчел говорит о степени физиологической подготовки пчел к разным сезонам, накапливанию энергии, отсутствии или наличии у насекомых заботы о выращивании рабочих пчел в улье и т. д.

Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

1)  Как изменяется масса пчел от лета к осени?

2)  На сколько процентов изменилась сырая масса пчел Уссурийска?

Пример расчета сырой массы для пчел Рязанской области: 78,6:69,6 ≈ 1,1293... Ответ: 12,9%.

3)  Какая масса пчел Уссурийска накапливается больше  — сухая или сырая (в %)?

4)  У каких пчел сухая масса тела осенью больше  — у северных или южных?

 

Происхождение пчел

Поколение пчел

Сырая масса пчел (в мг)

Сухая масса пчел (в мг)

Рязанская область

Летнее
Осеннее

69,6
78,6

21,6
25,8

Ташкент

Летнее
Осеннее

62,1
71,6

19,5
23,8

Молдавия

Летнее
Осеннее

61,9
72,9

20,2
23,4

Уссурийск

Летнее
Осеннее

66,1
78,3

20,9
26,6

Латвия

Летнее
Осеннее

70,8
84,1

23,1
27,9

26.  Тип 26 № 12950

Алексей ехал на дачу на велосипеде со скоростью 16 км/ч 1 час 40 минут. Используя данные таблиц 1 и 2, ответьте на вопросы.

1)  Каковы энергозатраты Алексея на поездку?

2)  В местном кафе он заказал бутерброд с мясом и чай без сахара. Какое еще блюдо (не напиток) может заказать Алексей, чтобы количество калорий в его пище было равно затратам на поездку.

3)  Назовите пример простых углеводов?

 

Таблица 1

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Бутерброд с мясом

425

39

33

41

Бутерброд с курицей

355

13

15

42

Бутерброд с ветчиной

380

19

18

35

Жареный картофель

225

3

12

29

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат с курицей

250

14

12

15

Мороженое шоколадное

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Лимонад

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!