РЕШУ ОГЭ — биология
Вариант № 3672470
1. Тип 1 № 12144
На рисунке изображен процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.
К какому типу — к половому или бесполому — относится данный прием размножения растений?
Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) синегнойная палочка
Б) дубовик обыкновенный
В) вьюнок полевой
Г) конек полевой
ЦАРСТВА
1) Растения
2) Животные
3) Бактерии
4) Грибы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом внутреннего строения листа дуба. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите четкое изображение внутреннего строения листа дуба.
2) Глядя в окуляр микроскопа, настройте свет.
3) Положите микропрепарат внутреннего строения листа дуба на предметный столик.
4) Зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения.
5) Зажмите препарат лапками-держателями.
6) Максимально удобно расположите микроскоп на своем рабочем месте.
Какие признаки впервые появились у представителей класса Пресмыкающиеся? Выберите три верных ответа из шести и запишите
в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)
кожное дыхание
2)
яйца покрыты плотной оболочкой
3)
наличие второго круга кровообращения
4)
холоднокровность
5)
наличие межреберных мышц
6)
возникновение неполной перегородки в желудочке сердца
Вставьте в текст «Дыхание растений» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ
Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет ___________ (А), а выделяет ___________ (Б). Ненужные газообразные вещества удаляются из растения путем диффузии. В листе они удаляются через особые образования — ___________ (В), расположенные в кожице. При дыхании освобождается энергия органических веществ, запасенная в ходе ___________ (Г), происходящего в зеленых частях растения на свету.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) вода
2) испарение
3) кислород
4) транспирация
5) углекислый газ
6) устьица
7) фотосинтез
8) чечевичка
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между характеристиками и животными, изображенными на рисунках 1 и 2: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
1
2
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) тело, покрытое шерстью
Б) имеет воздушные мешки
В) живорождение
Г) способность к эхолокации
Д) кисть сильно редуцирована
ЖИВОТНЫЕ
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Рассмотрите фотографию листа вишни. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый
2) сидячий
Б. Жилкование листа
1) параллельное
2) дуговидное
3) пальчатое
4) перистое
В. Форма листа
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части
Д. Край листа (для выделенного фрагмента)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кровеносной системы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Какие функции регулирует симпатический отдел вегетативной нервной системы человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Установите соответствие между характеристиками и компонентами кости: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) обеспечивает рост кости в толщину
Б) образует тело кости
В) находится в головках крупных костей
Г) обеспечивает срастание кости при переломе
Д) окружает костномозговой канал
КОМПОНЕНТЫ КОСТИ
1) надкостница
2) компактное вещество
3) губчатое вещество
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность сов и растительности, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности мышей? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Рассмотрите рисунки 1, 2 с изображением домашних животных. Какое заболевание через укус может распространять животное, изображенное на рисунке 2? Сформулируйте порядок действия пострадавшего от укуса данным животным?
В XVII в. итальянский ученый Ф. Реди поставил следующий опыт. Он взял кусок мяса, разрезал его на восемь частей. Четыре кусочка он поместил в сосуды и сверху обвязал их марлей. Оставшиеся кусочки были равномерно распределены по четырем сосудам, но их естествоиспытатель накрывать марлей не стал. Через несколько дней Реди обнаружил, что во второй группе сосудов появились белые «червячки» (личинки мух), а потом оттуда стали вылетать молодые мухи. А в первой группе сосудов личинки и мухи отсутствовали.
Какую гипотезу проверял Ф. Реди в своем опыте? Какой вывод он должен был сделать?
Эксперимент Миллера−Юри — известный классический эксперимент, в котором имитировались гипотетические условия раннего периода развития Земли для проверки возможности химической эволюции. Фактически это был экспериментальный тест гипотезы, высказанной ранее Александром Опариным и Джоном Холдейном, о том, что условия, существовавшие на примитивной Земле, способствовали химическим реакциям, которые могли привести к синтезу органических молекул из неорганических. Опыт был проведен в 1953 году Стэнли Миллером и Гарольдом Юри.
Собранный аппарат представлял собой две колбы, соединенные стеклянными трубками в цикл. Заполнявший систему газ представлял собой смесь из метана, аммиака, водорода и монооксида углерода (CO). Одна колба была наполовину заполнена водой, которая при нагревании испарялась, и водяные пары попадали в верхнюю колбу, куда с помощью электродов подавались электрические разряды, имитирующие разряды молний на ранней Земле. По охлаждаемой трубке конденсировавшийся пар возвращался в нижнюю колбу, обеспечивая постоянную циркуляцию.
После одной недели непрерывного цикла Миллер и Юри обнаружили, что 10−15 % углерода перешло в органическую форму. Около 2 % углерода оказались в виде аминокислот, причем глицин оказался наиболее распространенной из них. Были также обнаружены сахара, липиды и предшественники нуклеиновых кислот. Эксперимент повторялся несколько раз
в 1953−1954 годах.
Миллер и Юри основывались в своих экспериментах на представлениях 1950-х годов о возможном составе земной атмосферы. После их экспериментов многие исследователи проводили подобные опыты в различных модификациях. Было показано, что даже небольшие изменения условий протекания процесса и состава газовой смеси (например, добавление азота или кислорода) могли привести к очень существенным изменениям образующихся органических молекул и повлиять на эффективность самого процесса их синтеза. В настоящее время вопрос о возможном составе первичной земной атмосферы остается открытым.
Используя содержание текста «Опыт Миллера и Юри», ответьте на следующие вопросы.
1. Что имитировали Миллер иЮри в своем эксперименте?
2. Какие вещества удалось синтезировать в аппарате Миллера иЮри?
3. Какое количество углерода в исходном эксперименте перешло в состав