СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2024 Ноябрь Биология Вариант 13

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  РЕШУ ОГЭ — биология Вариант № 3672473   1.  Тип 1 № 12132

На рисунке изображен пример, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

Какой тип размножения амебы  — половой или бесполый  — иллюстрирует данный процесс?

        2.  Тип 2 № 39112

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  мох сфагнум

Б)  туберкулезная палочка

В)  горностай

Г)  спорынья

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Бактерии

2)  Животные

3)  Растения

4)  Грибы

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 35168

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  вид еж обыкновенный

2)  тип Хордовые

3)  отряд Насекомоядные

4)  класс Млекопитающие

5)  семейство Ежовые

        4.  Тип 4 № 12465

Изучите график зависимости объема легких животного от его веса тела (по оси х  — масса тела (в кг), а по оси у отложен объем в л).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Зависимость объема легких от веса тела животного описывается параболой.

2)  Объем легких увеличивается с увеличением массы тела животного.

3)  У животных, объем легких которых равен 10 л, вес тела находится в пределах 10 кг.

4)  Чем выше масса тела животного, тем больше жизненная емкость легкого животного.

5)  Объем легких кита равен примерно 100 л.

        5.  Тип 5 № 1275

Расположите в правильном порядке стадии развития медоносной пчелы, после оплодотворения женской гаметы. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  куколка

2)  личинка

3)  яйцо, отложенное самкой

4)  взрослая особь

5)  зигота

        6.  Тип 6 № 35084

Как называют лабораторную посуду, изображенную на рисунке?

 

1)  спиртовка

2)  чашка Петри

3)  пробирка

4)  колба

        7.  Тип 7 № 2091

Известно, что Иван Павлов – один из авторитетнейших мировых ученых, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Иван Павлов читал много художественной и научной литературы.

2)  В 1883 году ученый защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».

3)  Иван Павлов создал общепризнанное учение о двух сигнальных системах.

4)  Иван Павлов разработал методику опытов с мнимым кормлением.

5)  Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви.

6)  Лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года.

        8.  Тип 8 № 19384

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

 

Целое Часть
Целлюлоза Глюкоза
Белок ...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  аминокислота

2)  хитин

3)  нуклеотид

4)  рибоза

        9.  Тип 9 № 1616

Какими особенностями обладают грибы? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  автотрофные организмы

2)  в клеточных стенках есть хитин

3)  все многоклеточные

4)  некоторые образуют микоризу с растениями

5)  все паразиты

6)  растут всю жизнь

        10.  Тип 10 № 1536

Вставьте в текст «Дарвинизм» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

Дарвинизм

 

Дарвинизм  — по имени английского натуралиста _________(А)  — направление эволюционной мысли, приверженцы которого согласны с основными идеями Дарвина в вопросе эволюции, согласно которым главным ___________(Б) эволюции является _______________(В) отбор. В широком смысле нередко (и не совсем правильно) употребляется для обозначения эволюционного учения или эволюционной биологии в целом. Дарвинизм противопоставляют идеям ____________(Г) который считал, что основной движущей силой эволюции является присущее организмам стремление к _____________(Д).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  свойство

2)  фактор

3)  совершенство

4)  искусственный

5)  естественный

6)  Ламарк

7)  Линней

8)  Дарвин

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        11.  Тип 11 № 410

Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ЖИВОТНОЕ

 

A)  исполинский кенгуру

Б)  травяная лягушка

В)  гребенчатый тритон

Г)  прыткая ящерица

Д)  средиземноморская черепаха

 

 

 

ТИП РАЗВИТИЯ

 

1)  прямое

2)  непрямое

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        12.  Тип 12 № 1435

Верны ли следующие утверждения об устойчивости биоценоза?

 

А.  Чем больше в биоценозе пищевых связей, тем он устойчивей.

Б.  Антропогенное воздействие не влияет на устойчивость биоценоза.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба утверждения

4)  оба утверждения неверны

        13.  Тип 13 № 2300

Рассмотрите изображение сизого голубя. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению голубя, по следующему плану: форма клюва, длина клюва, форма хвоста, длина нижних конечностей (цевки), форма крыльев.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        14.  Тип 14 № 35183

Под каким номером изображена вилочковая железа человека?

        15.  Тип 15 № 1428

За зрение в сумерках отвечает (-ют)

 

1)  радужная оболочка

2)  палочки

3)  колбочки

4)  стекловидное тело

        16.  Тип 16 № 38965

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кости человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  полость кости

2)  красный костный мозг

3)  желтый костный мозг

4)  надкостница

5)  компактное вещество

6)  желтый костный мозг

        17.  Тип 17 № 57

Какие структуры относят к периферической нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  спинно-мозговые нервы

2)  передний мозг

3)  нервные узлы

4)  спинной мозг

5)  черепно-мозговые нервы

6)  продолговатый мозг

        18.  Тип 18 № 39131

Установите соответствие между признаками авитаминоза и витаминами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ПРИЗНАКИ АВИТАМИНОЗА

 

А)  сокращение поступления кальция из кишечника в кровь

Б)  размягчение и деформация костей черепа и конечностей

В)  кровоточивость десен

Г)  снижение иммунитета

Д)  выпадение зубов

 

 

 

ВИТАМИНЫ

 

1)  С

2)  D

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        19.  Тип 19 № 39097

 

Изучите фрагмент экосистемы тундры, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания лемминга.

Список характеристик:

 

1)  продуцент

2)  редуцент

3)  консумент первого порядка

4)  консумент второго порядка

5)  растительноядное животное

6)  способствует распространению семян

 

Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.

        20.  Тип 20 № 39338

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит волк. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 38970

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы тундры. Как изменится численность северных оленей и куропаток, если в течение нескольких лет шло сокращение численности полярных сов?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность северных оленей Численность куропаток
        22.  Тип 22 № 39199

Рассмотрите рисунки 1-3, иллюстрирующие особенности зрительного восприятия людей с различными видами нарушения зрения. Как называют нарушение зрения, при котором зрительное восприятие человека соответствует рисунку 3? Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.

 

1

2

3

          23.  Тип 23 № 39200

В 1930 году российский ученый Г. Ф. Гаузе впервые обратился к экспериментальному изучению взаимодействия видов, живущих в сходных условиях. Ученый использовал два вида инфузорий-туфелек  — хвостатую и ушастую. Инфузории выращивались в пробирках, куда ежедневно добавляли ограниченные порции корма  — бактерии сенного настоя или дрожжи. При раздельном содержании оба вида хорошо размножались, их численность росла и вскоре стабилизировалась. При совместном содержании в среде, где кормом служили бактерии, сначала численность обоих видов увеличивалась, но затем численность туфельки хвостатой снижалась, и в итоге этот вид исчезал.

Как называются взаимоотношения, устанавливающиеся между этими двумя видами инфузорий? Как Вы думаете, почему выжили именно ушастые инфузории-туфельки?

          24.  Тип 24 № 14898

 

Паразитические черви

 

Плоские черви  — древняя группа животных. Среди них встречаются как свободноживущие, так и паразитические формы. К свободноживущим относится планария, а к паразитическим  — сосальщики и цепни. У свободно-живущих червей есть органы чувств  — светочувствительные глазки, органы равновесия и осязания. У паразитических специализированные органы чувств отсутствуют. Однако они имеют характерные приспособления для своего образа жизни  — крючки, присоски, развитие со сменой хозяев.

Среди паразитических червей наиболее распространены печеночный сосальщик и бычий цепень. Печеночный сосальщик относится к классу Сосальщики. В своем развитии он проходит несколько стадий. Из яйца, попавшего в воду, развивается личинка с ресничками. Она попадает в организм улитки  — малого прудовика, которая является промежуточным хозяином червя. Там происходит ее превращение в хвостатую личинку. Хвостатые личинки прикрепляются к растениям и превращаются в цисты. Овцы, козы, коровы проглатывают цисты сосальщика и становятся окончательными хозяевами паразита, в организме которых развиваются и размножаются взрослые черви.

Бычий цепень относится к классу Ленточные черви. Паразитирует цепень в кишечнике человека, который является его окончательным хозяином. Червь состоит из множества члеников, заполненных яйцами, с развивающимися зародышами. Яйца попадают во внешнюю среду, а оттуда в организмы коров, пасущихся на лугах. Корова  — промежуточный хозяин бычьего цепня. В ее организме из яиц развиваются шестикрючные личинки, которые с током крови проникают в мышцы, где превращаются в финны. Употребляя в пищу плохо прожаренное мясо, человек заражается бычьим цепнем. В его кишечнике из финны развивается червь, через некоторое время вырастающий в длину до нескольких метров и способный к размножению.

Используя содержание текста «Паразитические черви», ответьте на следующие вопросы.

 

1)  К какому классу животных относится бычий цепень?

2)  Кто является промежуточным хозяином печеночного сосальщика?

3)  Какие правила нужно соблюдать для профилактики заражения паразитическими плоскими червями? Приведите не менее двух правил.

          25.  Тип 25 № 1684

Молодой ученый изучал ответ тли (Aphididae) на различные длины волны света. Эти насекомые размножаются партеногенезом. Они могут давать крылатое или бескрылое потомство, в зависимости от многих условий окружающей среды, таких как температура, влажность, длина светового дня, интенсивность света, количество пищи, качество и длина волны света. В данном эксперименте тлей выращивали на растениях настурции, которые освещали светом, пропущенным через красный, желтый, синий или серый (использовался как контроль) светофильтр. В таблице приведено количество крылатых тлей в процентах по дням наблюдения.

 

 

Внимательно рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:

1.  При каком свете число крылатых тлей было наибольшим?

2.  Опишите динамику количества крылатых тлей по неделям.

3.  Опишите влияние красного света на развитие крыльев у тлей.

          26.  Тип 26 № 12945

Студенка института физкультуры Марина занимается конным спортом. Каждый день после института она занимается верховой ездой по 95 минут. После тренировки девушка заходит перекусить в ресторан быстрого питания. Используя данные таблицы 1 и 2, ответьте на вопросы.

1)  Может ли Марина заказать Чикен Фреш Маффин, вафельный рожок и апельсиновый сок, чтобы не превысить затраты на тренировку?

2)  Какое максимальное количество белков может содержать обед Марины, состоящий из трех блюд и напитка?

3)  На какие мономеры распадаются белки перед всасыванием в пищеварительном тракте?

 

Таблица 1

 

 

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)
Двойной МакМаффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

425 39 33 41
Фреш МакМаффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380 19 18 35
Чикен Фреш Маффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355 13 15 42
Омлет с ветчиной 350 21 14 35
Салат овощной 60 3 0 10
Салат «Цезарь»

(курица, салат, майонез, гренки)

250 14 12 15
Картофель по-деревенски 315 5 16 38
Маленькая порция картофеля фри 225 3 12 29
Мороженое с шоколадным наполнителем 325 6 11 50
Вафельный рожок 135 3 4 22
«Кока-Кола» 170 0 0 42
Апельсиновый сок 225 2 0 35
Чай без сахара 0 0 0 0
Чай с сахаром (две чайные ложки) 68 0 0 14

 

Таблица 2

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

 

 

Виды физической активности Энергетическая стоимость
Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин
Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин
Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; игра в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2024 Ноябрь Биология Вариант 13»

РЕШУ ОГЭ — биология

Вариант № 3672473

1.  Тип 1 № 12132

На рисунке изображен пример, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

Какой тип размножения амебы  — половой или бесполый  — иллюстрирует данный процесс?

2.  Тип 2 № 39112

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  мох сфагнум

Б)  туберкулезная палочка

В)  горностай

Г)  спорынья

ЦАРСТВА

1)  Бактерии

2)  Животные

3)  Растения

4)  Грибы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35168

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  вид еж обыкновенный

2)  тип Хордовые

3)  отряд Насекомоядные

4)  класс Млекопитающие

5)  семейство Ежовые

4.  Тип 4 № 12465

Изучите график зависимости объема легких животного от его веса тела (по оси х  — масса тела (в кг), а по оси у отложен объем в л).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Зависимость объема легких от веса тела животного описывается параболой.

2)  Объем легких увеличивается с увеличением массы тела животного.

3)  У животных, объем легких которых равен 10 л, вес тела находится в пределах 10 кг.

4)  Чем выше масса тела животного, тем больше жизненная емкость легкого животного.

5)  Объем легких кита равен примерно 100 л.

5.  Тип 5 № 1275

Расположите в правильном порядке стадии развития медоносной пчелы, после оплодотворения женской гаметы. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  куколка

2)  личинка

3)  яйцо, отложенное самкой

4)  взрослая особь

5)  зигота

6.  Тип 6 № 35084

Как называют лабораторную посуду, изображенную на рисунке?

 

1)  спиртовка

2)  чашка Петри

3)  пробирка

4)  колба

7.  Тип 7 № 2091

Известно, что Иван Павлов – один из авторитетнейших мировых ученых, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Иван Павлов читал много художественной и научной литературы.

2)  В 1883 году ученый защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».

3)  Иван Павлов создал общепризнанное учение о двух сигнальных системах.

4)  Иван Павлов разработал методику опытов с мнимым кормлением.

5)  Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви.

6)  Лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года.

8.  Тип 8 № 19384

В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое

Часть

Целлюлоза

Глюкоза

Белок

...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  аминокислота

2)  хитин

3)  нуклеотид

4)  рибоза

9.  Тип 9 № 1616

Какими особенностями обладают грибы? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  автотрофные организмы

2)  в клеточных стенках есть хитин

3)  все многоклеточные

4)  некоторые образуют микоризу с растениями

5)  все паразиты

6)  растут всю жизнь

10.  Тип 10 № 1536

Вставьте в текст «Дарвинизм» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Дарвинизм

Дарвинизм  — по имени английского натуралиста _________(А)  — направление эволюционной мысли, приверженцы которого согласны с основными идеями Дарвина в вопросе эволюции, согласно которым главным ___________(Б) эволюции является _______________(В) отбор. В широком смысле нередко (и не совсем правильно) употребляется для обозначения эволюционного учения или эволюционной биологии в целом. Дарвинизм противопоставляют идеям ____________(Г) который считал, что основной движущей силой эволюции является присущее организмам стремление к _____________(Д).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  свойство

2)  фактор

3)  совершенство

4)  искусственный

5)  естественный

6)  Ламарк

7)  Линней

8)  Дарвин

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

11.  Тип 11 № 410

Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ЖИВОТНОЕ

A)  исполинский кенгуру

Б)  травяная лягушка

В)  гребенчатый тритон

Г)  прыткая ящерица

Д)  средиземноморская черепаха

ТИП РАЗВИТИЯ

1)  прямое

2)  непрямое

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12.  Тип 12 № 1435

Верны ли следующие утверждения об устойчивости биоценоза?

 

А.  Чем больше в биоценозе пищевых связей, тем он устойчивей.

Б.  Антропогенное воздействие не влияет на устойчивость биоценоза.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба утверждения

4)  оба утверждения неверны

13.  Тип 13 № 2300

Рассмотрите изображение сизого голубя. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению голубя, по следующему плану: форма клюва, длина клюва, форма хвоста, длина нижних конечностей (цевки), форма крыльев.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35183

Под каким номером изображена вилочковая железа человека?

15.  Тип 15 № 1428

За зрение в сумерках отвечает (-ют)

 

1)  радужная оболочка

2)  палочки

3)  колбочки

4)  стекловидное тело

16.  Тип 16 № 38965

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кости человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  полость кости

2)  красный костный мозг

3)  желтый костный мозг

4)  надкостница

5)  компактное вещество

6)  желтый костный мозг

17.  Тип 17 № 57

Какие структуры относят к периферической нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  спинно-мозговые нервы

2)  передний мозг

3)  нервные узлы

4)  спинной мозг

5)  черепно-мозговые нервы

6)  продолговатый мозг

18.  Тип 18 № 39131

Установите соответствие между признаками авитаминоза и витаминами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ АВИТАМИНОЗА

А)  сокращение поступления кальция из кишечника в кровь

Б)  размягчение и деформация костей черепа и конечностей

В)  кровоточивость десен

Г)  снижение иммунитета

Д)  выпадение зубов

ВИТАМИНЫ

1)  С

2)  D

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

19.  Тип 19 № 39097

Изучите фрагмент экосистемы тундры, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания лемминга.

Список характеристик:

 

1)  продуцент

2)  редуцент

3)  консумент первого порядка

4)  консумент второго порядка

5)  растительноядное животное

6)  способствует распространению семян

 

Запишите в таблицу номера выбранных характеристик.

20.  Тип 20 № 39338

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит волк. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме. Цепь начните с продуцента.

 

21.  Тип 21 № 38970

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы тундры. Как изменится численность северных оленей и куропаток, если в течение нескольких лет шло сокращение численности полярных сов?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность северных оленей

Численность куропаток

22.  Тип 22 № 39199

Рассмотрите рисунки 1-3, иллюстрирующие особенности зрительного восприятия людей с различными видами нарушения зрения. Как называют нарушение зрения, при котором зрительное восприятие человека соответствует рисунку 3? Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.

1

2

3

23.  Тип 23 № 39200

В 1930 году российский ученый Г. Ф. Гаузе впервые обратился к экспериментальному изучению взаимодействия видов, живущих в сходных условиях. Ученый использовал два вида инфузорий-туфелек  — хвостатую и ушастую. Инфузории выращивались в пробирках, куда ежедневно добавляли ограниченные порции корма  — бактерии сенного настоя или дрожжи. При раздельном содержании оба вида хорошо размножались, их численность росла и вскоре стабилизировалась. При совместном содержании в среде, где кормом служили бактерии, сначала численность обоих видов увеличивалась, но затем численность туфельки хвостатой снижалась, и в итоге этот вид исчезал.

Как называются взаимоотношения, устанавливающиеся между этими двумя видами инфузорий? Как Вы думаете, почему выжили именно ушастые инфузории-туфельки?

24.  Тип 24 № 14898

Паразитические черви

 

Плоские черви  — древняя группа животных. Среди них встречаются как свободноживущие, так и паразитические формы. К свободноживущим относится планария, а к паразитическим  — сосальщики и цепни. У свободно-живущих червей есть органы чувств  — светочувствительные глазки, органы равновесия и осязания. У паразитических специализированные органы чувств отсутствуют. Однако они имеют характерные приспособления для своего образа жизни  — крючки, присоски, развитие со сменой хозяев.

Среди паразитических червей наиболее распространены печеночный сосальщик и бычий цепень. Печеночный сосальщик относится к классу Сосальщики. В своем развитии он проходит несколько стадий. Из яйца, попавшего в воду, развивается личинка с ресничками. Она попадает в организм улитки  — малого прудовика, которая является промежуточным хозяином червя. Там происходит ее превращение в хвостатую личинку. Хвостатые личинки прикрепляются к растениям и превращаются в цисты. Овцы, козы, коровы проглатывают цисты сосальщика и становятся окончательными хозяевами паразита, в организме которых развиваются и размножаются взрослые черви.

Бычий цепень относится к классу Ленточные черви. Паразитирует цепень в кишечнике человека, который является его окончательным хозяином. Червь состоит из множества члеников, заполненных яйцами, с развивающимися зародышами. Яйца попадают во внешнюю среду, а оттуда в организмы коров, пасущихся на лугах. Корова  — промежуточный хозяин бычьего цепня. В ее организме из яиц развиваются шестикрючные личинки, которые с током крови проникают в мышцы, где превращаются в финны. Употребляя в пищу плохо прожаренное мясо, человек заражается бычьим цепнем. В его кишечнике из финны развивается червь, через некоторое время вырастающий в длину до нескольких метров и способный к размножению.

Используя содержание текста «Паразитические черви», ответьте на следующие вопросы.

 

1)  К какому классу животных относится бычий цепень?

2)  Кто является промежуточным хозяином печеночного сосальщика?

3)  Какие правила нужно соблюдать для профилактики заражения паразитическими плоскими червями? Приведите не менее двух правил.

25.  Тип 25 № 1684

Молодой ученый изучал ответ тли (Aphididae) на различные длины волны света. Эти насекомые размножаются партеногенезом. Они могут давать крылатое или бескрылое потомство, в зависимости от многих условий окружающей среды, таких как температура, влажность, длина светового дня, интенсивность света, количество пищи, качество и длина волны света. В данном эксперименте тлей выращивали на растениях настурции, которые освещали светом, пропущенным через красный, желтый, синий или серый (использовался как контроль) светофильтр. В таблице приведено количество крылатых тлей в процентах по дням наблюдения.

 

 

Внимательно рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы:

1.  При каком свете число крылатых тлей было наибольшим?

2.  Опишите динамику количества крылатых тлей по неделям.

3.  Опишите влияние красного света на развитие крыльев у тлей.

26.  Тип 26 № 12945

Студенка института физкультуры Марина занимается конным спортом. Каждый день после института она занимается верховой ездой по 95 минут. После тренировки девушка заходит перекусить в ресторан быстрого питания. Используя данные таблицы 1 и 2, ответьте на вопросы.

1)  Может ли Марина заказать Чикен Фреш Маффин, вафельный рожок и апельсиновый сок, чтобы не превысить затраты на тренировку?

2)  Какое максимальное количество белков может содержать обед Марины, состоящий из трех блюд и напитка?

3)  На какие мономеры распадаются белки перед всасыванием в пищеварительном тракте?

 

Таблица 1

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Двойной МакМаффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

425

39

33

41

Фреш МакМаффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380

19

18

35

Чикен Фреш Маффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355

13

15

42

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат «Цезарь»

(курица, салат, майонез, гренки)

250

14

12

15

Картофель по-деревенски

315

5

16

38

Маленькая порция картофеля фри

225

3

12

29

Мороженое с шоколадным наполнителем

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

«Кока-Кола»

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; игра в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!