СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2024 Ноябрь Биология Вариант 3

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  РЕШУ ОГЭ — биология Вариант № 3672463   1.  Тип 1 № 12170

На рисунке схематично изображено гуморальное влияние гипофиза на функционирование щитовидной железы.

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует схема?

        2.  Тип 2 № 39112

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  мох сфагнум

Б)  туберкулезная палочка

В)  горностай

Г)  спорынья

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Бактерии

2)  Животные

3)  Растения

4)  Грибы

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 39062

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  отряд Зайцеобразные

2)  тип Хордовые

3)  класс Млекопитающие

4)  род Заяц

5)  царство Животные

        4.  Тип 4 № 12476

Изучите график зависимости интенсивности роста растения от температуры (по оси х отложена температура (в °С), а по оси у  — интенсивность роста (у. ед.)).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

1)  При температуре 0 градусов растение тоже растет.

2)  Увеличение интенсивности роста происходит в интервале температур от 4 °C до 32 °C.

3)  Максимальная интенсивность роста наблюдается при 32 °C.

4)  Растению для роста необходима постоянная температура.

5)  Диапазон температур, в котором происходит снижение интенсивности роста растения, больше чем диапазон, в котором интенсивность растет.

        5.  Тип 5 № 731

Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  двигательный нейрон

2)  чувствительный нейрон

3)  спинной мозг

4)  рецепторы сухожилия

5)  четырехглавая мышца бедра

        6.  Тип 6 № 35097

Ручная лупа с 10-кратным увеличением позволяет увидеть

 

1)  форму клетки простейших

2)  хлоропласты растительной клетки

3)  рибосомы бактерий

4)  ядро растительной клетки

        7.  Тип 7 № 39070

Известно, что жук-могильщик  — довольно крупное насекомое, один из лучших санитаров природы. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Жуки-могильщики закапывают в почву трупы мелких животных, в которых потом развиваются их личинки.

2)  Жуки-могильщики имеют хорошо развитые крылья.

3)  Размеры жуков-могильщиков от 11 мм до 40 мм.

4)  Окраска тела черная с красно-желтыми поперечными полосами на надкрыльях.

5)  Распространен повсеместно, кроме полярных и экваториальных областей.

6)  Жук имеет удлиненное и уплощенное сверху тело.

        8.  Тип 8 № 951

Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы имеется определенная связь:

 

 

Целое Часть
Цветок Пестик
Вид ...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  популяция

2)  род

3)  ареал

4)  сообщество

        9.  Тип 9 № 2376

Что из перечисленного характерно только для клеток эукариот? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  плазматическая мембрана

2)  эндоплазматическая сеть

3)  жгутики

4)  митохондрии

5)  ядерная мембрана

6)  рибосомы

        10.  Тип 10 № 1407

Вставьте в текст «Семейство Бобовые» пропущенные термины из предло¬женного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последо¬вательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

Семейство Бобовые

 

Бобовые  — семейство________(А) растений порядка Бобовоцветные, имеют очередное листорасположение. Листья обычно сложные с прилистниками, реже простые. Соцветие - кисть или головка. Цветки с________(Б) чашечкой и венчиком, как правило  —__________(В)-симметричные. У типичных бобовых верхний крупный лепесток принято называть парусом (флагом), боковые лепестки  — веслами (крыльями), а два сросшихся или слипшихся нижних  — лодочкой. Одногнездный плод с расположенными в ряд семенами называется________(Г). Семена, как правило,  — без эндосперма с крупными _____________(Д).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) стручок 2) боб 3) семядоля 4) однодольный
5) пятичленный 6) четырехчленный 7) двудольный 8) двусторонний

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        11.  Тип 11 № 1796

Установите соответствие между признаками и классами животных, для которых эти признаки характерны: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ПРИЗНАКИ

 

А)  У части представителей в развитии имеется стадия куколки.

Б)  Подавляющее большинство представителей — хищники.

В)  Тело состоит из головы, груди и брюшка.

Г)  Способны поглощать только жидкую пищу.

Д)  Имеют четыре пары ходильных ног.

Е)  На голове могут располагаться простые и сложные глаза.

 

 

 

КЛАССЫ

 

1)  Насекомые

2)  Паукообразные

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        12.  Тип 12 № 1240

Верны ли следующие суждения об агротехнических приемах выращивания культурных растений?

 

А.  Растения картофеля окучивают для того, чтобы развивались придаточные корни и столоны.

Б.  Для образования большого количества листьев растения подкармливают калийными удобрениями.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

        13.  Тип 13 № 541

Рассмотрите фотографию листа осины. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

 

1) черешковый 2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

 

1) параллельное 2) дуговидное
3) пальчатое 4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        14.  Тип 14 № 39160

На рисунке под каким номером изображен резец человека?

 

1)

2)

3)

4)

        15.  Тип 15 № 3020

Лимфатическая система служит для

    1) 

переноса веществ из крови в тканевую жидкость

    2) 

возврата веществ из тканевой жидкости в кровь

    3) 

снабжения органов кислородом

    4) 

обеспечения иммунного ответа на заражение

        16.  Тип 16 № 39162

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение сердца человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  аорта

2)  двустворчатый клапан

3)  полулунный клапан

4)  правый желудочек

5)  левый желудочек

6)  нижняя полая вена

        17.  Тип 17 № 39024

Какие функции выполняет эпителиальная ткань? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  образует покровы тела

2)  накапливает жир

3)  выстилает полости внутренних органов

4)  обеспечивает движение тела

5)  выполняет секреторную функцию

6)  регулирует деятельность нервной системы

        18.  Тип 18 № 2048

Установите соответствие между характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

А)  заканчивается переваривание белков, углеводов и липидов

Б)  всасываются органические вещества в кровь и лимфу

В)  всасывается основная часть воды

Г)  расщепляется клетчатка

Д)  внутренняя поверхность имеет микроворсинки

Е)  формирование каловых масс

 

 

 

ОТДЕЛ КИШЕЧНИКА

 

1)  тонкий

2)  толстый

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        19.  Тип 19 № 39165

 

Изучите фрагмент экосистемы пустыни, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания джейрана.

 

Список характеристик:

1)  продуцент

2)  редуцент

3)  консумент первого порядка

4)  растительноядное животное

5)  хищник

6)  способствует распространению семян

        20.  Тип 20 № 39166

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит суслик. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 39167

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы пустыни. Как изменится численность скотоцерок и скорпионов, если в течение нескольких лет наблюдалось сокращение численности беркутов?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность скотоцерок Численность скорпионов
        22.  Тип 22 № 37119

Рассмотрите рисунки, на которых изображены некоторые этапы пересадки молодого растения. Как называют агротехнический прием, изображенный на рисунке 1 и 2?С какой целью он используется?

          23.  Тип 23 № 37127

Французский ученый Л. Пастер в XIX в. проводил эксперименты с микробами куриной холеры. Он выращивал культуру на специальной жидкой питательной среде. Затем ученый переносил «ядовитый бульон» на крошки хлеба и кормил ими цыплят. Через день эти цыплята погибали.

Однажды цыплятам были даны крошки хлеба со старой (ослабленной) культурой бактерий. Цыплята заболели, но остались живы. Тогда Л. Пастер взял несколько здоровых цыплят и ввел им и тем цыплятам, которые выжили, по смертельной дозе свежей культуры бактерий. На следующий день ученый увидел, что цыплята, ранее получившие дозу ослабленной культуры, были здоровы, а получившие ее впервые, погибли.

Что изучал Л. Пастер? Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента?

          24.  Тип 24 № 1622

Простейшие  — возбудители болезней человека Среди простейших организмов многие представляют опасность для человека. Дизентерийные амебы вызывают расстройства кишечника, трипаносомы  — сонную болезнь, малярийный плазмодий  — малярию.

Эпидемии некоторых из этих болезней приносят множество бед человечеству. В прошлые века, да и сегодня в ряде стран возникает проблема борьбы с этими тяжелыми заболеваниями. Дело в том, что эти заболевания могут передаваться как от человека к человеку, так и от животного-переносчика к человеку.

Заболевания, которые переносятся к человеку животными, называются природно-очаговыми. Они существовали и существуют в природе всегда. Инфекционные заболевания, передающиеся от человека к человеку, называются антропонозами (антропо  — человек). Примерами таких заболеваний служат оспа, СПИД, грипп.

Природно-очаговое заболевание представляет собой сложную систему, состоящую из возбудителя, хозяина и переносчика. К этим заболеваниям относятся малярия, чума, клещевой энцефалит.

Антропонозы победить можно. Достаточно вылечить всех, кто болеет или привить людей от конкретного заболевания. Так победили оспу, полиомиелит. А вот амебиазы, вызываемые амебной дизентерией, победить пока не удается. Хотя, казалось бы, это достаточно просто. Если не пить воду из стоячих, непроверенных водоемов, хорошо мыть фрукты и овощи, а также руки перед едой, то опасность заболеть амебной дизентерией сводится к минимуму. При этом надо знать, что амебная дизентерия переносится только от человека к человеку при непосредственных контактах.

Как же предупредить инфекционные природно-очаговые заболевания? Уничтожить всех мух цеце, которые переносят возбудителей сонной болезни или, всех малярийных комаров  — невозможно. Прививок от малярии пока нет. Однако способы борьбы с ними существуют. На сегодня самым эффективным методом борьбы с переносчиками малярии и лихорадкой, от которых страдает ежегодно до 50 миллионов человек в тропических странах, является ДДТ  — инсектицид, синтезированный еще в XIX веке и активно используемый для борьбы с насекомыми в XX веке. Но ДДТ очень медленно разлагается и накапливается в растениях, организмах животных и человека, а также в окружающей среде. Сегодня использование ДДТ практически запрещено во всем мире, но для африканских стран, например Танзании, использование ДДТ разрешено, поскольку этот инсектицид является единственным эффективным методом борьбы с малярийными комарами.

Пользуясь текстом «Простейшие − возбудители болезней человека» и собственными знаниями, ответьте на следующие вопросы:

 

1)  Почему борьба с природно-очаговыми заболеваниями сложнее, чем с антропонозами?

2)  К каким систематическим группам относятся возбудители малярии и сонной болезни?

3)  Кто является переносчиками малярии и сонной болезни?

          25.  Тип 25 № 2248

Пользуясь таблицей «Зависимость интенсивности фотосинтеза от освещенности», в которую ученый записал результаты своих опытов, ответьте на следующие вопросы. и знаниями из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

 

 

 

Интенсивность света (в свечах) Объем поглощенного углекислого газа за 1 мин. (в см3)
Серия 1 Серия 2 Серия 3 В среднем
100 15 17 16 16
200 34 36 38 36
300 52 49 49 50
400 67 69 68 68
500 88 85 85 86
600 101 101 101 101

 

1)  Чем можно объяснить, что данные, полученные в трех сериях опытов, несколько отличаются?

2)  Как зависит интенсивность фотосинтеза от освещенности?

3)  Какой еще один фактор, кроме освещенности, который влияет на интенсивность фотосинтеза у растений, Вы можете привести?

          26.  Тип 26 № 12964

На второй завтрак 16-летний Юрий съел бутерброд с курицей и выпил апельсиновый сок. Используя данные таблиц 1, 2, 3 ответьте на вопросы.

1)  Соответствует ли калорийность второго завтрака Юрия рекомендуемой при четырехразовом питании, если за весь день с едой он получил 3100 ккал?

2)  Сколько еще белков надо добрать Юрию до суточной нормы, если его вес 65 кг?

3)  Где происходит механическая обработка пищи?

 

Таблица 1

 

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)
Бутерброд с мясом 425 39 33 41
Бутерброд с курицей 355 13 15 42
Бутерброд с ветчиной 380 19 18 35
Жареный картофель 225 3 12 29
Омлет с ветчиной 350 21 14 35
Салат овощной 60 3 0 10
Салат с курицей 250 14 12 15
Мороженое шоколадное 325 6 11 50
Вафельный рожок 135 3 4 22
Лимонад 170 0 0 42
Апельсиновый сок 225 2 0 35
Чай без сахара 0 0 0 0
Чай с сахаром (две чайные ложки) 68 0 0 14

 

Таблица 2

 

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

 

Возраст, лет Белки, г/кг Жиры г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность, ккал
7−10 2,3 1,7 330 2550
11−15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Таблица 3

 

 

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

 

 

Первый завтрак Второй завтрак Обед Ужин
14% 18% 50% 18%
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2024 Ноябрь Биология Вариант 3»

РЕШУ ОГЭ — биология

Вариант № 3672463

1.  Тип 1 № 12170

На рисунке схематично изображено гуморальное влияние гипофиза на функционирование щитовидной железы.

Какое общее свойство живых систем иллюстрирует схема?

2.  Тип 2 № 39112

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  мох сфагнум

Б)  туберкулезная палочка

В)  горностай

Г)  спорынья

ЦАРСТВА

1)  Бактерии

2)  Животные

3)  Растения

4)  Грибы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 39062

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  отряд Зайцеобразные

2)  тип Хордовые

3)  класс Млекопитающие

4)  род Заяц

5)  царство Животные

4.  Тип 4 № 12476

Изучите график зависимости интенсивности роста растения от температуры (по оси х отложена температура (в °С), а по оси у  — интенсивность роста (у. ед.)).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

1)  При температуре 0 градусов растение тоже растет.

2)  Увеличение интенсивности роста происходит в интервале температур от 4 °C до 32 °C.

3)  Максимальная интенсивность роста наблюдается при 32 °C.

4)  Растению для роста необходима постоянная температура.

5)  Диапазон температур, в котором происходит снижение интенсивности роста растения, больше чем диапазон, в котором интенсивность растет.

5.  Тип 5 № 731

Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  двигательный нейрон

2)  чувствительный нейрон

3)  спинной мозг

4)  рецепторы сухожилия

5)  четырехглавая мышца бедра

6.  Тип 6 № 35097

Ручная лупа с 10-кратным увеличением позволяет увидеть

 

1)  форму клетки простейших

2)  хлоропласты растительной клетки

3)  рибосомы бактерий

4)  ядро растительной клетки

7.  Тип 7 № 39070

Известно, что жук-могильщик  — довольно крупное насекомое, один из лучших санитаров природы. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Жуки-могильщики закапывают в почву трупы мелких животных, в которых потом развиваются их личинки.

2)  Жуки-могильщики имеют хорошо развитые крылья.

3)  Размеры жуков-могильщиков от 11 мм до 40 мм.

4)  Окраска тела черная с красно-желтыми поперечными полосами на надкрыльях.

5)  Распространен повсеместно, кроме полярных и экваториальных областей.

6)  Жук имеет удлиненное и уплощенное сверху тело.

8.  Тип 8 № 951

Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы имеется определенная связь:

 

Целое

Часть

Цветок

Пестик

Вид

...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  популяция

2)  род

3)  ареал

4)  сообщество

9.  Тип 9 № 2376

Что из перечисленного характерно только для клеток эукариот? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  плазматическая мембрана

2)  эндоплазматическая сеть

3)  жгутики

4)  митохондрии

5)  ядерная мембрана

6)  рибосомы

10.  Тип 10 № 1407

Вставьте в текст «Семейство Бобовые» пропущенные термины из предло¬женного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последо¬вательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Семейство Бобовые

Бобовые  — семейство________(А) растений порядка Бобовоцветные, имеют очередное листорасположение. Листья обычно сложные с прилистниками, реже простые. Соцветие - кисть или головка. Цветки с________(Б) чашечкой и венчиком, как правило  —__________(В)-симметричные. У типичных бобовых верхний крупный лепесток принято называть парусом (флагом), боковые лепестки  — веслами (крыльями), а два сросшихся или слипшихся нижних  — лодочкой. Одногнездный плод с расположенными в ряд семенами называется________(Г). Семена, как правило,  — без эндосперма с крупными _____________(Д).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) стручок

2) боб

3) семядоля

4) однодольный

5) пятичленный

6) четырехчленный

7) двудольный

8) двусторонний

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

11.  Тип 11 № 1796

Установите соответствие между признаками и классами животных, для которых эти признаки характерны: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

А)  У части представителей в развитии имеется стадия куколки.

Б)  Подавляющее большинство представителей — хищники.

В)  Тело состоит из головы, груди и брюшка.

Г)  Способны поглощать только жидкую пищу.

Д)  Имеют четыре пары ходильных ног.

Е)  На голове могут располагаться простые и сложные глаза.

КЛАССЫ

1)  Насекомые

2)  Паукообразные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

12.  Тип 12 № 1240

Верны ли следующие суждения об агротехнических приемах выращивания культурных растений?

 

А.  Растения картофеля окучивают для того, чтобы развивались придаточные корни и столоны.

Б.  Для образования большого количества листьев растения подкармливают калийными удобрениями.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 541

Рассмотрите фотографию листа осины. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 39160

На рисунке под каким номером изображен резец человека?

1)

2)

3)

4)

15.  Тип 15 № 3020

Лимфатическая система служит для

  

 1) 

переноса веществ из крови в тканевую жидкость

  

 2) 

возврата веществ из тканевой жидкости в кровь

  

 3) 

снабжения органов кислородом

  

 4) 

обеспечения иммунного ответа на заражение

16.  Тип 16 № 39162

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение сердца человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  аорта

2)  двустворчатый клапан

3)  полулунный клапан

4)  правый желудочек

5)  левый желудочек

6)  нижняя полая вена

17.  Тип 17 № 39024

Какие функции выполняет эпителиальная ткань? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  образует покровы тела

2)  накапливает жир

3)  выстилает полости внутренних органов

4)  обеспечивает движение тела

5)  выполняет секреторную функцию

6)  регулирует деятельность нервной системы

18.  Тип 18 № 2048

Установите соответствие между характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А)  заканчивается переваривание белков, углеводов и липидов

Б)  всасываются органические вещества в кровь и лимфу

В)  всасывается основная часть воды

Г)  расщепляется клетчатка

Д)  внутренняя поверхность имеет микроворсинки

Е)  формирование каловых масс

ОТДЕЛ КИШЕЧНИКА

1)  тонкий

2)  толстый

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

19.  Тип 19 № 39165

Изучите фрагмент экосистемы пустыни, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания джейрана.

 

Список характеристик:

1)  продуцент

2)  редуцент

3)  консумент первого порядка

4)  растительноядное животное

5)  хищник

6)  способствует распространению семян

20.  Тип 20 № 39166

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит суслик. В ответе запишите соответствующую последовательность букв, которыми обозначены организмы на схеме.

 

21.  Тип 21 № 39167

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы пустыни. Как изменится численность скотоцерок и скорпионов, если в течение нескольких лет наблюдалось сокращение численности беркутов?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность скотоцерок

Численность скорпионов

22.  Тип 22 № 37119

Рассмотрите рисунки, на которых изображены некоторые этапы пересадки молодого растения. Как называют агротехнический прием, изображенный на рисунке 1 и 2?С какой целью он используется?

23.  Тип 23 № 37127

Французский ученый Л. Пастер в XIX в. проводил эксперименты с микробами куриной холеры. Он выращивал культуру на специальной жидкой питательной среде. Затем ученый переносил «ядовитый бульон» на крошки хлеба и кормил ими цыплят. Через день эти цыплята погибали.

Однажды цыплятам были даны крошки хлеба со старой (ослабленной) культурой бактерий. Цыплята заболели, но остались живы. Тогда Л. Пастер взял несколько здоровых цыплят и ввел им и тем цыплятам, которые выжили, по смертельной дозе свежей культуры бактерий. На следующий день ученый увидел, что цыплята, ранее получившие дозу ослабленной культуры, были здоровы, а получившие ее впервые, погибли.

Что изучал Л. Пастер? Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента?

24.  Тип 24 № 1622

Простейшие  — возбудители болезней человека Среди простейших организмов многие представляют опасность для человека. Дизентерийные амебы вызывают расстройства кишечника, трипаносомы  — сонную болезнь, малярийный плазмодий  — малярию.

Эпидемии некоторых из этих болезней приносят множество бед человечеству. В прошлые века, да и сегодня в ряде стран возникает проблема борьбы с этими тяжелыми заболеваниями. Дело в том, что эти заболевания могут передаваться как от человека к человеку, так и от животного-переносчика к человеку.

Заболевания, которые переносятся к человеку животными, называются природно-очаговыми. Они существовали и существуют в природе всегда. Инфекционные заболевания, передающиеся от человека к человеку, называются антропонозами (антропо  — человек). Примерами таких заболеваний служат оспа, СПИД, грипп.

Природно-очаговое заболевание представляет собой сложную систему, состоящую из возбудителя, хозяина и переносчика. К этим заболеваниям относятся малярия, чума, клещевой энцефалит.

Антропонозы победить можно. Достаточно вылечить всех, кто болеет или привить людей от конкретного заболевания. Так победили оспу, полиомиелит. А вот амебиазы, вызываемые амебной дизентерией, победить пока не удается. Хотя, казалось бы, это достаточно просто. Если не пить воду из стоячих, непроверенных водоемов, хорошо мыть фрукты и овощи, а также руки перед едой, то опасность заболеть амебной дизентерией сводится к минимуму. При этом надо знать, что амебная дизентерия переносится только от человека к человеку при непосредственных контактах.

Как же предупредить инфекционные природно-очаговые заболевания? Уничтожить всех мух цеце, которые переносят возбудителей сонной болезни или, всех малярийных комаров  — невозможно. Прививок от малярии пока нет. Однако способы борьбы с ними существуют. На сегодня самым эффективным методом борьбы с переносчиками малярии и лихорадкой, от которых страдает ежегодно до 50 миллионов человек в тропических странах, является ДДТ  — инсектицид, синтезированный еще в XIX веке и активно используемый для борьбы с насекомыми в XX веке. Но ДДТ очень медленно разлагается и накапливается в растениях, организмах животных и человека, а также в окружающей среде. Сегодня использование ДДТ практически запрещено во всем мире, но для африканских стран, например Танзании, использование ДДТ разрешено, поскольку этот инсектицид является единственным эффективным методом борьбы с малярийными комарами.

Пользуясь текстом «Простейшие − возбудители болезней человека» и собственными знаниями, ответьте на следующие вопросы:

 

1)  Почему борьба с природно-очаговыми заболеваниями сложнее, чем с антропонозами?

2)  К каким систематическим группам относятся возбудители малярии и сонной болезни?

3)  Кто является переносчиками малярии и сонной болезни?

25.  Тип 25 № 2248

Пользуясь таблицей «Зависимость интенсивности фотосинтеза от освещенности», в которую ученый записал результаты своих опытов, ответьте на следующие вопросы. и знаниями из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

Интенсивность света (в свечах)

Объем поглощенного углекислого газа за 1 мин. (в см3)

Серия 1

Серия 2

Серия 3

В среднем

100

15

17

16

16

200

34

36

38

36

300

52

49

49

50

400

67

69

68

68

500

88

85

85

86

600

101

101

101

101

 

1)  Чем можно объяснить, что данные, полученные в трех сериях опытов, несколько отличаются?

2)  Как зависит интенсивность фотосинтеза от освещенности?

3)  Какой еще один фактор, кроме освещенности, который влияет на интенсивность фотосинтеза у растений, Вы можете привести?

26.  Тип 26 № 12964

На второй завтрак 16-летний Юрий съел бутерброд с курицей и выпил апельсиновый сок. Используя данные таблиц 1, 2, 3 ответьте на вопросы.

1)  Соответствует ли калорийность второго завтрака Юрия рекомендуемой при четырехразовом питании, если за весь день с едой он получил 3100 ккал?

2)  Сколько еще белков надо добрать Юрию до суточной нормы, если его вес 65 кг?

3)  Где происходит механическая обработка пищи?

 

Таблица 1

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Бутерброд с мясом

425

39

33

41

Бутерброд с курицей

355

13

15

42

Бутерброд с ветчиной

380

19

18

35

Жареный картофель

225

3

12

29

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат с курицей

250

14

12

15

Мороженое шоколадное

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Лимонад

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность, ккал

7−10

2,3

1,7

330

2550

11−15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Таблица 3

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

Первый завтрак

Второй завтрак

Обед

Ужин

14%

18%

50%

18%



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!