Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ивангородская средняя общеобразовательная школа № 1
имени Н.П.Наумова»
Методическая разработка на тему:
Формы и методы повышения мотивации
учащихся на уроках физики
учитель высшей категории Богова С.А.
МБОУ “ИСОШ №1 им.Н.П.Наумова”
Г. Ивангород
Кингисеппский район
Ленинградская область
«Без мотива любая деятельность, в том числе
и учебная, никогда не будет эффективной.»
Э.М. Браверман.
Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках физики - очень важная задача для каждого современного педагога. Все чаще можно увидеть скучающие лица учеников в школе, ведь преподавание определенных предметов все еще ограничено лишь лекционными занятиями и контрольно-проверочными работами. К сожалению, в последнее время приходится все чаще отмечать, что у большинства современных учащихся нет стойкого интереса к учебе. Причины здесь разные, и для нас, педагогов, всё более актуальным становится вопрос: как учить детей?
Педагогическая наука не стоит на месте и постоянно предлагает усовершенствованные методы и приёмы обучения. Я считаю, что один из самых важных компонентов урока – создание мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать. Стоит напомнить, что мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека (обучающегося). А вот мотивация - это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
В нынешнее время большинству наставников необходимо обратиться к современным методам и формам ведения дисциплин, чтобы вернуть былой интерес публики к рассматриваемым темам.
Приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации.
включение учеников в коллективные формы деятельности;
привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;
сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;
поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;
занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты);
умелое применение поощрения и наказания.
Установки учителя, способствующие формированию мотива учения:
Выбор действия в соответствии с возможностями ученика
Создание ситуации успеха
Использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности
Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий
Вера учителя в возможности ученика
Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться
Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
На уроках физики я стараюсь создать такие условия, при которых учащийся оказался бы втянутым в самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт в стремлении докопаться до самой сути. Вот какие приемы создания мотивации учения я использую в своей работе.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ:
Разноплановые уроки – стандартные уроки, лабораторные, конференции по темам.
Проблемные ситуации.
Участие ребят в проведении экспериментов. Как показал опыт, именно знания, полученные «руками», откладываются лучше всего.
Работа в группах. Ученики, решившие наиболее сложные задачи, объясняют их ученикам послабее.
Ведение обучающих самостоятельных работ. Решение конкретной задачи.
Мини-проекты.
Применение компьютерных технологий
Использование интересных познавательных ситуаций и вопросов.
На сегодняшний день общеобразовательная школа все чаще сталкивается с проблемой снижения учебной мотивацией и отсутствием познавательной активности учащихся. Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности, разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения.
Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Активизация учебного процесса и мотивация школьников к учению начинается с диагностирования и целеполагания в педагогической деятельности.
Под познавательным интересом к предмету понимается избирательная направленность психических процессов человека не объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью. Интерес – мощный побудитель активности личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становиться увлекательной и продуктивной. В формировании познавательного интереса школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он появляется в виде любопытства – естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее.
Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного урока, но не переносится на другие уроки. Это неустойчивый, ситуативный интерес.
Более высокая стадия интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик обычно активен на уроках. Главная задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие.
Задача учителя заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание мотивов учебно-познавательной деятельности.
Одним из наиболее интересных современных методов обучения является урок-игра.
В процессе игры реализуются принципы:
психологической комфортности (снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке атмосферы, которая расковывает учащихся и в которой они чувствуют себя «как дома»);
вариативности (развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. понимание возможности различных вариантов решения задач, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант),
креативности (творчества), который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Примером игрового элемента, доступного для использования практически на каждом уроке, является игра «Верю – не верю». Это – своеобразный фронтальный опрос теории, в ходе которого учителем произносятся верные и ложные утверждения, составленные по материалу изучаемой темы, а задача учащихся грамотно отреагировать на эти утверждения (например, поднятием карточек зелёного или красного цвета).
Прием «Привлекательная цель» заключается в следующем: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей – неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог. Всегда ли нужно находить к уроку привлекательную цель и произносить её вслух? Конечно же нет. Ведь это только один из возможных способов входа в урок.
Например, урок физики в 11 классе (геометрическая оптика). Цель учителя – показать серию экспериментов по оптике. Перед учениками ставится иная цель: научиться пользоваться оптическими приборами (диапроектором, фотоаппаратом…) понимать принципы их работы и возможности использования в зависимости от оптических характеристик.
Приём « Лови ошибку». Ученики получают тексты (или разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками. Тексты готовлю заранее, либо поручаю приготовить уч-ся в качестве творческого задания. Этот приём можно использовать при объяснении нового материала, когда учитель намеренно допускает ошибку, но ученики должны быть предварительно предупреждены об этом, либо при закреплении.
Например: 8 класс, тема: «Тепловые явления». Учащимся предлагается отрывок из стихотворения. Они должны найти физическую ошибку и объяснить ее.
«Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла». (При превращении воды в лед выделяется, а не затрачивается теплота).
Прием «Практичность теории». Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
Первый пример: в 8 классе учащиеся подробно изучают вопросы, связанные с электризацией тел и электрическим полем. Я им рассказываю о большом практическом значении этих явлений. Пожары при заправке самолетов горючим, взрывы при перевозке горючего, на мучном заводе пожары – какова их причина и как этого избежать? И где будет полезна электризация тел? (На том же мучном заводе, при электрокопчении, при окраске машин). Второй пример: в 7 классе на первом уроке физики задаю вопросы: почему вода доходит до верхнего этажа, горит свет, фундамент выдерживает тяжесть здания? И делаем вывод о значимости физических знаний и применении их на практике.
Прием «Удивляй!» Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Первый пример: формируя в 7 классе понятие скорости, я говорю, что скорость учащихся, сидящих в классе за партами, равна 0 или 30 км/с, в зависимости от того, рассматриваем мы эту скорость относительно Земли или Солнца. Второй пример: при изучении в 7 классе основ МКТ, рассказываю учащимся что, изучив эту главу, они научатся объяснять такие известные им факты:
- почему трудно разломить кусок мела?
- почему 2 куска мела нельзя вновь соединить, а 2 куска пластилина можно?
- почему распространяются запахи?
- почему пластилин не смачивается водой, а бумага смачивается?
Прием «Отсроченная отгадка». В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Пример. Урок о теплопроводности в 8 классе можно начать так. «Вернувшись из интересного зимнего лыжного похода по малонаселенной местности, мой приятель с увлечением рассказывал о своих впечатлениях. Он, в частности, поведал нам, со страхом, спрашивавшим его, как были обустроены их ночевки в лесу. Туристы вырыли в слежавшемся снегу горизонтальную нору, застелили ее лапником и с комфортом ночевали в ней. Было не холодно». Вопрос: сможете ли вы объяснить этот факт или отнесете его к разряду необъяснимых «чудес»? Как правило, дети не могут в начале урока дать полный ответ, и мы возвращаемся к этому эпизоду в процессе или после изучения нового материала.
Прием «Занимательность». Занимательность-прием, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению, и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся. Мною сделана довольно большая подборка литературных фрагментов, а именно стихов, пословиц и поговорок, отрывков из художественных произведений, загадок, сказок, легенд, народных примет с физическим содержанием. К исходным текстам сформулированы вопросы по физике.
Например, 8класс, тема «Плавление и отвердевание кристаллических тел», загадка: Зимнее стекло весною потекло.
- какой процесс описан в загадке?
- при каких условиях лед будет таять?
Следующий пример. 7класс, тема «Инерция».
Едет поезд по уклону,
Пассажиры спят в вагонах.
Вдруг они, как сговорились,
Все направо отклонились.
Вопрос: объясните, что случилось? И многие другие примеры.
Считаю, что каждый урок и каждый прием обучения физике должен основываться на познавательной деятельности обучающихся. Дети не должны выступать в роли пассивных слушателей, лишь воспринимающих информацию педагога. Новизна организации урока является мощным стимулом возникновения и поддержания интереса к занятиям.
На уроках стараюсь чаще проводить фронтальный эксперимент, следуя пословице «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
В заключении приведу высказывание американского психолога и педагога Джерома Брунера, который утверждал, что «любого ребенка, находящегося на любом уровне развития, можно обучить любому предмету, если обучение ведется должным образом». Согласно Брунеру, «все дети обладают природным любопытством и желанием уметь решать различные учебные задачи; однако, когда задача, которую им предлагают, слишком трудна, им становится скучно. Поэтому учитель должен строить свою работу на уровне, соответствующем стадии развития ребенка, на которой тот в данный момент находится». При организации учебной деятельности важно, чтобы ученик хорошо представлял себе конечный результат своего труда, ориентируясь на требования учителя и следуя им.
Таким образом, в педагогике на сегодняшний день решающую роль играют современные методы обучения. Только попытки учителя улучшить процесс обучения за счет нововведений в дисциплине могут поспособствовать высокому уровню мотивации школьников.
Завершая своё размышление о том, как повысить мотивацию к обучению у наших учеников, в который раз убеждаюсь в справедливости слов Д. Дьюи: «учитель – вечный ученик своей профессии». Учителю необходимо возрождаться, потому что он находится в постоянном взаимодействии с молодежью и должен шагать в ногу со временем.