«Формы и методы работы по повышению мотивации к обучению и формированию математической культуры школьника»
Учитель математики МАОУ «СОШ №37» г.Перми
Шипигусева Светлана Анатольевна
"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» Василий Александрович Сухомлинский
Создание заинтересованного отношения к учению – проблема, проходящая через всю историю школы, не потерявшая актуальность и сегодня.
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а
для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает
“ удовольствие от самой деятельности, значимости для личности
непосредственного ее результата” (Б.И. Додонов).
К учебным мотивам относятся такие как:
- похвала от значимых лиц;
- учеба как вынужденное поведение;
- процесс учебы как привычное функционирование;
- учеба ради лидерства и престижа;
- стремление оказаться в центре внимания,
- стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников.
- собственное развитие в процессе учения;
- действие вместе с другими и для других;
- познание нового, неизвестного.
- понимание необходимости учения для дальнейшей жизни,
- процесс учения как возможность общения ,
Использовании исторического материала в целях мотивации учебного процесса.
- Историзм как стимул формирования познавательного интереса имеет большое значение на уроках математики. Известный французский математик, физик и философ Жюль Анри Пуанкаре отмечал, что всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета.
- Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика - наука безымянная, знакомлю их с именами людей, творивших науку, богатым в эмоциональном отношении эпизодами их жизни.
Применение различных форм и методов для изучения математики.
- На геометрии часто применяю практические задания на вырезание из листа бумаги: равных треугольников, виды четырехугольников, сгибанием выявляем и формулируем свойства четырехугольников. Вырезаем египетский треугольник.
- Когда в 5 классе изучаем площадь складываем различные фигуры из квадратов площадью 1 кв.см.
- Когда изучаем объем прямоугольного параллелепипеда, склеиваем прямоугольный параллелепипед из больших листов бумаги и измеряем объем в учениках нашего класса.
Проблемное обучение
Тема : Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Что я выпил в итоге - кофе с молоком или молоко с кофе?
От полного стакана кофе я отпил половину и долил столько же молока. Затем я отпил третью часть получившегося кофе с молоком и долил столько же молока. Затем я отпил шестую часть получившегося кофе с молоком, долил стакан молоком доверху и выпил все до конца. Чего в итоге я выпил больше: молока или черного кофе?
Использование компьютерных технологий
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это большой стимул в обучении. На таких уроках активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе более 80% информации воспринимает и запоминает с помощью зрения.
оценка
Немаловажную роль при мотивации ученика конечно же оценка: как устное оценивание, так и письменная отметка. Ради оценки многие дети у нас и учатся. Поэтому надо проводить самостоятельные работы, тестирования, мониторинговые работы. Это тоже детей стимулирует. Еще я считаю, что ребенок должен иметь право в любом случае исправить свою отметку, ему надо дать шанс.
рефлексия
" Синквейн".В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Рекомендуется при изучении новой темы.
Шкала настроения.
У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.
«Релаксация».
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.