СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы работы по профилактике правонарушений младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка помогает классным руководителям по работе с правонарушениями младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы работы по профилактике правонарушений младших школьников»

«Формы и методы работы по профилактике правонарушений с младшими школьниками»

« В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребенок вырастет в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте». (В. Сухомлинский)

Цели и задачи:

Изучить причины и условия совершения правонарушений учащимися;

Направлять воспитательную работу на формирование высоконравственных и этических ценностей у младших школьников;

Целенаправленно и систематически формировать речевую культуру младшего школьника;

Совершенствовать гражданско-патриотическое воспитание, уважительное отношение к семье,

Формировать адекватную самооценку, повышать представление о собственной значимости, ценности.

Развитие ребенка начинается с его появления на свет. Формирование человека протекает особенно активно в раннем детстве. Основы воспитания закладываются до пяти лет, а затем воспитание человека продолжается в детском саду и в школе. Ошибки, допущенные в воспитании ребёнка в раннем детстве, нередко накладывают отпечаток на всю его последующую жизнь. К сожалению, родители, воспитатели и учителя не всегда замечают отрицательные черты в поведении дошкольника и младшего школьника, а заметив, не придают им значения, считая, что ребёнок ещё мал, подрастёт, научится и исправится. При таком отношении к воспитанию создаются условия, при которых незначительные, на первый взгляд, недостатки ребёнка, повторяясь многократно, переходят в привычку и выражаются в проявлении различных отклонений в его поведении. Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании. А это значит, что именно школа играет ведущую роль в деле предотвращения правонарушений детей и коррекции их противоправного поведения. Во многом это обусловлено тем, что на современном этапе развития российского образования школа постепенно становится открытой социально-педагогической системой, распространяющей свое влияние не только на своих учащихся и их родителей, но и на весь окружающий социум. Основными причинами, способствующими росту беспризорности , безнадзорности и правонарушений в наше время являются:

–      социально-экономические причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);

–      социально-педагогические причины (неблагополучные семьи, жестокое обращение с ребенком, невнимание родителей к проблемам ребенка, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.);

–      психолого-педагогические причины (негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе, дурная компания и др.).

Дети попадают в одну из этих групп по разным причинам, но помощь должны ему оказать мы – педагогии и психологи. Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с учащимся во многом зависит эффективность формирования личности ученика. Педагог является не только посредником в системе «человек - семья - общество», но и защитником прав ребенка и его интересов, своеобразным духовным наставником несовершеннолетних, выявляющим девиацию на ранней стадии и предотвращающим противоправные действия своих подопечных. Наиболее благоприятные условия для воспитательно-предупредительной работы создаются в начальных классах. Именно у младших школьников, когда еще не сло­жились стойкие навыки и привычки отрицательного поведения, когда идет активное формирование черт личности, имеются реальные возможности для достижения положительного результата в перевоспитании. Педагогическая практика показывает, что именно на начальном этапе обучения и воспитания имеются значительные предпосылки для успешного перевоспитания ребенка. Причины откло­нений в поведении младших школьников очень разнообразны. Их делят на условные группы:

1. Нарушение меры в воспитании, вызванное педагогической неграмотностью родителей: отсутствие требовательности , единства требований к детям со стороны взрослых членов семьи , неверное применение наказания и поощрения жестокое отношение к ребенку, подавление его личности, физическое наказание , избалованность, изнеженность ребенка

2. Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью ро­дителей, в другом — их безответственным отношением к воспитанию детей.

3. Отрицательный пример родителей ,аморальное поведение, пьянство и др.

4. Нарушение структуры семьи (отсутствие отца, конфликт с отчимом).

Одной их причин отклонения в поведении младших школьников может быть и его семье. Особую актуальность приобретает принцип организации воспитательного влияния на семью через ребенка, когда родители на примере собственного сына или дочери убеждаются в правильности и жизненной важности предъявляемых школой требований. Формирование личности, чаще всего, зави­сит от общей атмосферы семьи, ее нравственного и культурного уровня, морального облика и воспитательной позиции родителей. Успешное нравственное развитие детей в семье осуществляется при наличии благоприятных условий воспитания, при высокой от­ветственности родителей за их воспитание, при систематическом целенаправленном контроле за их поведением, при правильном вы­боре мер воздействия на каждого ребенка.

Одним из первых принципом работы учителя по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости среди учащихся начальных классах является принцип комплексного воздействия непосредственно на ребенка и на его окружение, прежде всего на семью. Установление подлин­ного единства взаимодействия семьи и школы в понимании конкретных, продиктованных данным этапом жизни ребенка задач воспитания, выделе­ние единых критериев оценки достижений и методов воспитания обеспечи­вает устранение первопричины отклонения в поведении школьников. Реше­ние этой задачи возможно лишь на основе дифференцированного подхода к работе с детьми и их родителями при правильной оценке системы отноше­ний каждого ученика, а также особенностей направленности воспитательного воздействия каждой семьи. Именно дифференциация, вдумчивый отбор форм и методов индивидуальной работы с родителями позволяют опытным педагогам избежать противопоставления требований школы и семьи, обеспечить подлинное единство их действий. Главная причина отклонений в поведении младших школьников кроется в неумении родителей их воспитывать, что приводит к нарушению меры в выборе форм, методов, способов и средств пе­дагогического воздействия. Нарушение меры в воспитании, как правило, ведет к возникновению у детей неправильных представ­лений, привычек, потребностей, которые ставят их в ненормаль­ные отношения с коллективом, с окружающими людьми. Работа с родителями ведется на родительских собраниях, в индивидуальных беседах, круглых столах, совместных акциях и мероприятиях.

Для ребенка, переступившего порог школы, значительно расширяется круг общественных взаимоотношений, круг его знаком­ства. Ведущее место в школе приобретает отношение к сво­им обязанностям, к учителю, товарищам по учебе. С первых дней обучения предъявляются определенные требования к учебному тру­ду ребенка, к его поведению, которые с годами усложняются. Дети же с отклонениями в поведении, не подготовлены к выполне­нию данных требований. Сложившиеся неблагоприятные отношения ребенка с педагогом только закрепят его отрицательные навыки и привычки, в его по­ведении могут возникнуть новые нежелательные черты. Многие ошибки учителей связаны с поверхностным знанием личности ребенка, его психических, индивидуальных и возраст­ных особенностей. Нередко вывод о ребенке делается на основе случайных поступков. Незнание характера ученика часто ведет к тому, что учитель, сталкиваясь с каким-нибудь его поступком, реагирует только на результат, внешнее проявление, не учиты­вая при этом ни причин, вызвавших поступок, ни мотивов, ни пе­реживаний школьника. Он становится замкнутым, озлобляется, считая себя невиновным. Неверное мнение о ребенке приводит к неверному выбору мер воздействия, что в свою очередь отрица­тельно влияет на формирование его личности. В начале каждого учебного года учитель должен оформляются социальный паспорт класса, который поможет в дальнейшем лучше узнать ребенка и по необходимости направить его к школьному психологу для дальнейшей работы.

Воспитательная работа - неотъемлемая часть всего учебного процесса. Воспитание необходимо ежедневно, ежечасно, ежеминутно взглядом, жестом, разговором, взаимопониманием, - только тогда будет результат. Недаром В.Г.Белинский писал: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти слова не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ещё большую значимость в наше тревожное и нестабильное время.

Внеурочная деятельность привлекает детей младшего возраста. В перевоспитании младших школьников важная роль принадлежит игровой деятельности. Ор­ганизация общественно полезной деятельности детей, работа с ними в кружках, походах предусматривала целенаправленные иг­ровые ситуации, вызывающие определенный интерес у ребенка, благодаря чему он имел возможность активно и принужденно уп­ражняться в правильных поступках, вырабатывать положительные навыки и привычки. При этом особое значение придавалось ор­ганизации различных видов соревнований школьников, стимулирую­щих их деятельность. Классные часы «Вредные привычки», «Мы соблюдаем закон!»» и ролевая игра «Страна порядка» прививают у учащихся не только знание закона и порядка, но и умение его соблюдать.

Наиболее эффективными педагогическими приемами в работе с младшими школьниками с отклонениями в развитии оказались следующие: чуткое, внимательное, доверительное от­ношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои силы, опора на положительные качества личности, переключение школьника на увлекательное, полезное дело. На протяжении многих лет лицей сотрудничает с педагогическим колледжем им. Х. Андрухаева. Студентки на практике проводят интеллектуальные игры, беседы, викторины по профилактике правонарушений и привитии учащимся хороших манер. Преодоление отклоне­ний в поведении младших школьников протекает наиболее успешно при сочетании убеждений с упражнениями детей в правильных дей­ствиях и поступках. Индивидуальный подход к школьнику осущест­влялся в процессе целенаправленных индивидуальных бесед педагога с ребенком, разъяснение и убеждение, направленные на обнажение отрицательных черт их поведения, и соответствующие упражнения в правильных действиях и поступках. Внеклассные мероприятия организуют детей и дают возможность каждому ребенку раскрыть свой талант. Привлекая их к мероприятиям ,ребенок меньше думает о плохом, а приобщаться к хорошему и доброму, понимая, что он нужен и востребован. В нашем лицее создан кадетских класс, который ведет подшефную работу с малышами в этом направлении. Младший школьник любознательный, активный, всем интересуется, готов на добрые поступки и дела. Однако его жизненный опыт мал, поэтому ему иногда трудно оценить поступок с позиции « хорошо – плохо». Занятия со старшеклассниками позволяют детям узнавать много нового, перенимать положительный опыт старших и равняться на них. Преодолеть отклонения в поведении младших школьников возможно при сочетании убеждений с упражнениями детей в правильных действиях и поступках в условиях классного коллектива и школы, которая заботится о своих воспитанниках. Деятельность учителя по профилактике правонарушений результативна тогда, если она ведется целенаправленно, системно, в тесном взаимодействии с семьей и общественностью. Современные дети завтра станут полноправными членами общества. Находясь среди людей, они приобщаются к ценностям того общества, в котором живут. Именно в младшем школьном возрасте необходимо своевременно воспитывать у детей самоуважение, уважение к окружающим людям. На этих понятиях базируется осознание детьми своих прав, прав других людей, а в целом формирование правовой культуры будущего гражданина. Каким будет наше будущее зависит от детей, которых мы воспитываем и конечно же от нас от учителей, которые должны помочь детям стать духовно развитыми и нравственно воспитанными людьми. Какие бы поступки дети в жизни не совершали – это наши дети. И наши дети – это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми и законопослушными, ведь каждый ребенок рождается на счастье.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!