«Формы и методы работы по профилактике правонарушений с младшими школьниками»
« В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребенок вырастет в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте». (В. Сухомлинский)
Цели и задачи:
Изучить причины и условия совершения правонарушений учащимися;
Направлять воспитательную работу на формирование высоконравственных и этических ценностей у младших школьников;
Целенаправленно и систематически формировать речевую культуру младшего школьника;
Совершенствовать гражданско-патриотическое воспитание, уважительное отношение к семье,
Формировать адекватную самооценку, повышать представление о собственной значимости, ценности.
Развитие ребенка начинается с его появления на свет. Формирование человека протекает особенно активно в раннем детстве. Основы воспитания закладываются до пяти лет, а затем воспитание человека продолжается в детском саду и в школе. Ошибки, допущенные в воспитании ребёнка в раннем детстве, нередко накладывают отпечаток на всю его последующую жизнь. К сожалению, родители, воспитатели и учителя не всегда замечают отрицательные черты в поведении дошкольника и младшего школьника, а заметив, не придают им значения, считая, что ребёнок ещё мал, подрастёт, научится и исправится. При таком отношении к воспитанию создаются условия, при которых незначительные, на первый взгляд, недостатки ребёнка, повторяясь многократно, переходят в привычку и выражаются в проявлении различных отклонений в его поведении. Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании. А это значит, что именно школа играет ведущую роль в деле предотвращения правонарушений детей и коррекции их противоправного поведения. Во многом это обусловлено тем, что на современном этапе развития российского образования школа постепенно становится открытой социально-педагогической системой, распространяющей свое влияние не только на своих учащихся и их родителей, но и на весь окружающий социум. Основными причинами, способствующими росту беспризорности , безнадзорности и правонарушений в наше время являются:
– социально-экономические причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);
– социально-педагогические причины (неблагополучные семьи, жестокое обращение с ребенком, невнимание родителей к проблемам ребенка, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.);
– психолого-педагогические причины (негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе, дурная компания и др.).
Дети попадают в одну из этих групп по разным причинам, но помощь должны ему оказать мы – педагогии и психологи. Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с учащимся во многом зависит эффективность формирования личности ученика. Педагог является не только посредником в системе «человек - семья - общество», но и защитником прав ребенка и его интересов, своеобразным духовным наставником несовершеннолетних, выявляющим девиацию на ранней стадии и предотвращающим противоправные действия своих подопечных. Наиболее благоприятные условия для воспитательно-предупредительной работы создаются в начальных классах. Именно у младших школьников, когда еще не сложились стойкие навыки и привычки отрицательного поведения, когда идет активное формирование черт личности, имеются реальные возможности для достижения положительного результата в перевоспитании. Педагогическая практика показывает, что именно на начальном этапе обучения и воспитания имеются значительные предпосылки для успешного перевоспитания ребенка. Причины отклонений в поведении младших школьников очень разнообразны. Их делят на условные группы:
1. Нарушение меры в воспитании, вызванное педагогической неграмотностью родителей: отсутствие требовательности , единства требований к детям со стороны взрослых членов семьи , неверное применение наказания и поощрения жестокое отношение к ребенку, подавление его личности, физическое наказание , избалованность, изнеженность ребенка
2. Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом — их безответственным отношением к воспитанию детей.
3. Отрицательный пример родителей ,аморальное поведение, пьянство и др.
4. Нарушение структуры семьи (отсутствие отца, конфликт с отчимом).
Одной их причин отклонения в поведении младших школьников может быть и его семье. Особую актуальность приобретает принцип организации воспитательного влияния на семью через ребенка, когда родители на примере собственного сына или дочери убеждаются в правильности и жизненной важности предъявляемых школой требований. Формирование личности, чаще всего, зависит от общей атмосферы семьи, ее нравственного и культурного уровня, морального облика и воспитательной позиции родителей. Успешное нравственное развитие детей в семье осуществляется при наличии благоприятных условий воспитания, при высокой ответственности родителей за их воспитание, при систематическом целенаправленном контроле за их поведением, при правильном выборе мер воздействия на каждого ребенка.
Одним из первых принципом работы учителя по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости среди учащихся начальных классах является принцип комплексного воздействия непосредственно на ребенка и на его окружение, прежде всего на семью. Установление подлинного единства взаимодействия семьи и школы в понимании конкретных, продиктованных данным этапом жизни ребенка задач воспитания, выделение единых критериев оценки достижений и методов воспитания обеспечивает устранение первопричины отклонения в поведении школьников. Решение этой задачи возможно лишь на основе дифференцированного подхода к работе с детьми и их родителями при правильной оценке системы отношений каждого ученика, а также особенностей направленности воспитательного воздействия каждой семьи. Именно дифференциация, вдумчивый отбор форм и методов индивидуальной работы с родителями позволяют опытным педагогам избежать противопоставления требований школы и семьи, обеспечить подлинное единство их действий. Главная причина отклонений в поведении младших школьников кроется в неумении родителей их воспитывать, что приводит к нарушению меры в выборе форм, методов, способов и средств педагогического воздействия. Нарушение меры в воспитании, как правило, ведет к возникновению у детей неправильных представлений, привычек, потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с коллективом, с окружающими людьми. Работа с родителями ведется на родительских собраниях, в индивидуальных беседах, круглых столах, совместных акциях и мероприятиях.
Для ребенка, переступившего порог школы, значительно расширяется круг общественных взаимоотношений, круг его знакомства. Ведущее место в школе приобретает отношение к своим обязанностям, к учителю, товарищам по учебе. С первых дней обучения предъявляются определенные требования к учебному труду ребенка, к его поведению, которые с годами усложняются. Дети же с отклонениями в поведении, не подготовлены к выполнению данных требований. Сложившиеся неблагоприятные отношения ребенка с педагогом только закрепят его отрицательные навыки и привычки, в его поведении могут возникнуть новые нежелательные черты. Многие ошибки учителей связаны с поверхностным знанием личности ребенка, его психических, индивидуальных и возрастных особенностей. Нередко вывод о ребенке делается на основе случайных поступков. Незнание характера ученика часто ведет к тому, что учитель, сталкиваясь с каким-нибудь его поступком, реагирует только на результат, внешнее проявление, не учитывая при этом ни причин, вызвавших поступок, ни мотивов, ни переживаний школьника. Он становится замкнутым, озлобляется, считая себя невиновным. Неверное мнение о ребенке приводит к неверному выбору мер воздействия, что в свою очередь отрицательно влияет на формирование его личности. В начале каждого учебного года учитель должен оформляются социальный паспорт класса, который поможет в дальнейшем лучше узнать ребенка и по необходимости направить его к школьному психологу для дальнейшей работы.
Воспитательная работа - неотъемлемая часть всего учебного процесса. Воспитание необходимо ежедневно, ежечасно, ежеминутно взглядом, жестом, разговором, взаимопониманием, - только тогда будет результат. Недаром В.Г.Белинский писал: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти слова не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ещё большую значимость в наше тревожное и нестабильное время.
Внеурочная деятельность привлекает детей младшего возраста. В перевоспитании младших школьников важная роль принадлежит игровой деятельности. Организация общественно полезной деятельности детей, работа с ними в кружках, походах предусматривала целенаправленные игровые ситуации, вызывающие определенный интерес у ребенка, благодаря чему он имел возможность активно и принужденно упражняться в правильных поступках, вырабатывать положительные навыки и привычки. При этом особое значение придавалось организации различных видов соревнований школьников, стимулирующих их деятельность. Классные часы «Вредные привычки», «Мы соблюдаем закон!»» и ролевая игра «Страна порядка» прививают у учащихся не только знание закона и порядка, но и умение его соблюдать.
Наиболее эффективными педагогическими приемами в работе с младшими школьниками с отклонениями в развитии оказались следующие: чуткое, внимательное, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои силы, опора на положительные качества личности, переключение школьника на увлекательное, полезное дело. На протяжении многих лет лицей сотрудничает с педагогическим колледжем им. Х. Андрухаева. Студентки на практике проводят интеллектуальные игры, беседы, викторины по профилактике правонарушений и привитии учащимся хороших манер. Преодоление отклонений в поведении младших школьников протекает наиболее успешно при сочетании убеждений с упражнениями детей в правильных действиях и поступках. Индивидуальный подход к школьнику осуществлялся в процессе целенаправленных индивидуальных бесед педагога с ребенком, разъяснение и убеждение, направленные на обнажение отрицательных черт их поведения, и соответствующие упражнения в правильных действиях и поступках. Внеклассные мероприятия организуют детей и дают возможность каждому ребенку раскрыть свой талант. Привлекая их к мероприятиям ,ребенок меньше думает о плохом, а приобщаться к хорошему и доброму, понимая, что он нужен и востребован. В нашем лицее создан кадетских класс, который ведет подшефную работу с малышами в этом направлении. Младший школьник любознательный, активный, всем интересуется, готов на добрые поступки и дела. Однако его жизненный опыт мал, поэтому ему иногда трудно оценить поступок с позиции « хорошо – плохо». Занятия со старшеклассниками позволяют детям узнавать много нового, перенимать положительный опыт старших и равняться на них. Преодолеть отклонения в поведении младших школьников возможно при сочетании убеждений с упражнениями детей в правильных действиях и поступках в условиях классного коллектива и школы, которая заботится о своих воспитанниках. Деятельность учителя по профилактике правонарушений результативна тогда, если она ведется целенаправленно, системно, в тесном взаимодействии с семьей и общественностью. Современные дети завтра станут полноправными членами общества. Находясь среди людей, они приобщаются к ценностям того общества, в котором живут. Именно в младшем школьном возрасте необходимо своевременно воспитывать у детей самоуважение, уважение к окружающим людям. На этих понятиях базируется осознание детьми своих прав, прав других людей, а в целом формирование правовой культуры будущего гражданина. Каким будет наше будущее зависит от детей, которых мы воспитываем и конечно же от нас от учителей, которые должны помочь детям стать духовно развитыми и нравственно воспитанными людьми. Какие бы поступки дети в жизни не совершали – это наши дети. И наши дети – это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми и законопослушными, ведь каждый ребенок рождается на счастье.