Просмотр содержимого документа
«Формы и методы работы с детьми «группы риска»»
Формы и методы работы с детьми «группы риска»
Что же такое девиантное поведение?
Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
Формы девиантного поведения
- антисоциальное поведение
- асоциальное поведение
- аутодеструктивное поведение
Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.
Какие поступки являются антисоциальными?
- Насилие над младшими и слабыми сверстниками, животными;
- Воровство;
- Мелкое хулиганство;
- Вандализм;
- Порча чужого имущества;
- Торговля наркотиками.
Асоциальное поведение – уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.
Какие поступки являются асоциальными?
- Побеги из дома;
- Систематические пропуски в школе;
- Агрессивное поведение;
- Ложь;
- Настенные надписи и рисунки непристойного характера;
- Ненормативная лексика.
Аутодеструктивное поведение – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности.
- Курение;
- Токсикомания;
- Наркомания;
- Вскрытие вен;
- Алкоголизм;
- Суицид.
«Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник».
А. С. Макаренко
Факторы риска
- Семья;
- Наследственность;
- Проблемы в подростковом возрасте;
- Отсутствие прочных социальных связей.
«Воспитывать ребенка во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях»
К. Ушинский
Знать:
- Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений;
- Факторы риска, формирующие девиантное поведение;
- Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние.
Основные направления работы с девиантными детьми.
Нарушения в обучении
Оказание учителями
индивидуальной методической
помощи ребенку в
преодолении учебных трудностей
до уровня полного
восприятия материала, пока
ребенок не почувствует успех.
Нарушения в поведении
- Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком.
- Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения.
- Создание комфортных условий ребенку в коллективе.
Алгоритм действий:
- Групповое изучение класса
- Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты;
- Анализ полученных данных;
- Выявление причин отклонений
- Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения);
- Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами, всех участников образовательного процесса;
- Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия;
- Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.
Список использованных источников
- Зыкова М. Н. Психолого – педагогическое содействие развитию личности подростка: учеб. Пособие. М.: 2009. – 124с.
- Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие. М.: 2011. 353 с.
- Микерова Г. Ж. Психология и педагогика организаторской деятельности: учеб. пособие. Краснодар: Изд-во Кубанское полиграфическое объединение, 2015. 80 с.