Сообщение на методическом объединении классных руководителей «Формы и методы работы социального педагога и классного руководителя с детьми «группы риска» 22.03.2016 г.
Детство, как почва, в которую падают семена.
Они крохотные, их не видно, но они есть.
Потом они начинают прорастать…
Некоторые становятся чистыми и яркими цветами,
некоторые – хлебными колосьями,
некоторые - злым чертополохом.
В. Солоухин «Камешки на ладони»
К сожалению, мы часто слышим такое понятие как «дети группы риска».
Но что это такое? Что оно означает?
«Группа риска» - это категория детей, которая в силу определённых обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Основной причиной попадания ребёнка в группу риска являются сложные жизненные обстоятельства:
- пьянство одного или обоих из родителей; их асоциальное поведение;
- устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
-психические заболевания родителей (или родственников);
- убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;
- отбывание наказания одним из родителей в местах лишения свободы;
- лечение одного из родителей от алкоголизма;
- жестокое обращение с детьми (побои);
- побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.
Решение проблем этих детей мало зависит от сложившейся традиционной системы образования, которая предполагает нормальные условия жизни детей в семье. При семейном неблагополучии решить проблемы детей, не имея института социально-педагогической поддержки, весьма проблематично.
Стихийный, неуправляемый рост числа семей группы риска и резкое снижение их качественных характеристик в последние годы обусловили необходимость обеспечить со стороны российского общества защиту детей в семьях. Для решения этой задачи в общеобразовательных учреждениях введена должностная категория - социальный педагог.
Я хочу показать некоторые аспекты нашей работы с семьями детей, входящих в «группу риска», с неблагополучными семьями, которую мы строим, используя опыт отечественных специалистов в области социальной педагогики и психологии.
Принципы работы социального педагога в школе с детьми «группы риска» можно сформулировать следующим образом:
создание атмосферы доверительности в отношениях «социальный педагог-ребёнок»;
подключение к процессу реабилитации ребёнка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы социальной зашиты населения, органы опеки и попечительства граждан, образования, органы общественного порядка, здравоохранения);
тесное взаимодействие с семьёй ребёнка;
Создание доверительных отношений с ребёнком требует наличия у социального педагога информации о личностных характеристиках ребёнка.
Сбор такой информации можно провести по матрице, которая является инструментом для вычисления обобщенного показателя уровня социального благополучия ребёнка. Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации об ученике. Это позволяет своевременно выявить детей группы риска для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с подростком.
Определение обобщённого показателя социального благополучия учащегося.
Социальные характеристики:
Состав семьи ребёнка.
Школьная успеваемость.
Здоровье ребёнка.
Санитарно-жилищные условия жизни ребёнка.
Доход семьи.
Уровень социального благополучия семьи.
Поведение ребёнка в школе.
Внешкольное общение ребёнка.
Жизненные цели ребёнка.
Эмоциональные отношения родителей с детьми.
Доверительность отношений социального педагога с ребёнком, как и работа с его семьёй предполагает соблюдение конфиденциальности при получении информации о семье. Однако в процессе работы могут возникнуть обстоятельства, требующие немедленного принятия мер, а значит - отказа от принципа неразглашения информации.
Социальный педагог не имеет права принимать самостоятельное решение. Игнорируя волю родителей. Согласно семейному законодательству России, именно на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье (Семейный кодекс РФ, ст. 63). В сложной ситуации социальный педагог должен решить проблему таким образом, чтобы ребёнок пошёл на контакт с родителями, и снизить риск первичной агрессии на ребёнка.
Формы и методы работы с обучающимися и семьями.
А. Возможности классного руководителя в отношении учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин;
Методы и формы воздействия на учащихся в плане профилактики безнадзорности.
Активизация деятельности классного руководителя в отношении учащихся, прогуливающих уроки.
Беседа классного руководителя с учащимися индивидуально, а также на классном часе.
Активное вовлечение учащегося в занятия спортивных секций, художественных коллективов, общественную жизнь класса.
Своевременное информирование родителей этих учащихся (телефонный звонок, письмо, посещение на дому).
Привлечение родительского комитета к работе с таким ребёнком.
Беседа социального педагога с прогульщиком.
Беседа психолога с этим учащимся.
Вызов прогульщика на административный совет школы.
Вызов на педагогический совет.
Вызов на заседание комиссии по делам несовершеннолетних.
Б. Формы и методы работы с семьёй по профилактике правонарушений учащихся.
* Ознакомление учащихся с правилами поведения школьника.
* Единство требований педагогического коллектива и родителей в отношении соблюдения правил поведения.
* Консультирование учащихся о правилах поведения в общественных местах во время экскурсий, дискотек, посещений театра и др.
* Пропаганда здорового образа жизни (режим труда и отдыха. Режим питания. Гигиена. Занятия физкультурой и спортом, профилактика заболеваний и т.д.).
* Приобщение к общественной жизни класса и школы.
* Просветительские беседы с родителями об ответственности подростков за правонарушения с привлечение специалистов: инспектора по делам несовершеннолетних (далее ПДН), ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних (далее КДН).
* Тематические классные часы об ответственности подростков за правонарушения с привлечением социального педагога и специалистов: инспектора ПДН, ответственного секретаря КДН.
* Использование возможностей службы охраны школы (обращение к охраннику в случае правонарушения учащегося во время урока или перемены).
* Организация работы родительского комитета с отдельными семьями.
* Посещение учащегося на дому вместе с полицией.
* Постановка на внутришкольный учёт.
* Приглашение родителей на административный совет школы, педагогический совет. На комиссию по делам несовершеннолетних.
* Наблюдение, убеждение, предъявление требования, поощрение и другие методы.
В. Эффективность работы педагогического коллектива в отношении повышения уровня культуры учащихся (внешний вид, речь, поведение на уроке и перемене, сохранность имущества школы). Методы и формы работы.
* Знакомство учащихся с правилами поведения в школе.
* Предъявление единых требований к учащимся со стороны педагогического коллектива в отношении внешнего вида, культуры речи, поведения на уроке и перемене, к сохранности имущества школы.
* Разработка и проведение тематических классных часов, бесед, лекций на темы этики и морали.
* Усиление роли учителя в плане недопустимости сквернословия, личный пример учителя в культуре речи и общения.
* Систематический контроль за сохранностью имущества школы и порядком на её территории, выявление нарушителей (порча сантехники, стен, дверных табличек, столов, парт и другой мебели в кабинетах и т.д.).
* Создание ремонтных бригад для восстановления испорченной мебели.
* Организация дежурства по классу и школе.
* Организация генеральной уборки классов, рекреаций, территории школы.
* Включение в план воспитательной работы посещение музеев, театров, библиотек города.
* Привлечение учащихся к участию в фестивалях, конкурсах, спортивных мероприятиях.
* Использование школьной мастерской для демонстрации моделей одежды делового стиля.
Г. Действия учителя в отношении учащихся, замеченных в табакокурении и распитии спиртных напитков. Профилактика вредных привычек, наркомании, токсикомании.
* Просветительская работа среди учащихся и родителей о вреде курения. Алкоголя и наркотических веществ с привлечением специалистов-наркологов (родительский лекторий, система классных часов, просмотр видеофильмов с обсуждением в классе, выпуск стенной печати, подготовка рефератов по данным темам и т.д.).
* Предъявление требований к родителям о контроле над образом жизни ребёнка во внеурочное время (круг общения, недопустимость пребывания на улице позднее 22 часов, контроль над наличием и использованием карманных денег, внимание к одежде ребёнка и др.).
* Индивидуальная беседа с учащимися, замеченными в распитии спиртного или курении.
* Информирование родителей этого ученика.
* Обследование учащегося у нарколога.
* Обращение к социально-психологической службе школы в отношении этого ученика.
* Использование возможностей оздоровительного медицинского комплекса школы.
* Направление учащегося на консультацию в городской центр помощи семье и подростку.
* Использование возможностей ПДН, КДН в разрешении данной проблемы.
* Профилактика здорового образа жизни, повышение уровня культуры учащихся.
Д. Рекомендации по организации летней занятости учащихся в плане профилактики безнадзорности.
* Выявление семей, ограниченных в материальных средствах.
* Помощь этим семьям в постановке на учёт в службе социальной защиты населения.
* Использование возможностей социально психологической службы общеобразовательного учреждения в работе с семьями данной категории.
* Помощь в определении учащихся в загородные детские оздоровительные учреждения.
* Помощь в устройстве в учреждения начального и среднего профессионального образования учащихся после окончания школы.
* Активизация профессиональной работы среди подростков.
* Ходатайство в органы исполнительной власти о предоставлении льгот на посещение учащимися данной категории клубов, бассейнов, платных кружков.
Основополагающий принцип работы социального педагога по защите прав ребёнка - тесный контакт с его проблемной семьёй. В основе этого контакта лежат не противодействие и критика, а конструктивная помощь. Желательно вовлечение в процесс реабилитации ребёнка представителей расширенного состава семьи, включая бабушек, дедушек, других родственников, имеющих контакт с ребёнком.
Социально-психолого-педагогическая деятельность в общеобразовательном учреждении направлена на оказание помощи ребёнку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.
Деятельность социального педагога всегда является адресной, направленной на конкретного ребёнка и решение его индивидуальных проблем. Объектом воздействия социального педагога являются ребёнок в семье, взрослые члены семьи и сама семья в целом как коллектив. Невозможно рассматривать ребёнка в отрыве от его семьи. Основной целью деятельности социального педагога является защита прав и интересов ребёнка, в том числе и от собственных нерадивых родителей.
Библиографические ссылки.
Иванова С.В. Социально-педагогическая работа школы. Москва- 2006.
Гиенко Л.Н. Формирование социальных компетенций подростков в условиях общеобразовательного учреждения / Педагогические технологии в профессиональной подготовке педагога воспитателя, социального педагога, педагога-психолога: материалы III-й всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. П.А. Шептенко. /Барнаул: АлтГПА, 2009. - с. 207-212.
Воронцов Д.Б. Формирование социальной компетентности подростков группы «риска». Диссертация. – Кострома: КГУ. 2006. http:// www/iqlib.ru/book/preview/D420619EDED941B9933885E119CA7106
Ванье Ж. Каждый человек - священная история. – М., 2008.
Загладина Х.Т. Социализация подростков и молодёжи: роль бизнеса, гражданского общества и государства / Воспитание школьников. -2011.-№ 2. с. 29-32.