СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формы и методы работы социального педагога и классного руководителя с детьми «группы риска""

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Группа риска» - это категория детей, которая в силу определённых обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Просмотр содержимого документа
«"Формы и методы работы социального педагога и классного руководителя с детьми «группы риска""»

Сообщение по теме:  «Формы и методы работы социального педагога и классного руководителя с детьми «группы риска».

Сообщение по теме: «Формы и методы работы социального педагога и классного руководителя с детьми «группы риска».

  К сожалению, мы часто слышим такое понятие как  «дети группы риска».  Но что это такое? Что оно означает?    : «Группа риска» - это категория детей, которая в силу определённых обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.

К сожалению, мы часто слышим такое понятие как «дети группы риска». Но что это такое? Что оно означает? :

  • «Группа риска» - это категория детей, которая в силу определённых обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Основной причиной попадания ребёнка в группу риска являются сложные жизненные обстоятельства:    пьянство одного или обоих из родителей; их асоциальное поведение;  устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; психические заболевания родителей (или родственников);  убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;  отбывание наказания одним из родителей в местах лишения свободы;  лечение одного из родителей от алкоголизма;  жестокое обращение с детьми (побои);  побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Основной причиной попадания ребёнка в группу риска являются сложные жизненные обстоятельства:

  • пьянство одного или обоих из родителей; их асоциальное поведение;
  • устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
  • психические заболевания родителей (или родственников);
  • убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;
  • отбывание наказания одним из родителей в местах лишения свободы;
  • лечение одного из родителей от алкоголизма;
  • жестокое обращение с детьми (побои);
  • побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.
Принципы работы социального педагога в школе с детьми «группы риска» можно сформулировать следующим образом:   создание атмосферы доверительности в отношениях «социальный педагог-ребёнок»; подключение к процессу реабилитации ребёнка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы социальной зашиты населения, органы опеки и попечительства граждан, образования, органы общественного порядка, здравоохранения); тесное взаимодействие с семьёй ребёнка;

Принципы работы социального педагога в школе с детьми «группы риска» можно сформулировать следующим образом:

  • создание атмосферы доверительности в отношениях «социальный педагог-ребёнок»;
  • подключение к процессу реабилитации ребёнка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы социальной зашиты населения, органы опеки и попечительства граждан, образования, органы общественного порядка, здравоохранения);
  • тесное взаимодействие с семьёй ребёнка;
Определение обобщённого показателя социального благополучия учащегося.   Социальные характеристики: Состав семьи ребёнка. Школьная успеваемость. Здоровье ребёнка. Санитарно-жилищные условия жизни ребёнка. Доход семьи. Уровень социального благополучия семьи. Поведение ребёнка в школе. Внешкольное общение ребёнка. Жизненные цели ребёнка. Эмоциональные отношения родителей с детьми.

Определение обобщённого показателя социального благополучия учащегося.

Социальные характеристики:

  • Состав семьи ребёнка.
  • Школьная успеваемость.
  • Здоровье ребёнка.
  • Санитарно-жилищные условия жизни ребёнка.
  • Доход семьи.
  • Уровень социального благополучия семьи.
  • Поведение ребёнка в школе.
  • Внешкольное общение ребёнка.
  • Жизненные цели ребёнка.
  • Эмоциональные отношения родителей с детьми.
Формы и методы работы с обучающимися и семьями.  А. Возможности классного руководителя в отношении учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин;  Методы и формы воздействия на учащихся в плане профилактики безнадзорности .   Активизация деятельности классного руководителя в отношении учащихся, прогуливающих уроки. Беседа классного руководителя с учащимися индивидуально, а также на классном часе. Активное вовлечение учащегося в занятия спортивных секций, художественных коллективов, общественную жизнь класса. Своевременное информирование родителей этих учащихся (телефонный звонок, письмо, посещение на дому). Привлечение родительского комитета к работе с таким ребёнком. Беседа социального педагога с прогульщиком. Беседа психолога с этим учащимся. Вызов прогульщика на административный совет школы. Вызов на педагогический совет. Вызов на заседание комиссии по делам несовершеннолетних.

Формы и методы работы с обучающимися и семьями. А. Возможности классного руководителя в отношении учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин; Методы и формы воздействия на учащихся в плане профилактики безнадзорности .

  • Активизация деятельности классного руководителя в отношении учащихся, прогуливающих уроки.
  • Беседа классного руководителя с учащимися индивидуально, а также на классном часе.
  • Активное вовлечение учащегося в занятия спортивных секций, художественных коллективов, общественную жизнь класса.
  • Своевременное информирование родителей этих учащихся (телефонный звонок, письмо, посещение на дому).
  • Привлечение родительского комитета к работе с таким ребёнком.
  • Беседа социального педагога с прогульщиком.
  • Беседа психолога с этим учащимся.
  • Вызов прогульщика на административный совет школы.
  • Вызов на педагогический совет.
  • Вызов на заседание комиссии по делам несовершеннолетних.

Б. Формы и методы работы с семьёй по профилактике правонарушений учащихся.

  • Ознакомление учащихся с правилами поведения школьника.
  • Единство требований педагогического коллектива и родителей в отношении соблюдения правил поведения.
  • Консультирование учащихся о правилах поведения в общественных местах во время экскурсий, дискотек, посещений театра и др.
  • Пропаганда здорового образа жизни (режим труда и отдыха. Режим питания. Гигиена. Занятия физкультурой и спортом, профилактика заболеваний и т.д.).
  • Приобщение к общественной жизни класса и школы.
  • Просветительские беседы с родителями об ответственности подростков за правонарушения с привлечение специалистов: инспектора по делам несовершеннолетних (далее ПДН), ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних (далее КДН).
  • Тематические классные часы об ответственности подростков за правонарушения с привлечением социального педагога и специалистов: инспектора ПДН, ответственного секретаря КДН.
  • Использование возможностей службы охраны школы (обращение к охраннику в случае правонарушения учащегося во время урока или перемены).
  • Организация работы родительского комитета с отдельными семьями.
  • Посещение учащегося на дому вместе с полицией.
  • Постановка на внутришкольный учёт.
  • Приглашение родителей на административный совет школы, педагогический совет. На комиссию по делам несовершеннолетних.
  • Наблюдение, убеждение, предъявление требования, поощрение и другие методы.

В. Эффективность работы педагогического коллектива в отношении повышения уровня культуры учащихся (внешний вид, речь, поведение на уроке и перемене, сохранность имущества школы). Методы и формы работы.

  • Знакомство учащихся с правилами поведения в школе.
  • Предъявление единых требований к учащимся со стороны педагогического коллектива в отношении внешнего вида, культуры речи, поведения на уроке и перемене, к сохранности имущества школы.
  • Разработка и проведение тематических классных часов, бесед, лекций на темы этики и морали.
  • Усиление роли учителя в плане недопустимости сквернословия, личный пример учителя в культуре речи и общения.
  • Систематический контроль за сохранностью имущества школы и порядком на её территории, выявление нарушителей (порча сантехники, стен, дверных табличек, столов, парт и другой мебели в кабинетах и т.д.).
  • Создание ремонтных бригад для восстановления испорченной мебели.
  • Организация дежурства по классу и школе.
  • Организация генеральной уборки классов, рекреаций, территории школы.
  • Включение в план воспитательной работы посещение музеев, театров, библиотек города.
  • Привлечение учащихся к участию в фестивалях, конкурсах, спортивных мероприятиях.
  • Использование школьной мастерской для демонстрации моделей одежды делового стиля.

Г. Действия учителя в отношении учащихся, замеченных в табакокурении и распитии спиртных напитков. Профилактика вредных привычек, наркомании, токсикомании.

  • Просветительская работа среди учащихся и родителей о вреде курения. Алкоголя и наркотических веществ с привлечением специалистов-наркологов (родительский лекторий, система классных часов, просмотр видеофильмов с обсуждением в классе, выпуск стенной печати, подготовка рефератов по данным темам и т.д.).
  • Предъявление требований к родителям о контроле над образом жизни ребёнка во внеурочное время (круг общения, недопустимость пребывания на улице позднее 22 часов, контроль над наличием и использованием карманных денег, внимание к одежде ребёнка и др.).
  • Индивидуальная беседа с учащимися, замеченными в распитии спиртного или курении.
  • Информирование родителей этого ученика.
  • Обследование учащегося у нарколога.
  • Обращение к социально-психологической службе школы в отношении этого ученика.
  • Использование возможностей оздоровительного медицинского комплекса школы.
  • Направление учащегося на консультацию в городской центр помощи семье и подростку.
  • Использование возможностей ПДН, КДН в разрешении данной проблемы.
  • Профилактика здорового образа жизни, повышение уровня культуры учащихся.
Д. Рекомендации по организации летней занятости учащихся в плане профилактики безнадзорности.   Выявление семей, ограниченных в материальных средствах.  Помощь этим семьям в постановке на учёт в службе социальной защиты населения.  Использование возможностей социально психологической службы общеобразовательного учреждения в работе с семьями данной категории.  Помощь в определении учащихся в загородные детские оздоровительные учреждения.  Помощь в устройстве в учреждения начального и среднего профессионального образования учащихся после окончания школы.  Активизация профессиональной работы среди подростков.  Ходатайство в органы исполнительной власти о предоставлении льгот на посещение учащимися данной категории клубов, бассейнов, платных кружков.

Д. Рекомендации по организации летней занятости учащихся в плане профилактики безнадзорности.

  • Выявление семей, ограниченных в материальных средствах.
  • Помощь этим семьям в постановке на учёт в службе социальной защиты населения.
  • Использование возможностей социально психологической службы общеобразовательного учреждения в работе с семьями данной категории.
  • Помощь в определении учащихся в загородные детские оздоровительные учреждения.
  • Помощь в устройстве в учреждения начального и среднего профессионального образования учащихся после окончания школы.
  • Активизация профессиональной работы среди подростков.
  • Ходатайство в органы исполнительной власти о предоставлении льгот на посещение учащимися данной категории клубов, бассейнов, платных кружков.
Библиографические ссылки Иванова С.В. Социально-педагогическая работа школы. Москва- 2006. Гиенко Л.Н. Формирование социальных компетенций подростков в условиях общеобразовательного учреждения / Педагогические технологии в профессиональной подготовке педагога воспитателя, социального педагога, педагога-психолога: материалы III -й всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. П.А. Шептенко. /Барнаул: АлтГПА, 2009. - с. 207-212. Воронцов Д.Б. Формирование социальной компетентности подростков группы «риска». Диссертация. – Кострома: КГУ. 2006. http :// www / iqlib . ru / book / preview / D 420619 EDED 941 B 9933885 E 119 CA 7106 Ванье Ж. Каждый человек - священная история. – М., 2008. Загладина Х.Т. Социализация подростков и молодёжи: роль бизнеса, гражданского общества и государства / Воспитание школьников. -2011.-№ 2. с. 29-32.

Библиографические ссылки

  • Иванова С.В. Социально-педагогическая работа школы. Москва- 2006.
  • Гиенко Л.Н. Формирование социальных компетенций подростков в условиях общеобразовательного учреждения / Педагогические технологии в профессиональной подготовке педагога воспитателя, социального педагога, педагога-психолога: материалы III -й всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. П.А. Шептенко. /Барнаул: АлтГПА, 2009. - с. 207-212.
  • Воронцов Д.Б. Формирование социальной компетентности подростков группы «риска». Диссертация. – Кострома: КГУ. 2006. http :// www / iqlib . ru / book / preview / D 420619 EDED 941 B 9933885 E 119 CA 7106
  • Ванье Ж. Каждый человек - священная история. – М., 2008.
  • Загладина Х.Т. Социализация подростков и молодёжи: роль бизнеса, гражданского общества и государства / Воспитание школьников. -2011.-№ 2. с. 29-32.