СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы работы с родителями по ПДД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы работы с родителями по ПДД»

Методы и формы работы с родителями по ознакомлению детей с пдд

Технология «Открытое пространство» - очень простой, но мощный способ проведения собраний. Данную технологию лучше всего использовать в начале учебного года, так как некоторые предложения родителей затем можно внести в годовой план.

Оно начинается следующим образом. Ведущий объясняет, что любой человек может заявить тему для работы на дискуссионных площадках. Желающим предлагается подойти к центру круга, написать свою тему на листе бумаги, записать свое имя. Это означает, что он берет ответственность за то, чтобы состоялось обсуждение темы. И так делает каждый желающий, который хочет обсудить актуальную для себя тему.  На этом этапе Доска, на которую вывешиваются предложенные темы и автор, превращается в так называемую «Городскую рыночную площадь», которая открывается для того, чтобы участники определились в том, в чем они хотят принимать участие. После этого они приступают к работе в самоорганизующихся группах. Участники обсуждают тему, вырабатывают план действий. Участники, подобно шмелям, могут «перелетать» из одной группы в другую. После окончания работы отчеты вывешиваются на доске под рубрикой «Горячие новости», чтобы все могли ознакомиться с результатами обсуждений в ходе мероприятия. На заключительном этапе работы группа собирается в круг, чтобы поделиться размышлениями, тому, чему научились, или просто высказать свое мнение.  Пожалуй, самое важное в технологии открытого пространства, что она работает по одному Закону - «Закону двух ног»:  «Если вы оказались в месте, где не можете сделать существенный вклад в работу или чему-нибудь научиться, используйте свои две ноги и перейдите туда, где вы сможете это делать». 

Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившихся ситуаций.

Мы понимаем, что трудно привлечь родителей к активности, поэтому можно заранее выбрать родителей, которые будут организаторами площадок и темы их интересующие.

Например: трое родителей задают темы:

  • организация экскурсии к пешеходному переходу;

  • семейный опыт обучения детей ПДД;

  • «Вечер ПДД».

Все остальные родители выбирают для себя более актуальную тему из предложенных и делятся на площадки (столы заранее расставлены в зале).

Работая на площадке «Семейный опыт обучения детей ПДД», каждый родитель рассказывает о том, как в их семье осуществляется данная работа. Высказываются все члены площадки. Обсуждают все аспекты за и против таких методов. Кто – то учит ПДД только на улице, в процессе наблюдений. Кто – то обращает внимание на соблюдение ПДД только на основе личного опыта (посмотри, как нужно переходить улицу, посмотри, какой сигнал светофора загорелся и т.д.). Некоторые родители, данную работу проводят с использованием компьютерных игр для детей. Некоторые специально приобретают детские книги по ПДД. В процессе обсуждения организатор группы записывает самые актуальные методы работы с детьми и в заключительной части представит результат работы своей площадки.

Члены площадки «Вечер ПДД» обсуждают план организации вечера. Какие мероприятия можно провести с детьми. Родители обдумывают, как могут поучаствовать в данном мероприятии: провести беседу (например рассказать, как ведут себя пешеходы, переходя улицу. Что можно, а чего нельзя при этом делать). Кто – то и родителей может предложить провести игры по ПДД.

Если кому – то из родителей стало ясно, что в данном мероприятие ему не интересно или он не сможет поучаствовать, то спокойно переходит на другую площадку (например: «Организация экскурсии к пешеходному переходу»). Здесь он может организовать беседу с детьми или оказать помощь в организации поездки (заняться вопросами связанными с транспортом – автобусом для детей).

В конце всей работы участники каждой площадки рассказывают кратко о результатах своей работы. Данная технология помогает привлечь всех родителей в организации и участии в воспитательно – образовательном процессе. Поможет достичь оптимального уровня взаимодействия школы и семьи в воспитании и развитии детей.

В процессе интерактивных форм взаимодействия информация должна усваиваться не в пассивном, а в активном режиме. Обратная связь способствует значительному повышению эффективности обмена информацией. Контроль знаний предполагает умение применять полученные знания на практике.

Технология модерации  - одна из самых сложных технологий.

Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии.

Модератором называют руководителя или ведущего. В современном значении под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Модерация была разработана для обучения, проведения уроков в ВУЗах. Но я думаю, что ее можно адаптировать к условиям работы с родителями в школьных учреждениях.

Процесс модерации можно описать как последовательный ряд этапов: подготовительный, технологический, аналитический.

На подготовительном этапе педагог задет тему, план работы.

Модерация будет протекать успешно, если организаторы поставят перед собой ряд вопросов и смогут ответить на них.

     - Что произойдет после модерации? (какие знания или умения будут у участников, благодаря совместной работе)

     - Что знают участники? (ответа на этот вопрос с родителями лучше всего провести анкетирвание)

     - Как расположить группу в помещении?

     - Знакомы ли участники заседания?

     - Знакомы ли участники заседания с методами модерации?

На технологическом этапе:

Устанавливается эмоционально благоприятный микроклимат;

 Если работа будет проходить в виде соревнования, то на этом этапе родители делятся на подгруппы;

Утверждается план дальнейшей работы;

Работа участников должна осуществляться с обязательной обратной связью. Например родителям предлагается обсудить тему «Зачем необходимо учить ПДД детей учить и каким в школьном возрасте», а затем в процессе дискуссии доказать свою точку зрения.

На аналитическом этапе проводится рефлексия всего мероприятия, а так же оценка всей работы. Для этого можно использовать шкалу баллов.


Взаимодействие участников образовательного процесса в обучении детей школьного возраста в обучении Правилам дорожного движения

Родители являются главными участниками образовательного процесса в обучении детей школьного возраста в обучении школьников Правилам дорожного движения. Чтобы работа была более эффективной, мы осуществляем целенаправленное взаимодействие и стараемся сделать их своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности у детей. Наше общение строится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнѐра по общению. Единые требования педагога и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков безопасного поведения на улице.

В своей работе с родителями можно использовать


1.Информационно - аналитические формы:

Использовать с целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности по данному направлению.

-Анкетирование, проведение социологических срезов, опросов

Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися, педагог школы должен обеспечить и работу с родителями.

Предлагаются три формы занятий: лекции, проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).

Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них. Осенью дети идут в школу, отвыкнув за лето от движения транспорта на улицах. Дети теряют бдительность накануне каникул и в каникулы, когда предоставлены сами себе.

На занятиях педагог дает следующие установки родителям: постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют во дворах, жилых зонах, идут по тротуару; при переходе дорог с интенсивным движением крепко держать за руку детей и разъяснять им правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

На лекции по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма целесообразно использовать аналитический материал территориального управления (отдела) ГИБДД и привести конкретные примеры ДТП с учащимися местных школ, разбирая вместе с родителями их причины. Лекция по основным дорожным понятиям, знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения школьников на улицах и дорогах нужна для того, чтобы родители сами научились ориентироваться в дорожных условиях.

Педагог должен настроить родителей на желание взаимодействовать со школой, убеждает их в необходимости оказывать помощь школьникам дома. Педагог дает советы родителям по вопросам воспитания и обучения детей с учетом их индивидуальных различий и уровня психического развития. Беседы проводятся в форме вопросов и ответов и рекомендаций родителям.


2. Познавательные формы:

Родительские собрания , круглые столы


На них мы ушли от традиционного чтения докладов и считаем, что лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. В своих сообщениях рассказываем им о причинах и условиях возникновения ДТП с участием дошкольников, о возрастных и психофизиологических особенностях поведения их на улице, обращаем внимание родителей на то, что дошкольников на улице необходимо всегда держать за руку. Вопросы, поднятые на собраниях, служат предметом обсуждения на консультациях, в индивидуальных беседах, которые позволяют педагогам установить тесный контакт с семьей, дифференцированно подойти к каждому ребенку, учитывая его интересы, особенности.

Предлагаю им прочитать специально разработанные памятки. Консультации, беседы

Во время бесед, консультаций, анкетирования выясняют, насколько хорошо сами родители ориентируются в вопросах воспитания правил культуры поведения на дорогах. Примерный перечень консультаций и бесед:

- «О значении обучения детей школьного возраста Правилам дорожного движения»

"Велосипеды у детей - ответственность родителей."

"Роль семьи в профилактике детского дорожно-транспортного

Травматизма».

«Велосипедист - тоже водитель. Организация отдыха детей в летний

период».

«Методические приёмы обучения ребёнка навыкам безопасного

поведения на дороге».

«Взрослый пешеход - пример для подражания ребенку».

«Ответственность родителей за воспитание детей».

«Опасный возраст, опасные привычки».

Как объяснить ПДД детям.

«Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог».

Беседа врача «оказание первой помощи при ДТП».

«Правила поведения детей в летнее время».

«Безопасный город»

“Требования к знаниям и навыкам школьника, которому доверяется

самостоятельное движение в школу и обратно”;

“Использование движения родителей с детьми по улицам города для

обучения детей навыкам правильного поведения на дороге”

«Будьте примером для детей в правильном поведении на дороге”

«Я и мой ребенок – пешеходы»

«История дорожных знаков, их назначение»

«Велосипедное движение в городе»

«Безопасность вашего ребенка на дороге»

«Взрослые! Вам подражают!»


Беседы с инспекторами ГИБДД

На собраниях с участием сотрудников ГИБДД знакомить родителей с программными требованиями по обучению детей правилам дорожного движения. Подчеркивать моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Основной упор уделяем тому, чтобы родители сами подавали пример детям в безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины, т.к. нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых.

Семейный клуб


Задачами семейного клуба является приобщение родителей к участию в жизни школы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и установление контакта с семьей. Встречи в семейном клубе проходят в форме: круглого стола, семинаров – практикумов, деловых игр, дискуссий, мастер – классов с использованием презентаций.

Дни добрых дел


Это дни добровольной, посильной помощи родителей . Родители участвуют в изготовлении дидактических пособий, шьют костюмы для творческих игр. Такая форма помогает налаживать атмосферу тѐплых, доброжелательных отношений между педагогами и родителями.


3.Досуговые формы:

конкурсы, викторины, развлечения, досуги по ПДД с участием детей и родителей.


Такие встречи помогают создать эмоциональный комфорт , сблизить участников педагогического процесса.

Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребѐнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Задача педагогов донести до родителей то, что именно их личный пример поведения на улице является образцом для маленького пешехода.

4.Наглядно- информационные:

Оформление буклетов с информацией о необходимости соблюдения ПДД (см .приложение )

выпуск газет, задача которых разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения, именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ученик навыками безопасного поведения на дороге, помогают информационные стенды на каждой возрастной группе – «Уголки безопасности» (единый стенд или папка-передвижка).